
Связь через виртуальный мир. Как совместная игра на компьютере влияет на отношения родителей и детей

«Ты просто убиваешь время», «Компьютерные игры портят здоровье», «У тебя зависимость». Такое порой слышат подростки, которым родители запрещают играть в игры из-за стереотипов и страхов. Взрослые часто переживают, что у детей будут проблемы с социализацией и здоровьем, что они не получат никакой пользы от сидения за компьютером. Но не стоит преувеличивать.
Вместе с родителями, которые используют игры как инструмент развития в семье, и психологом рассказываем, как нужно рассчитывать время для компьютерных игр и в чем их преимущества.
hromadske реализует проект вместе с компанией «Кока-Кола Украина».
Красные линии
Киевлянин Алексей Малецкий (известный также по нику «уХо») работает киберспортивным комментатором в компании WePlay Esports. У него двое сыновей, сейчас им 11 и 8 лет. Ребята довольно рано, еще с трех-четырех лет, начали играть в компьютерные игры. Поскольку работа Алексея связана с виртуальным миром и играми, он не был против, чтобы сыновья иногда проводили время за компьютером. Однако вскоре у родителей возникла проблема. Ребята не слушались, когда мама или папа просили их прекратить играть, сделать перерыв и заняться чем-нибудь другим. Начинались слезы.
По словам психолога и специалиста по работе с зависимыми и зависимостями Натальи Чернявской, чтобы игра на компьютере не выходила из-под контроля, стоит четко очертить границы, когда и сколько можно играть.
«Должен быть четкий и понятный предел, который устанавливают родители. Но ребенок обязательно должен быть привлечен к обсуждению. Прозвучавшие от взрослых фразы типа “Я сказал/ла” в школьном и подростковом возрасте воспринимаются с протестом и вызывают желание сделать вопреки», — объясняет психолог.

Она рекомендует совместно устанавливать ограничения во времени и домашние правила использования гаджетов. Впрочем, стоит также помнить, что онлайн-игра не ставится на паузу, поэтому когда родители зовут подростка или требуют «здесь и сейчас», не стоит ожидать от него исполнения.
«Школьники и подростки выбирают онлайн-игру, потому что за ней стоит групповой процесс и принадлежность к группе. Поэтому вместо того, чтобы ставить ультимативные требования, лучше спросите, когда будет удобно завершить и сделать то, что вы сказали. Это поможет избежать многих недоразумений», — говорит Наталья Чернявская.
Понять, что игра превратилась в зависимость, по словам психолога, можно по следующим критериям:
- подросток пропускает школьные занятия из-за компьютерных игр дома;
- играет по ночам;
- ассоциирует себя с героями компьютерных игр;
- не имеет никаких других увлечений;
- не может есть без гаджетов;
- предпочитает компьютерные игры, а не общение со сверстниками;
- время, проведенное за игрой, превышает отведенное на прогулки, общение с родителями и сверстниками, другие увлечения;
- не представляет, чем себя занять, если гаджет сломался;
- говорит, что виртуальный мир лучше и интереснее;
- ссорится с родителями и шантажирует их из-за запрета проводить время за компьютером или телефоном.
С поведением своих ребят Алексей пытался бороться, несмотря на их отказ выключить компьютер. Когда они не слушались, ввел бан на компьютер на вечер, день или два. Старший сын, по словам мужчины, некоторое время довольно эмоционально реагировал. Если в игре не получалось выполнить задание или пройти уровень, то мог заплакать. Тогда Алексей объяснял, что так беспокоиться не нужно. В конце концов, сошлись на том, что стоит отказываться от компьютерных игр на несколько дней или неделю.
«Мы вместе установили определенные ограничения во времени, которое сыновья должны соблюдать. Этап со слезами мы уже прошли», — говорит Алексей.

Связь и развитие
Несмотря на предостережения относительно компьютерных игр, у них все же есть определенные преимущества, которые нужно учитывать, говорит психолог. Совместная игра между детьми и родителями может помочь выстроить дружескую связь.
«Подросткам важно быть нужными, услышанными, чувствовать, что ими интересуются, иметь общие темы для обсуждения. В процессе игры можно наблюдать и слушать своего ребенка и таким образом глубже его узнать», — говорит Наталья Чернявская.
Алексей отмечает: компьютерные игры помогают развивать навыки коммуникации. Однако, кроме этого, есть еще и другие преимущества. С помощью игр, его сыновья смогли улучшить свои знания английского.
«Я настаивал, чтобы настройки в игре были английским. Помогло: младший сын вообще достаточно естественно строит диалоги на английском. Я также начал замечать, что развивается логика, улучшается построение логической цепи, реакция, скорость принятия решений в критических ситуациях», — говорит Алексей.
По его мнению, компьютерные игры недооценены в сфере школьного образования, потому что они могут помочь в обучении, развивать логику и воображение.
Старший сын начал заниматься программированием, сам создавал мультики и игры. Я вижу, как это развивает его, поэтому думаю, в ближайшие 5-10 лет и образование через игры будет лучше развиваться. Такое восприятие уже постепенно меняется, но есть еще много людей, которые мыслят стереотипами», — говорит мужчина. И добавляет: «Если родители не могут повлиять на ребенка, он не слушается их, это больше вопрос об отношениях в семье, а не об играх. Чем еще он занимается, проводят ли родители с ним достаточно времени — вот что важно».

Безопасная игра
Наталья Чернявская убеждена: чтобы подросток не чувствовал себя одиноким и не убегал в виртуальный мир, нужно вместе придумывать общие занятия.
«В игре человек получает эмоции разной интенсивности, но если у него удовлетворена базовая в них потребность, которую ему предоставляют в семье, то игра не станет местом, куда можно сбежать от реальности», — говорит психолог.
Чтобы безопасно играть с подростками в компьютерные игры и не пересечь границу, Наталья Чернявская рекомендует:
- родителям следить за своим поведением и останавливать себя, если возникает неконтролируемая агрессия на фоне нездоровой конкуренции. В игре должно быть чувство равенства;
- интересоваться мнением и просить советов у ребенка в процессе игры. Это позволит ему почувствовать себя важным и нужным;
- давать подростку побеждать, если на этом этапе это важно для него. Это будет положительно влиять на самооценку;
- выбирать игру вместе и прислушиваться к желаниям ребенка.
***
Компьютерные игры могут быть одним из инструментов, которые помогут построить крепкую связь с близким человеком. Из-за пандемии и перехода в онлайн-режим люди все больше коммуницируют с окружением в виртуальном пространстве, что может привести к ощущению разобщенности. Coca-Cola тоже стремится объединять людей в виртуальном и реальном мире, поэтому запустила новую компанию «От меня до тебя — одна Coca-Cola». Это соединение реального и виртуального миров, метафора веры в то, что мы имеем больше общего, чем различного.
С помощью платформы #настоящая магия компания хочет привлечь людей к совершенно иной экосистеме. Платформа создана для сообщества, которое требует чего-то нового и необычного. Для этого Coca-Cola привлекла к сотрудничеству разработчиков, геймеров, Twitch и других людей, чтобы вместе создать свое место в реальности, к которой мы еще не привыкли.
***
Партнерский материал опубликован на правах рекламы. Над проектом работали: журналистка Ксения Савоскина, редактор Ярослава Тимощук, дизайнер Татьяна Костик и креативный продюсер Тата Кривенко.
- Поделиться: