Сванетия на пути к Швейцарии

Как самый криминальный регион Грузии превратился в туристический рай

МатериалJamnews

Алекс Чигвинадзе, Местиа

Пятнадцать лет назад на тех, кто хотел развивать туристический бизнес в Сванетии, смотрели с недоумением

Если вы решите побывать в Сванетии, то вам предстоит преодолеть путь героев сказок – через девять морей и девять гор.

Из Тбилиси в Сванетию ездят микроавтобусы. Можно воспользоваться самолетом, вылетающим с аэродрома в Натахтари неподалеку от грузинской столицы. Можно доехать поездом до Зугдиди, а оттуда на машине – дорога до Сванети занимает около двух часов.

По данным Национального управления по туризму Грузии, за 10 месяцев 2016 года в стране в общей сложности побывало 5.406.188 иностранных гостей, что превышает аналогичный прошлогодний показатель на 8,1%. Рост количества туристов фиксируется ежегодно.

Власти Грузии объявили туризм одним из приоритетов развития страны. Сванетия – один из самых интересных маршрутов для тех, кто собирается в Грузию.

Царство божие? Знаем, видели

Этот горный регион Грузии граничит с Россией и отделен административной границей от Абхазии.

Мы с оператором Давидом Пипия в Сванетию отправились на машине. Встретились в Зугдиди и выехали на дорогу, змеей обвившую горы. От видов перехватывает дыхание. Каменные сванские башни, возведенные много веков назад, возвышаются в горах.

Первое сванское село Хаиши находится в 70 километрах от Зугдиди. Туристы с рюкзаками за спиной нам здесь не встретились, но у моста на въезде в Хаиши мы увидели двух ярко накрашенных девушек. Они сидели у обочины, рядом со стендом с буклетами. Один из них назывался «Где царство божье?» «По-моему тут, в Сванетии», - подумал я, оглядываясь вокруг.

«Свидетели Иеговы. В Самегрело и Сванетии много иеговистов», - объяснил Давид, который родом из Зугдиди.

Бывшая безнадежная инвестиция

Когда мы добрались до Местиа, уже вечерело. В тумане успели заметить нескольких туристов, спешивших к уютно светящимся гостиницам.

Мы последовали их примеру и остановились в первом же отеле. В просторном дворе нас встретил ребенок, который тут же изложил распорядок дня: «Утром мама отводит меня в детский сад. Там я играю. Потом меня приводят обратно домой. Иногда плачу».

Наутро мы узнали, что гостиница, в которой мы остановились, чуть ли не историческая – она появилась здесь тогда, когда по Сванетии рисковали путешествовать только самые бесшабашные туристы. Сейчас в гостинице «Сванетия» - 21 номер. Во дворе строится сауна.

Постоянно приезжают иностранцы. Вот с утренней пробежки вернулись три украинки. На завтраке заметили пару индийцев.

«Не жалуемся. Вроде все идет хорошо», - говорит Нино Джапаридзе, хозяйка гостиницы.

История гостиницы, которую рассказывает Нино, напоминает путь, который прошел весь регион в последние десятилетия, пока не превратился из рассадника криминала в одно из самых интересных для туристов мест.

По словам Нино, начался бизнес в 1998 году. Это было время, когда Сванетия в грузинских СМИ фигурировала только в криминальных сводках: «В Сванетии ограблен автобус», «В Сванетии похищен бизнесмен», «Криминальный авторитет скрылся в горах Сванетии». Так выглядели заголовки грузинской прессы в 90-е.

«Когда мы начали строительство гостиницы, над нами посмеивались и смотрели на нас как на сумасшедших. Я сама из Местиа, школу здесь закончила, потом в Тбилиси перебралась. Темные и страшные годы были, но уже тогда чувствовали, что времена изменятся, а у туризма здесь большой потенциал. К тому же в Тбилиси работы не было», - вспоминает Нино.

Строительство гостиницы растянулось на годы. Все заработанное вкладывали в стройку. Потом решили расшириться и обратились в банк.

«В банке на нас смотрели с нескрываемым удивлением, когда узнавали, для чего нам нужна ссуда, и особенно – где мы строим гостиницу. В Местиа! И наотрез отказывали нам».

Только в 2007 году Нино сумела получить первую ссуду. К тому времени и поток туристов заметно увеличился, появились новые планы и перспективы.

Это был тот период, когда пришедшее к власти в 2003 году после «революции роз» молодое правительство во главе с Михаилом Саакашвили осуществляло свою программу реформ. В том числе, полицейскую и антикоррупционную.

Реформы помогли оживить экономику. В 2006 году бюджет Грузии в сравнении с 2003 годом вырос в 8 раз, а иностранные прямые инвестиции в 2007 году превысили 2 миллиарда долларов. Туристическая отрасль в целом и бизнес Нино Джапаридзе почувствовали изменения.

Война — враг инвестиций

Когда в августе 2008 года, в самый пик туристического сезона, в Южной Осетии началась война, в 400 километрах от Цхинвали – в Местиа, гостиница Нино была переполнена туристами. Зарезервированы были номера и на следующие несколько недель.

Но в тот год сезон провалился. Кому было до туризма?

«Казалось, что все закончилось. Иногда представляли, что вернемся в то темное время, из которого выбрались с таким трудом», - вспоминает Нино.
После войны поток туристов уменьшился, сократились и инвестиции. Но все-таки в «темную эпоху» страна не вернулась.

В 2010 году, приехав в Местиа, Саакашвили пообещал быстро превратить регион в «кавказскую Швейцарию». В Сванетии началось строительство горнолыжных трасс, открылся новый аэропорт. И что главное, была реконструирована автомобильная дорога Зугдиди-Местиа, построенная в 1950 году и с тех пор ни разу не ремонтировавшаяся. Тогда же была начата активная рекламная кампания: о Сванети сняли множество имиджевых клипов, приглашавших любителей туризма обязательно посетить этот уникальный край.

На пути к Швейцарии

Полумиллиона туристов, обещанных Саакашвили, Сванетия пока не видела, и до Швейцарии ей пока очень далеко.

В глянцевые клипы о Сванетии не вошло множество проблем – людям здесь приходится жить в довольно тяжелых условиях.

Особенно сложно в зимний период, когда снег отрезает регион от внешнего мира.

Сваны жалуются на то, что красивая природа вместе с благом несет и проблемы.

«Сюда журналисты приезжают, чтобы красивую природу отснять и с туристами пообщаться, а до нас дела нет», - утверждают местные жители.

Нино Джапаридзе утверждает, что кроме инфраструктурных проблем, приходится преодолевать и психологические.

«Я выросла в гостеприимной семье, каждое лето проводила здесь, очень много было близких семье людей. Когда начала гостиничный бизнес, едва ли не самым трудным для меня оказалось брать деньги с гостей. Также трудно было освоиться с ролью официантки и уборщицы, в которой тоже приходилось оказываться. Этот барьер мне – врачу по профессии с советским менталитетом, тяжело было преодолевать», - рассказывает Нино, которая сегодня не только не морщится от мысли об обслуживании гостей, но наоборот – только и думает о том, как создать им максимальный комфорт.

«Хочу открыть производство по переработке молока. Хочу угощать гостей собственными натуральными продуктами», - говорит она.

В сентябре в ходе избирательной кампании гостивший в Сванети премьер-министр Гиоргий Квирикашвили заявил, что вскоре будет построена 38-километровая дорога с 6-километровым тоннелем: они свяжут Местиа и Лентехи, и улучшат жилищные условия населения Сванетии, облегчат туристам доступ к достопримечательностям.

«Уже идут тендеры по детальным проектам этой дороги, - подчеркнул премьер. – После этого станет возможно путешествовать по Сванетии и зимой, и в плохую погоду. В результате стоит ожидать создание в Сванети новой туристической инфраструктуры, притока новых инвестиций и, что самое важное, появления новых рабочих мест».

Здесь Тамара коня привязывала

В Местиа попадаются огромные собаки. Они добродушные, но если все-таки вы их боитесь, то надо произнести заговор: «Здесь Тамара прошла». Тогда ни одна собака близко не подойдет.

Не думайте, что Тамара — это какая-то местная амазонка, от одного упоминания которой у собаки случается падучая. Речь о царице, которая правила Грузией в двенадцатом веке. Просто в Сванетии это не имеет особого значения. Тут граница между столетиями и эпохами стерта, и об исторических персонажах тут зачастую говорят как о соседях.

Если вас интересует история, то Сванетия – именно то место, куда стоит съездить. Здесь есть и старые каменные башни, и средневековые традиции, и языческие обычаи, и христианские святыни.

Земо Сванети, признанный ЮНЕСКО памятником мирового наследия, — это один громадный музей под открытым небом. Туристы, попавшие сюда, напоминают того героя голливудской комедии, вокруг которого начинают оживать экспонаты.

В Музее истории и этнографии Сванетии вам расскажут, что в третьем тысячелетии до нашей эры в Сванети работали шахты, в которых добывались медь и железо. И миф об аргонавтах связан именно со Сванетией - воды здешних рек несут в низовья золото.

В Местиа есть еще один музей - этнографический, которым управляют муж и жена Маргиани. В этом музее воссозданы условия, традиции и обычаи, по которым веками жили сваны.

Гид в музее – украинка Лариса Маргиани. Она говорит на русском и увлеченно рассказывает о том, как жили прежде сваны. Лариса показывает нам место, где обычно восседал старейшина, слово которого в общине имело решающее значение; объясняет нам, что два борджгали (один из древнейших грузинских символов, обозначающий бессмертие и космическую энергию), вращающиеся в противоположных друг другу направлениях, – символ неуловимого и безостановочного времени; показывает темницу, в которую заключали преступников; рассказывает о законах кровной мести.

«Эти рассказы немного пугают туристов, особенно о кровной мести… Но когда видят меня целой и невредимой, успокаиваются», - смеется Лариса.

Она легко переходит от музейных экспонатов к личной истории.

«Я по любви замуж вышла. Когда в России жили, мой муж Мурад мне много рассказывал о здешних обычаях, и это меня немного настораживало. Было тяжело вначале здесь жить, но вскоре поняла, что именно здесь мой дом», - говорит она и показывает фотографии своих трех детей.

Лариса и Мурад в нынешнем году открыли собственную гостиницу. В ней все номера выкрашены в разные цвета: есть фиалковый, зеленый, голубой…

Рядом — кафе с верандой, где угощают традиционными сванскими блюдами.

О блюдах лучше беседовать, конечно, с поваром.

«Сванское традиционное блюдо кнаши моя бабушка готовила из конопли. Собирала головки, варила, смешивала со специями в шарики. На поминальные столы, как правило, подавалось. Бабушка моя незадолго до кончины проклинать стала того, кто запретил это растение. Коноплю она высаживала среди посевов кукурузы, чтобы видно не было».

Любителям приключений и не только

Спрашиваю у Дато Хергиани – сотрудника Службы туристической информации, как можно охарактеризовать типичного туриста, приезжающего в Сванетию.

«Это молодой человек, который любит передвигаться пешком, его интересуют экстрим, острые ощущения, культура различных стран», - отвечает он.

Дато – тбилисец, работал в туристическом бизнесе. Уже несколько лет, как отказался от городской жизни и вместе с семьей перебрался в Сванетию. Говорит, что в этом году гости в основном приезжали из России, Украины, Израиля, Германии, Франции. В последнее время зачастили поляки:

«Недавно американские парни были, байкеры. Маршрут у них на 3000 километров по Кавказу, около 20 заповедников планировали проехать за три месяца. Крепкие, интересные ребята».

В Сванетии самый популярный маршрут — Местиа-Ушгули. Ушгули – самый высокогорный населенный пункт в Европе: 2200 метров над уровнем моря.

Единственный подъемник работает пока только на горе Хацвали. Там же проложены три горнолыжные трассы. К зимнему сезону должны заработать еще четыре подъемника.

Сванетия – рай не только для любителей горнолыжного туризма, но и для альпинистов. Здесь находится знаменитая Ушба – окутанная тайнами четырехглавая вершина Сванского Кавказа. Ее высота 4700 метров. Ушбу и сегодня грузинские скалолазы считают мерилом мастерства в альпинизме. Ушбе присвоена пятая, высшая категория сложности. В Сванетии сейчас размышляют над тем, как расширить использование Ушбы.

«Плато Ушбы идеальное, здесь в любое время года можно кататься на лыжах. Представьте, в августе кататься на Ушбе, и тут же у подножья фактически – морской курорт Анаклиа, загорать. Раньше существовал план, связанный с Ушбой. Собирались гостиницу строить, которую обслуживал бы вертолет. Туристы могли покататься на лыжах, а через 20 минут оказаться у моря. И сейчас можно это сделать», - говорит Малхаз Удесиани, руководитель компании по развитию горнолыжных курортов.

Малхаз так же, как Нино Джапаридзе и Давид Хергиани, переселился в Сванетию из Тбилиси. Родовой дом он переделал под гостиницу. Здесь практически круглый год туристический сезон, утверждает он. Его гостиница «Чубу» стала прибыльной в первое же лето.

«Сейчас в Грузии мы занимаем 50-е место в списке «золотых налогоплательщиков». Нас упоминают в одной компании с «Мэрриотом». Подумываю о расширении», — с гордостью говорит Малхаз.

То, что Сванетия пока привлекает только молодых, говорит о проблемах, считает Дато Хергиани.

«Старшее поколение воздерживается от поездок в Сванетию. Это означает, что сервис нужно улучшать. Людям в возрасте нужен больший комфорт, но и денег они больше тратят. Поэтому их обязательно надо заинтересовать регионом», - считает он.