«Термин «геноцид» помогает развиваться риторике националистов»
Андрей Портнов, историк
Польский Сенат призывает признать Волынскую трагедию геноцидом поляков со стороны УПА. Комментирует историк Андрей Портнов: «Волынская трагедия для поляков – как Голодомор для украинцев: память, построенная на образе жертвы. Эта трагедия – не сама по себе, это часть более широкой памяти о трагедии народа»
11 июля в Польше отмечают 73-ю годовщину Волынской трагедии. 8 июля Сенат Польши призвал Сейм провозгласить 11 июля Национальным днем памяти жертв геноцида, совершенного украинскими националистами во время Волынской трагедии.
Президент Польши Анджей Дуда призвал говорить «историческую правду» о событиях на Волыни в 1943-1944 годах и выразил надежду, что украинцы и поляки смогут примириться по этому вопросу. «Историческая правда нужна, потому что только на правде мы сможем построить хорошие отношения (между Украиной и Польшей)»
В Верховной Раде готовят постановление в ответ на принятие польским Сенатом постановления с призывом установить 11 июля Национальным днем памяти жертв "геноцида, совершенного украинскими националистами против граждан Второй Речи Посполитой".
8 июля во время визита в рамках Саммита НАТО президент Украины Порошенко отдал дань жертвам польско-украинского конфликта времен Второй мировой войны. Волынской трагедией называют массовые убийства поляков и украинцев, проживающих на территории Восточной Галичины, которая до 1939 года находилась под властью Польши. Именно 11 июля в Польше считают кульминацией трагедии, поскольку в этот день в 1943 году отряды УПА атаковали около 150 польских местностей. В свою очередь украинские историки заявляют о 10-20 тысячах погибших в резне украинцах.
«Термин геноцид – очень многозначная вещь, комментирует историк Андрей Портнов. - Есть понятие геноцида в международном праве, есть самые разные отображения геноцида в книгах по истории и психологии. То есть ответ о том, были ли волынские события геноцидом – зависит от того, какое определение «геноцида» мы принимаем. То есть любой, кто утверждает, что это геноцид, должен предложить свое понимание этого термина.
Но надо понимать, что сегодня и в Польше, и в Украине, и на Ближнем Востоке научный термин «геноцид» используется в политическом поле. Не для того, чтобы обозначить то либо иное историческое событие, а для того, чтобы обосновать какие то политики, современные прежде всего. Я бы сказал так – я не вижу оснований в Волынских событиях как геноцида, Но меня пугает, как польские и украинские политики пытаются выстраивать свои современные идеи на основе этого термина. Вот это действительно очень опасно и может развивать риторику и практику националистических политик в обеих странах.
Хорошая современная книжка о событиях на Волыни еще должна быть написана. Есть неплохие публикации – в частности,монография Гжежожа Матыйки, которая вышла и на русском, и на украинском языках. Но даже в его книге многих сюжетов не хватает – например, там не хватает немецких источников, которые вообще очень плохо изучены.
Хотя волынские события имели место не где-нибудь, а в райхскомиссариате Украина, где управляла немецкая администрация. Она решила не вмешиваться в события в так называемую «антипольскую операцию УПА», но тем не менее, они за этим всем наблюдали. Поэтому для беспристрастного изучения «Волынской резни» нам очень важно, чтобы процесс рассматривался не с точки зрения украиснкой правды либо польского взгляда, а с точки зрения международных исследований.
Очень важно посмотреть на это в категориях, как люди – подчеркиваю, малообразованные люди, крестьяне прежде всего – выживали в условиях войны.Это были люди, которые видели холокост евреев и немецкую оккупацию, столкнулись с планированной политикой УПА по очищению территории от польского населения, столкнулись с реакцией польского подполья, и вот как они пытались в этой ситуации выжить. Вот это очень интересный вопрос, и к сожалению, в таком ключе почти ничего не написано»
«Громадское на русском» 12 июля 2016 года
Ведущий: Павел Казарин
- Поделиться: