Суд против всей Украины: главное о деле нацгвардейца Маркива
Шестого июля в итальянском городе Павия начинается суд над украинцем Виталием Маркивым.
Ольга Токарюк
Шестого июля в итальянском городе Павия начинается суд на украинцем Виталием Маркивым. Бывшего бойца Нацгвардии обвиняют в причастности к убийству фотографа Андреа Роккелли у подножия горы Карачун в мае 2014 года на Донбассе.
Маркива, у которогодвойное украинско-итальянское гражданство, задержали год назад в Болонье. С тех пор он находится за решеткой в ожидании суда.
Что произошло за год, как арестовали Маркива, чего ожидать от процесса и почему адвокат Виталия называет это«судом против всей Украины» —в вопросах и ответах Громадского.
Как будет происходить суд?
Первое заседание состоится шестогоиюля в городе Павия. На нем представят стороны процесса: пострадавших —семью Андреа Роккелли и Итальянскую федерацию прессы,и ответчика —Виталия Маркива и его адвокатов.
Также объявят перечень свидетелей, которых обе стороны хотят пригласить, чтобы выступить на процессе. Кого из свидетелей приглашать—окончательно решат судьи.
Шестого июля также станет известно, когда начнется рассмотрение дела по существу —еще в июле или, возможно, уже в сентябре. Процесс будет открытым, поддержать Маркива в залесуда придут представители украинской диаспоры в Италии.
В чем обвиняют Маркива? Что произошло за год его пребыванияв тюрьме?
24 мая 2014 у подножия горы Карачун в окрестностях Славянска во время обстрела погиб итальянский фотограф Андреа Роккелли и его переводчик Андрей Миронов. Ранения получил еще один журналист, который путешествовал с ними — француз Уильям Роглон.
Украинские власти начали расследование этого дела, однако прогресса достичь не удалось. Именно ссылаясь на неэффективность украинского расследования, итальянские следователи начали собственное в 2017 году.
30 июня 2017 по подозрению в убийстве Роккелли Виталия Маркива задержали в аэропорту Болоньи, куда он прилетел навестить мать, которая живет в Италии.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Виновен без суда и следствия:как итальянские медиа осудили украинского солдата Маркива
Ему предъявлены обвинения в том, что он, действуя совместно с группой «неидентифицированных незаконных военных, которые базировались на вершине горы Карачун, совершил умышленное убийство Андреа Роккелли, осуществив сначала серию выстрелов из различных видов огнестрельного оружия, а потом —когда тот пытался скрыться во рву, чтобы спасти свою жизнь —20 выстрелов из миномета».
Впрочем, в ходе следствия обвинениеВиталию Маркивусмягчили —теперь его обвиняют в «оказании значительной материальной поддержки» тем, кто стрелял в Роккелли, и в причинениисерьезного ранения Роглону.
Другими словами —прокуроры считают, что Маркив увидел журналистов и передал информацию о них другим военным украинской армии, «даже зная, что они стреляют по гражданским» (цитата из материалов следствия).
Виталий Маркив на горе Карачун под Славянском. 31 мая 2014 (архивное фото). Фото: страница Юрия Касьянова в facebook
Несмотря на настойчивость адвокатов Маркива суд отказывается рассматривать ситуацию как такую, которая происходила в условиях войны, апеллируя к тому, что сама украинская власть называла эти события «антитеррористической операцией». Прокуроры уверены —убийство фотографа было умышленным.
За год, прошедший с момента задержания Маркива, его перевели из тюрьмы в Павии в тюрьму усиленного режима в Милане. Ходатайство адвоката об изменении меры пресечения на домашний арест отклонили, мотивируя тем, что Маркив может сбежать.
Какие доказательства причастности Маркива к гибели Роккелли?
Главное доказательство вины Маркива, котороепредоставляет обвинение, —это телефонный разговор с журналистами, в которомнацгвардеец вроде бы взял на себя вину за гибель Роккелли. Запись этого разговора в интерпретации журналистки Иларии Морани опубликовали в газете Corriere della Sera.
«Обычно мы не стреляем в направлении города и в гражданских, но когда видим движение, заряжаем тяжелую артиллерию. Так произошло с автомобилем двух журналистов и их переводчика. Мы отсюда стреляем на расстояние полтора километра», —рассказывает Морани о том, что якобы сказал ей Маркив.
Из материалов следствия, которые есть в распоряжении Громадского, следует, что Морани записала разговор, который в режиме громкой связи вел другой журналист —Марчелло Фаучи. Он познакомился с Виталием Маркивым во время событий на Майдане, и, поскольку тот говорил по-итальянски, часто звонил ему после того, как Маркив ушел в Нацгвардию, чтобы узнать о состоянии дел в зоне боевых действий.
Запись разговора не сохранилась, еев материалах дела нет. О ее содержании известно лишь со слов участников. Интересно, что ни Маркив, ни Фаучи не подтверждают слова Морани о том, что Маркив признал свою причастность к гибели Роккелли. Более того, Виталий говорит, что о смерти фотографа узнал именно в той беседе с журналистом.
Сторона обвинения также апеллирует к показаниям, предоставленнымраненым в инциденте французом Уильямом Роглоном. На допросе в 2017 году он настаивал, что вжурналистов стреляли с той стороны холма, где располагались украинские военные, хотя в 2014-м, по горячим следам, заявлял, что не уверен, откуда именно раздавались выстрелы.
Какие аргументы защиты?
Виталия Маркива защищает один из лучших адвокатов Италии—Раффаэле делла Валле. Он настаивает на невиновности нацгвардейца, который был обычным солдатом и не располагал тяжелыморужием.
Итальянский адвокат украинского солдата Виталия Маркива Раффаэле делла Валле. Фото: Giornale L'Irpinia
Защита подчеркивает, что описанные события происходили на фоне полномасштабной войны —в Роккелли и других не стреляли преднамеренно, они, вероятно, стали жертвами перекрестного огня. Версия о перекрестномогнезвучит из уст самого переводчика Миронова на видео, снятогоза минуты до гибели его и Роккелли.
К тому же, фотограф и его коллеги, находившиеся на контролируемой сепаратистами территории, не имели ни аккредитации в зону ведения боевых действий, ни бронежилетов или шлемов с надписью «пресса».
«Есть очень много свидетелей, которые подтверждают, что и зона была очень опасной, что передвигаться там было очень рискованно. Есть письма посольства Италии в Украине, в которых призывают граждан Италии не приближаться к тем местам. Пострадавшие не имели никаких знаков, с помощью которых их можно было бы распознать. Они приехали на обычном авто, на котором не было отметки такси», —говорит адвокат делла Валле.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:«Обвинения против Маркива не выдерживают критики» – адвокат украинского военного
Кроме того, по словам сотрудников госпиталя, куда привезли тела погибших, переводчик Андрей Миронов был одет в камуфляжные штаны. Независимо от того, кто стрелял, их запросто могли принять за представителей вражеской стороны.
Какие следственные действия были проведены?
Следователи отвергли ходатайство адвоката Маркива о проведении исследований на месте событий, подСлавянском, полагаясь на данные спутниковых снимков и GPS-координаты.
Делла Валле сам поехал туда с помощниками, и уже во время судебного процесса подавалповторную просьбу о проведении следственных действий в Украине. Все, что сделали во время следствия, —это баллистическая экспертиза рюкзака Роккелли, которая не смогла доказать, из какого именно оружия в него стреляли.
Как реагирует украинская власть?
После ареста Маркива украинская власть несколько раз предлагала Италии создать совместную следственную группу —об этом заявлял и министр иностранных дел Климкин, и министр внутренних дел Аваков.
Однако многочисленные просьбы от Генпрокуратуры и СБУ Рим проигнорировал. «Мы также предлагали посетитьместо происшествия, поскольку это позволило бы снять ряд вопросов, а также, возможно, дезавуировать показания, имеющиеся уитальянской стороны. На сегодняшний деньникакого ответа от итальянских властей, несмотря на наши неоднократные напоминания, мы не получали», —отметил в интервью Громадскому заместитель Генпрокурора Евгений Енин.
В мае министр внутренних дел Аваков в обращении к послу Италии призвал воздержаться от штампов российской пропаганды в деле Маркива, цитируя материалы следствия, в которых присутствуют формулировки типа «пророссийские повстанцы-сепаратисты», «гражданский конфликт» и «агрессия украинского войска».
Что говорят итальянские медиа?
Итальянские медиа со дня ареста пользуются «презумпциейвиновности», называя Виталия Маркива убийцей фотографа Роккелли. В них фактически не представлена точка зрения защиты нацгвардейца. В Италии это дело подают как умышленное нападение на журналиста.
Родители Андреа Роккелли в интервью говорят о решимости узнать правду о гибели сына. Адвокат Роккелли Алессандра Баллерини обвиняет Украину в том, что его делом здесь заинтересовались только после ареста Маркива —и то лишь для того, чтобы критиковать итальянское правосудие.
Марш и акция в поддержку украинского нацгвардейцаВиталия Маркива, задержанного в Италии по подозрению в убийстве итальянского фотографа Андреа Роккелли, погибшего в 2014 году наДонбассе.Киев, 7 марта 2018. Фото: Анастасия Власова / Громадское
Это в значительной степени медийный процесс —не только потому, что расследуют гибель фотографа и ранениежурналиста. Обвинения против Маркива базируются на показаниях журналистов, а потерпевшей стороной на суде выступает также Итальянская федерация прессы (FNSI). Именно она настояла на том, чтобы итальянская власть не закрывала глаза на дело о гибели Роккелли на Донбассе.
Присутствует ли здесь русский след?
Трудно сказать наверняка, ни одна из сторон об этом напрямую не говорит. Очевидно, что в материалах дела немало формулировок, которые являются калькой тезисов российской пропаганды.
По словам адвоката Маркива, прокуроры «выбрали линию обвинения, что украинская армия —это армия негодяев и преступников, которые стреляют в мирных жителей. И в этом их якобы поддерживает правительство. Зато сепаратисты хотят освободить Украину от власти нелегитимного правительства».
Делла Валле называет процесс над Маркивым «судом над всей Украиной». Он говорит, что с осторожностью будет называть в суде имена других свидетелей — ведь если под подозрением все украинское войско, то обвинить могут и их.
Можно ли надеяться на справедливый суд при условии нахождения у власти в Италии пророссийского правительства?
С мая Италией руководит новое правительство, сформированное популистскими партиями «Лига» и «Движение 5 звезд», которые провозгласили своей целью отменусанкций против России. Глава «Лиги», министр внутренних дел Сальвини известный связями с Кремлем, уего партии естьсоглашение о сотрудничестве с «Единой Россией».
Впрочем, Италия —демократическая страна, в которой ветви власти независимы друг от друга. Адвокат Раффаэле деллаВалле уверен в беспристрастности судей, которые будут рассматривать дело Маркива. Тревожным звоночком является то, что уже трижды во время досудебного следствия судьи принимали сторону стороны обвинения, принимая решение о взятии Маркива под стражу, отвергая просьбы защиты о домашнем аресте и передавая дело на рассмотрение, вместо того, чтобы закрыть его. Несмотря на это, адвокат сохраняет оптимизм: «Одно дело —следственные действия прокуроров. Другое —действия трибунала, там очень профессиональные судьи».
- Поделиться: