Существует ли морская блокада Азова?

Watch on YouTube

«Азовскийкризис» последних месяцев— одна изглавных тем украинскихмедиа иполитиков. Большинство оценок пессимистичны. Самое распространенное утверждение— «мытеряем Азов». Громадское посетило Мариуполь, чтобы выяснить, что происходит вПриазовье, ипообщаться стеми, кого непосредственно коснулась так называемая блокада.

Константин Реуцкий

«Азовскийкризис» последних месяцев— одна изглавных тем украинскихмедиа иполитиков. Большинство оценок пессимистичны. Самое распространенное утверждение— «мытеряем Азов». Громадское посетило Мариуполь, чтобы выяснить, что происходит вПриазовье, ипообщаться стеми, кого непосредственно коснулась так называемая блокада.

История обострения

Вэтом году вмарте украинские пограничники задержали отечественное рыболовецкое судно «Норд». Оно ходило под российским флагом.

Стех пор ситуация вАзовском море начала обостряться.

Задва месяца вответ назадержание «Норда» россияне арестовали двеукраинских рыболовецких лодки. Рыбаков обвинили вбраконьерстве.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:Тюлька под российским флагом: зачто вУкраине судят рыбаков судна «Норд»

Российская Федерация постепенно наращивает военно-морские силы вакватории Азоваи, пословам экс-заместителя начальника Генштаба ВСУИгоря Романенко, уже якобы перебросила 40боевых кораблей.

Российские пограничники теперь чаще останавливают для проверки суда, направляющиеся вукраинские порты. Некоторые корабли, как утверждают эксперты, проверяют несколько раз заодин рейс.

Всего вакватории Азовского моря сапреля посентябрь этого года российские пограничники остановили для проверок 148 торговых судов.

Из-за возведенногомоста, соединившего российский Таманский полуостров сКерченским ваннексированном Крыму, замедлилосьпрохождениесудами Керченского пролива. Причина нетолько впроверках российскихпограничников, ноивтом, что крупнотоннажные суда типа «Панамакс» больше немогут ходить вАзове— они просто слишком высокие для этого.

Нарейде вКерчи ежедневно контроля ждут до400судов. Россияне уже дважды делали публичные заявления, называя украинских пограничников пиратами иоправдывая этим действия своих силовиков вакватории.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:Азовский кризис: как Россия берет в тиски украинское Приазовье

Госдеп США назвал действия России попыткой дестабилизировать Украину. Америка призвалаРФ прекратить создавать препятствия международному судоходству вАзовском море.

Поданным BBC, из-за так называемой блокадыАзова Мариупольский торговый порт вянваре-феврале 2018 годов недополучил 146млн грн ($5,2 млн США) дохода посравнению саналогичным периодом прошлого года.

Потери

Почти $2,85млн США недополучил порт вБердянске. Объемы экспортных грузов украинских портов наАзовском море вэтом году уменьшились на10%. Восновном засчет металлургической продукции. Если впрошлом году через мариупольский порт шло35% всего украинского экспорта черных металлов, тов2018 году этот показатель сократился до27%.

Доля Бердянского порта вметаллургическом экспорте сократилась с3,35% до1,3%. Втоже время выросли объемы экспорта сельхозпродукции через азовские порты.

Ненастолько плохо, как ожидалось

Представители мариупольских компаний, работающих сгрузами сельхозпродукции, говорят, что непочувствовали насебе негативных последствий «азовскогокризиса». Более того— они стараются избегать слова «блокада».

«Блокадой ееможно назвать только условно,— говорит морской агент Александр Мирошниченко, компания которого выступает посредником между украинскими портами исудовладельцами, работая преимущественно сгрузами зерновых культур. —Есть определенные требования, которые российская сторона поставила для прохода через Керченский пролив. Суда проверяются. Вочереди напроверку ждут отоднихдочетырех суток. Апословам представителя Госпогранслужбы Олега Слободяна, вожидании проверки нарейде Керчи некоторые суда могут провести даже неделю. Это зависит отколичества судов иотпогодных условий».

Сама проверка, пословам Мирошниченко, длится отодного дотрех часов— взависимости отразмеров судна иотповедения экипажа. Онговорит, все происходит без давления иугроз, российские пограничники ведут себя вежливо.

Иного мнения украинские пограничники, мол, россияне впоследнее время прибегают кпроцедурным нарушениям— несоставляют или не предоставляюткапитанам судов актов опрохождении осмотра. Делается это будто бы для того, чтобы избежать ответственности поискам отсудовладельцев. Некоторые изних реагируют назадержки достаточно нервно, ведь это приводит кувеличению затрат натопливо изарплату экипажам.

Участились иостановки россиянамигрузовых кораблей для повторной проверки уже вакватории Азовского моря. Обэтом говорит директор пооперативной деятельности «УкрТрансАгро» Андрей Леонидов, компания которого владеет зерновым терминалом вмариупольском порту:

«Кроме проверок вКерченском проливе Госпогранслужба ФСБ РФповторно останавливает судна уже вакватории Азовского моря, натак называемом Бердянском поворотном круге. Это еще нанесколько часов удлиняет время постановкисудов назагрузку внаш порт».

Ноионсчитает, что онастоящей блокаде говорить преждевременно. Пословам Леонидова, вначале лета они готовились кхудшему.

«Заэтот период только один корабль несмог стать кнам под погрузку-за своих размеров,— говоритЛеонидов. — Задержки, связанные с проверками, мы компенсируем судовладельцам за счет более быстрой загрузки».

Директор по оперативной деятельности «УкрТрансАгро» Андрей Леонидов у зерновоготерминалав мариупольскомпорту, находящегося в собственностикомпании, Мариуполь, Донецкая область, 15 сентября 2018 року. Фото: Андрей Рогозин/Громадское

ИМирошниченко, иЛеонидов пока незаметили состороны россиян искусственного осложнения проверки судов, следующих вукраинские порты. Поихсловам, вочереди напроверку стоят как украинские, так ироссийские суда. Ипроцедура контроля продолжается примерно одинаково.

«Недумаю, что цель россиян— подавление украинского рынка,— говорит Александр Мирошниченко. —Вцелом наноменклатуру рынка это повлияло несильно. Суда, как ираньше, приходят, разгружаются, загружаются. Процесс продолжается».

Соглашается сним иАндрей Леонидов:

«Усудовладельцев есть определенная обеспокоенность, но вообще мыработаем вштатном режиме. Как ираньше, все отгружается вопределенные сроки, всоответствии сноминациями ипланами».

Мариупольские рыбаки из-за действий российских пограничников теперь нерискуют выходить вморе дальше 12-мильной прибрежной зоны— боятся, что ихзадержат: «Все сейнеры ходят скопом вдвух милях отБердянской косы».

Подходить ккрымскому побережью тоже опасно— россияне считают это своей прибрежной зоной. Встреча там сроссийскими пограничниками уже неограничится осмотром— исудно, иэкипаж арестуют за«незаконный вылов рыбы».

Все это, безусловно, влияет наобъемы вылова. Нопока не критично. Как говорят некоторые изрыбаков, это влияет наних небольше, чем ухудшение экологической ситуации из-за опасных выбросов металлургических комбинатов «Метинвеста».

Однако большинство украинских экспертов видит вусилении российского присутствия наАзове угрозы как для безопасности, так идля экономики региона.

Мариупольские рыбаки из-за действий российских пограничников теперь нерискуют выходить вморе дальше двенадцятимильной прибрежной зоны.Мариупольский торговый порт, Донецкая область, 15сентября 2018. Фото: Андрей Рогозин/Громадское

Экономика

Помнению руководителя «Агентства развития Приазовья» Константина Батозского, украинские порты наАзове несут убытки. Вчастности причиной называет иограничения высоты. После возведения Керченского моста мариупольский и бердянскийпорты больше незагружают суда класса «Панамакс» (Panamax) (длина — около 290м, ширина — 32, высота— 58, осадка— 12 м — ред.).

«Поподсчетам мариупольского порта, они недосчитались около 140лодок, которые внормальных условиях туда приходили, принимали более чем 40 тысяч тонн груза ивезли его надальние рынки, как-то Америка, Азия, Китай»,— говорит Батозский.

Поего мнению, это крайне негативно повлияет наработу мариупольских металлургических комбинатов. Сырье ипродукцию приходится возить пожелезной дороге, из-за чего ихсебестоимость растет.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:Мост впроливекак бревно вглазу: оцене Керченской переправы

Кроме того, через единственныйперегон, соединяющий Мариуполь сукраинскими железными дорогами,может пройти только 52пары составов ежедневно, что ограничивает возможности комбинатов.

Батозский считает, что досих пор Россия лишь демонстрировала свои возможности. Авслучае, если произойдет настоящая блокада, мариупольским комбинатам будет очень трудно. Реализуют ли россияне такой сценарий, невпоследнюю очередь зависит от усилий украинских чиновников в дипломатической и безопасностностной сфере. Батозский замечает, что еще сильнее ситуация повлияет наБердянск, где порт является главным градообразующим предприятием:

«Если ситуация будет обостряться, эти порты несмогут развиваться, несмогут диверсифицировать номенклатуру грузов. Иэто уже является огромной проблемой для всего региона».

Министр иностранных дел Украины Павел Климкин вкомментарии Громадскому сказал, что считает, что Россия злоупотребляет положениями украино-российского соглашения от2003года. Согласно ему Азовское море признано внутренними водами двух государств, аУкраина иРоссия имеют право контролировать всю акваторию Азова.

Российская сторона, помнению Климкина, осуществляет этот контроль таким образом, чтобы исключить украинское судоходство. Министр считает, что эти действия— часть хорошо просчитанной стратегии давления наУкраину для политических уступок.

Мариупольский торговый порт, Донецкая область, 15сентября 2018. Фото: Андрей Рогозин/ГромадскоеМариупольский торговый порт, Донецкая область, 15сентября 2018. Фото: Андрей Рогозин/Громадское

Безопасность

Украинские пограничники вовремя патрулирования наблюдают от трех до пяти российских военных кораблей вдень. Это больше, чем впрошлом году.

Ранее россияне кпровокациям неприбегали. Ноуже 13августа врайоне Должанской косы российский пограничный сторожевой катер приблизился нарасстояние 10метров исделал несколько опасных маневров вокруг украинского катера морской охраны.

Пограничники называют такие действия нарушением Международных правил предупреждения столкновения судов вморе ипровокацией российской стороны.

«Это первый случай, когда пограничникиРФ позволяют откровенно агрессивные, демонстративные иопасные действия вАзовском море вотношении украинских пограничников,— говорит пресс-секретарь Госпогранслужбы Олег Слободян. Оннесомневается, что это была сознательная провокация. —Скорее всего, Россия таким образом пытается показать, что они-де являются хозяевами Азовского моря».

Украинские пограничники напровокацию неподдались.Но, пословам Слободяна, итогда, ивбудущем «готовы применять все имеющиеся силы исредства для защиты частной украинской границы».

Слободян уверяет, что ситуация наАзовском море контролируема ипрогнозируемадля пограничников. Российских военных кораблей, поего словам, украинские пограничники вакватории Азова ненаблюдают. Онсомневается, что они вообще заходят вАзов. Поскольку из-за своей глубины итечений Азовское море делает невозможным маневрирование крупных кораблей илишает смысла ихиспользование.

Вначале сентября Совет национальной безопасности иобороны Украины решил усилить украинское военное присутствие наАзове исоздать там группировку ВМС Украины. Уже через несколько дней вБердянск перебросили 2бронированных артиллерийских катера.

Поинформации «Правительственного портала», для отражения агрессивных действий Российской Федерации вэтом регионе Украины уже доконца года планирует создать базу военно-морских сил наАзовском побережье.

США тоже обещают Украине помощь взащите азовских рубежей. Американское правительство уже предоставило Украине станцию ​​слежения заморскими целями, иподдержка США, пословам специального представителя Госдепартамента Курта Волкера, этим неограничится.

«Мынепризнаем претензии России наакваторию Азовского моря. Мысчитаем, что присутствие российских военных там— это очень агрессивный ипровокационный шаг. Инас это очень сильно беспокоит», — сказал Волкер Громадскому.

Мариупольский торговый порт, Донецкая область, 15сентября 2018. Фото: Андрей Рогозин/Громадське

Перспективы

Что делать Украине, чтобы непотерять Азовское море иморские пути через Керченский пролив? Большинство экспертов видят решение вусилении дипломатического давления наРФ инаращивании военного потенциалавПриазовском регионе.

Обэтом говорят ивправительстве.

«Во-первых, будем последовательно двигаться понашему иску против России врамках арбитража иКонвенции поморскому праву,— говорит Павел Климкин. — Во-вторых, вместе состранами, чьи суда ходят через Керченский пролив, мыхотим создать общий фронт для реагирования нанарушение Россией морскогоправа. В-третьих, конечно,— это военный компонент. Нет решения только водной сфере».

Константин Батозский видит выход вденонсации соглашения осовместном использовании акватории Азовского моря ипроведении скорейшей делимитации морской границы:

«Для России граница Украины начинается уже наберегу, аневнутри акватории. Нам надо пройти все процедуры делимитации ипривлечь кэтому страны Большой Семерки. Чтобы все великие державы признали нашу границу вАзовском море».

Пословам Константина Батозского, Украина недолжна признавать контрольРФ над Керченским проливом, ведь тогда это, по сути, станетотказомотКрыма.

«Они никогда непризнают нашу территорию, наши границы,— говоритон. —Ноэто незначит, что мыдолжны спокойно наблюдать заразвитием ситуации. Мы должны активно защищать свою позицию. Потому что сегодня они возьмут Азов, азавтра скажут, что ихэкономические интересы включают Одессу. Нукак сэтим мириться? Надо воевать. Должны воевать».

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:Мины иморе: история рыбаки сприфронтового Бердянского