Как создать крафтовое производство шоколада, не имея больших инвестиций, и при этом соревноваться с гигантами индустрии? Ответы — в спецпроекте «Бизнес-план».

Андрей Мокряков, аналитик бизнеса в Pro Consulting

С начала независимости Украины наблюдался экономический спад, падали доходы населения, а так как шоколад и кондитерские изделия не являются предметами первой необходимости, производство и емкость рынка существенно сокращались. Закрывались крупные фабрики, к концу 90-х осталось небольшое количество предприятий. Те, кто тогда выжил, сегодня и являются крупнейшими: Roshen, АВК, «Свиточ».

Постепенно кризис проходит, рынок начал оживляться, улучшилось качество продукции, начались поставки за границу, наши фабрики даже вышли на лидирующие позиции в мире (речь идет о рейтинге «Топ-100 мировых кондитерских брендов» — ред).

Александра Анцюнас, соучредитель Spell

Наши конфеты — это необычное в обычном. Мы объединяем сыр Дор блю с бананом, козий сыр — с белыми грибами, Гауду — с бергамотом. Мы не стремимся делать то, что делают другие, нам это не интересно, нам интересно поражать.

Началось все с базовой обработки рецептов: мы набросали штук 50 идей для конфет, что хотели бы сделать. У нас были амбициозные планы создать за месяц 15 вкусов. По факту потратили три месяца. Мы очень много ели. Это были непрерывные операции, когда мы ели и плевались, ели и плевались, и только потом нам понравилось.

Я вам честно скажу: наш первый бизнес-план, который мы писали — не сработал. Как и второй. Как и третий. В табличке теоретически ты миллионер, на практике же все несколько иначе.

 

Виталий Иванов, соучредитель Spell

Эта любовь появилась от бренда бельгийского шоколада. Именно шоколатье из Бельгии и Франции вдохновляют всех шефов по всему миру. После общения с ними, мы погрузились в мир шоколада и поняли, что этого очень не хватает Украине. Поэтому мы поставили цель донести до украинского потребителя, каким может быть шоколад.

Сергей Радаев, основатель «Солодке зi Львова»

Мой бизнес начался в августе 2017 года. В него я вложил всего $70, за 2 недели мы удвоили продажи.

Было очень много горького опыта: бизнес по оформлению свадеб, бизнес с кафе, с уличной едой, бизнес с сувенирными лавками. И всегда оно как-то не клеилось, не знаю почему. Возможно, не отдавал себя полностью или это была не моя ниша.

И по сути $70, с которых все началось, не были моими деньгами, ведь на тот момент у меня был кризис в жизни, реально денег не было. Эти деньги мне подарила мама, и я думаю, что благодаря ей, благодаря энергетике этих денег все закрутилось и растет в геометрической прогрессии.

Сейчас это все делается для моей семьи, для моего маленького сына, которого зовут Давид, для моей жены, которая всегда меня поддерживает, чем бы я ни занимался.

Мое производство — это стол. Некоторые считают, что для производства нужны заводы и механизированные линии, но мое производство — это стол, микроволновая печь, несколько емкостей для шоколада и одна из трех форм, которую я когда-то поставлю наверное в рамку.

Технология очень проста: мы подогреваем шоколад, смешиваем с холодным, потом снижаем температуру, чтобы какао-масло правильно кристаллизовалось, в процессе изготовления добавляем ингредиенты.

Быть производителем — это не значит быть магнатом. Я думаю, это означает поднимать украинскую экономику и любить свое дело.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Спецпроект «Бизнес-план». Жидкое золото. Как экспортировать мед

«Бизнес-план» — совместный проект Громадского и канала «Настоящее время» о малом и среднем бизнесе в Украине.

Поделиться: