«Станем тесно, как сардины в банке»: остановит ли новое итальянское движение волну популизма?

Италия и другие европейские страны внимательно следят за новорожденным «движением сардин», которое становится «вирусным» в Интернете и очень заметным — на площадях городов Апеннинского полуострова. Кто такие эти «сардины», которые заставляют говорить о себе журналистов и политологов — разбиралось hromadske.
«Станем тесно, как сардины в банке»
Молодежное движение основали 14 ноября этого года в Болонье, когда четверо молодых людей решили: мы не отдадим наш город Сальвини.
Дело в том, что Болонья и ее регион Эмилья-Романья традиционно был центром левых политических идей. Сейчас же Сальвини, лидер ультраправой и популистской партии «Лига», надеется, что президентом регионального совета Эмилии-Романьи станет кандидат от правых Лючия Боргонцони.
Выборы запланированы на конец января 2020 года, а 14 ноября Сальвини приехал в Болонью с предвыборным туром. Его выступление должно было состояться в болонском дворце спорта, который способен вместить 5570 человек. Сам Сальвини в июле потерял должность вице-премьера и министра внутренних дел Италии, когда распалась правительственная коалиция из его партии и «Движения 5 звезд».
В ответ на запланированное выступление Сальвини журналист Матфия Сантони вместе с тремя друзьями — инженером, туристическим гидом и врачом — решили собрать на площади более 5570 человек. Мол, достаточно, если нас будет шесть тысяч — это уже больше, чем тех, кто придет послушать ультраправых, и мы станем на площади тесно, как сардины в банке. Поэтому друзья назвали свое движение «6 тыс. сардин».
Своих сторонников они собирали с помощью социальных сетей, подчеркивая: «Никаких ругательств, символов и никаких партий». Мол, в обществе и так много напряжения, поэтому пусть это будет скорее флешмоб, а не политическая демонстрация.
Неожиданный успех
Отзыв был неожиданным даже для организаторов — на площадь вышли от 12 до 15 тыс. человек, «вооруженных» вырезанными из картона сардинами. Далее на очереди была Модена, Генуя, Милан и еще десяток итальянских городов. И повсюду «сардины» заполняли площади тысячами сторонников. Даже если им приходилось стоять под проливным дождем.

14 декабря «первую ихтиологическую революцию в истории», как назвал ее основатель движения Матфия Сантони, должен увидеть Рим. Там ожидается не менее 200 тыс. участников, хотя сама площадь Сан Джованни может вместить до миллиона «сардин». В тот же день флешмоб «сардин» должен состояться в Мадриде, Париже и Брюсселе — соответствующие страницы в Фейсбуке являются очень посещаемыми и активными. Вполне вероятно, что движение «сардин» скоро может распространиться по всей Европе.
Чего же пытаются достичь все эти люди? Во-первых, сказать «нет» ультраправым и националистическим идеям, которые распространяются по Италии.
В течение последних двух лет произошло несколько инцидентов, которые иллюстрируют рост радикальных идей в Италии. Так, в городе Мачерата в феврале 2018-го молодой человек неофашистских взглядов начал стрелять во всех темнокожих людей на своем пути. Прежде чем мужчину остановили карабинеры, он успел ранить шестерых случайных прохожих. Сдаваясь карабинерам, он завернулся в национальный флаг и закричал: «Италия — для итальянцев!» И сделал фашистский салют.

В декабре 2018-го в северном городке Лоди детей иностранцев лишили права на школьные обеды. Такое решение принял мэр из партии Сальвини «Лига». А в ноябре этого года префектура была вынуждена предоставить личную охрану 90-летней Лилиане Сегре, которая выжила во времена Холокоста — из-за угроз со стороны ультраправых, которые отрицают геноцид евреев.
Во-вторых, целью сардин является напомнить всем о Конституции. Ведь в главном итальянском законе нет фразы «сначала итальянцы» (так звучит лозунг «Лиги»).
Собственно, пока у «сардин» нет политической программы. Они характеризуют свои идеи так: против ненависти, против лжи, против разделения людей на сорта, за толерантность, за либерализм.

Альтернатива традиционным левым
Хоть сам Матфия Сантори во время многочисленных интервью повторяет: «Мы скорее антитела от лжи, чем политическое движение», политический потенциал у «сардин» есть.
Но их идеи — все левоцентристские, и большинство их сторонников происходят из левых политических кругов.
Левоцентристские политические партии в Италии в последние годы переживают кризис. Хотя сейчас формально у власти находится левоцентристская Демократическая партия, но она не выглядит достаточно убедительно для избирателей, поскольку сформировала правительство с пророссийскими популистами из «Движения 5 звезд».
Итальянские левоцентристы-либералы не могут договориться даже внутри собственной политической силы. В сентябре этого года от Демпартии откололось крыло сторонников бывшего премьера Маттео Ренци, которое образовало новую партию под названием «Италия вива».
Углубленные в свои противоречия, левоцентристы не способны сформулировать убедительные для людей лозунги и идеи, не умеют рассказать о себе интересно и доступно для молодежи. Поэтому не удивительно, что некоторые политологи видят в «сардинах» потенциал, который сможет вдохновить все те миллионы традиционно левоцентристских избирателей, которые в последние годы чувствовали себя растерянными и только наблюдали, как страной все увереннее управляют ультраправые идеи.
«Я и мои друзья хотим послать сигнал: это неправда, что правые идеи, расизм повсюду выигрывают и ничего не поделаешь. Есть мы — молодые люди, которые не согласны ни с одной из идей Сальвини, и мы хотим, чтобы наш мирный флешмоб был виден, и чтобы люди почувствовали, что нас таких много! Мы отстаиваем идеи толерантности, уважения к человеческим правам», — говорит 30-летняя Алессандра из Рима.
«Сардины» называют себя антипопулистамы и антифашистами. И это на самом деле является нормой, которую итальянское общество подзабыло. Ведь итальянская Конституция, принятая 1948 году, открыто базируется на идеях Resistenza — то есть тогдашнего сопротивления фашизму Муссолини.
автор: Ирина Кащей
- Поделиться: