Задержание керченского рыболовного сейнера привело к очередному правовому казусу о статусе крымского флота и рыболовства в Азовском море.

Игорь Бурдыга

Задержание керченского рыболовного сейнера привело к очередному правовому казусу о статусе крымского флота и рыболовства в Азовском море.

Курс на север

Утром 24 марта рыболовный сейнер «Норд» вышел из Керченского порта в очередной рейс. Уже 29 лет судно, принадлежащее местному рыболовецкому «Колхозу имени 1 Мая», занимается ловлей бычка и тюльки в Азовском море.

Больше суток «Норд» двигался на север, за это время экипаж успел вытащить около пяти тонн рыбы. Однако 25 марта в 15:00 корабль морской охраны Госпогранслужбы Украины остановил сейнер у берегов Запорожской области. Формально — для проверки соблюдения правил рыболовства. Однако после того, как пограничники узнали, что судно из Керчи, его решили задержать за нарушение порядка выезда из временно оккупированной территории. «Норд» отконвоировали в Бердянск, где он находится под арестом вот уже почти две недели.

Оккупационные власти Крыма и российские чиновники почти сразу заявили о незаконном захвате сейнера. Дело в том, что еще в 2014 году «Колхоз имени 1 Мая» перерегистрировался в Керчи по российскому законодательству, а на «Норде» подняли российский флаг. Капитан судна Владимир Горбенко и еще девять членов экипажа имели при себе российские паспорта.

«В отношении экипажа судна украинские пограничники действовали просто, как сомалийские пираты», — заявила 29 марта пресс-секретарь МИД России Мария Захарова. В тот же день крымское «управление» ФСБ возбудило уголовное дело по 211 статье российского уголовного кодекса «угон воздушного, водного или железнодорожного транспорта».

Арестованное пограничниками судно в порту Бердянска, 26 марта 2018 года. Фото: Государственная пограничная служба Украины

Граница есть — порядка нет

Впрочем, Украина не признает ни русской регистрации «Норда», ни российских паспортов экипажа, ведь они выданы в Керчи, заявляют в Госпогранслужбе: рыбаки — украинские граждане, нарушившие порядок выезда из оккупированного Крыма, выйдя из Керченского порта, который был закрыт украинскими властями еще весной 2015 года.

Согласно украинскому законодательству за нарушение порядка выезда из временно оккупированной территории предусмотрены одновременно административная и уголовная ответственность. Последняя — если нарушение произошло «с целью причинения вреда государственным интересам». Именно это преступление инкриминируют капитану «Норда» Владимиру Горбенко. 6 апреля Херсонский городской суд поместил его под арест до 31 мая с возможностью залога в более 35 тысяч гривен. Капитану грозит до пяти лет лишения свободы, заявляют в расположенной в Херсоне прокуратуре АРК.

«Мы усматриваем ущерб интересам Украины в том, что осуществлялся незаконный рыбный промысел этим судном. Оно занималось добычей в водных ресурсах Украины», — заявил «Крым.Реалии» представитель прокуратуры Егор Ребров, отметив, что хотя судно и имело разрешение на вылов азовской рыбы, выданный в Ростове-на-Дону, его оформили на незаконно зарегистрированное в Крыму юридическое лицо.

Капитан судна «Норд» Владимир Горбенко (слева) Фото: krymr.org (RFE / RL)

По словам Реброва, другие члены экипажа подпадают лишь под административную ответственность — штраф до 5100 гривен или 15 суток ареста. 6 апреля Приморский районный суд Мариуполя приступил к рассмотрению ряда производств по рыбакам, на время выхода материала Громадское не получило информацию о приговорах.

Адвокат экипажа, киевлянин Дмитрий Щербина, нанятый судовладельцем, заявил Громадскому, что планирует обжаловать квалификацию действий команды «Норда» как нарушение правил въезда-выезда из временно оккупированных территорий. «Такой порядок регулирует пересечение только сухопутной части административной границы с Крымом. По морскому транспорту такого порядка просто не существует, выезд из крымских портов действительно запрещен, но за нарушение этого запрета санкции не предусмотрены», — уверяет адвокат.

В госреестре судебных решений Громадское нашло более 30 приговоров по уголовной статье о нарушении порядка въезда-выезда из временного оккупированных территорий. Почти все они касаются неподконтрольных районов Донбасса. Единственный найденный приговор по административной границы с АРК вынесен в июле 2017 года относительно пятерых водителей, которые осуществляли автобусные перевозки из Одессы в Краснодар через территорию Крыма. Все обвиняемые заключили сделку со следствием и получили условные сроки.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: НАТО или Россия: кто будет контролировать Черное море?

В общем так называемый «черный список» судов, которые вопреки решению Украины заходили в закрытые крымские порты, на конец 2017 года содержал 325 нарушителей, большинство из них — корабли из России. Прокуратура Крыма несколько раз сообщала об аресте судов, заходивших в крымские порты, и о возбуждении уголовных дел в отношении членов их экипажей. В частности, в ноябре 2016 года арестовали сухогруз SKYMOON под флагом Танзании, в феврале 2017 года — украинское судно «Нафторудовоз 45». Впрочем, приговоров по этим делам до сих пор нет.

Капитан керченского судна «Норд» Владимир Горбенко в суде Херсона, 6 апреля 2018 года. Фото: krymr.org (RFE / RL)

«Норд» на якоре

В пятницу вечером Дмитрий Щербина внес за Владимира Горбенко залог, однако выйти на свободу капитан сможет не раньше вторника, 10 марта. Сам Горбенко ранее жаловался на гипертонический криз и в четверг обращался в херсонскую больнице.

С деньгами на залог и выплату штрафов рыбакам обещает помочь оккупационное «правительство» полуострова. В пятницу его глава Сергей Аксенов заявил о выплате семьям экипажа материальной помощи в размере 100 тысяч рублей (около 45 тысяч гривен).

Вся команда, кроме капитана — восемь мужчин и одна женщина — смогут вернуться на полуостров после выплаты штрафов или окончания ареста, уверяют в прокуратуре АРК. Впрочем, Щербина отмечает, что прошедшие две недели они фактически незаконно удерживались на борту «Норда» в порту Бердянска.

«Говорили, что они проходят только как свидетели? Тогда почему их оправили в Мариуполь под вооруженным конвоем? Почему держали на сейнере под вооруженной охраной в ужасных санитарных условиях?» — возмущается адвокат. Все это время в опечатанном трюме «Норда» гнило пять тонн выловленной тюльки, подчеркивает он.

Сам сейнер арестован по решению суда и вряд ли вернется в Керченский порт.

Тем не менее дело «Норда» может привести к дальнейшему обострению украинский-российских отношений по акватории Азовского моря, которую обе страны признают «внутренними водами общего пользования». На этой неделе российское информационное агентство «РИА Новости» со ссылкой на собственные источники сообщило, что силы Черноморского морского флота России могут усилить патрулирование азовской акватории «с целью обеспечения безопасности судоходства».

Поделиться: