Томосом по расколу: кто и когда давал автокефалию православным церквям и кто писал этот указ для Украины

Кто еще предоставлял православным церквям независимость, какие томосы вызывали конфликты между РПЦ и Константинополем, а какие помогали преодолевать расколы, когда автокефалии признавали, а когда церкви были вынуждены сосуществовать в пределах одного государства, как выглядит церемония передачи такого документа и кто, собственно, уже написал текст Томоса для Украины — рассказывает Громадское.

Виталий Нелепов

В 1589 году Вселенский патриарх издал Томос, который урегулировал статус автокефалии Русской церкви. Это был первый случай в истории православия, когда вопрос автокефалии решался с помощью такого документа.

Кто еще предоставлял православным церквям независимость, какие томосы вызывали конфликты между РПЦ и Константинополем, а какие помогали преодолевать расколы, когда автокефалии признавали, а когда церкви были вынуждены сосуществовать в пределах одного государства, как выглядит церемония передачи такого документа и кто, собственно, уже написал текст Томоса для Украины — рассказывает Громадское.

Томос (греч. Τόμος) — указ, декрет, послание предстоятеля поместной православной церкви в некоторых важных вопросах церковного устройства. С помощью таких документов регулировали вопросы вероучения, а также устройства церкви.

Автокефалия (от греч. Αυτός - сам и κεφαλή — голова) — это статус поместной церкви, как самоуправляемой, независимой части Вселенской Православной Церкви возглавляемой патриархом, архиепископом или митрополитом. Этимология слова буквально означает «сам себе голова».

Кто давал томосы, которые касались провозглашения автокефалии

В большинстве случаев такой статус предоставлял Константинопольский патриархат. Томосы получали:

  • Русская православная церковь в 1589 году — про новый статус, о патриаршем достоинстве.
  • Православная церковь Эллады в 1850 году.
  • Румынская церковь в 1885 году, которая получила патриарший статус в 1925 году.
  • Сербская православная церковь в 1987 году, патриарший статус Сербской церкви был восстановлен в 1922 году.
  • Польская православная церковь в 1924 году.
  • Албанская православная церковь в 1937 году.
  • Болгарская православная церковь в 1945 году.
  • Православная церковь Чешских земель и Словакии в 1998 году.

Кроме самого факта признания автокефалии, церкви (в большинстве случаев речь шла о признании уже ранее самопровозглашенных автокефалий, которые не признавались Константинополем), документ также мог определять статус предстоятеля новопризнанной церкви, ее устройство, а также в отдельных случаях устанавливал определенную зависимость от Константинополя.

Болгарская православная церковь получила автокефалию в 1945 году (на фото — предстоятель Болгарской православной церкви патриарх Неофит во время Пасхальной службы в кафедральном соборе Александра Невского в Софии, Болгария, 8 апреля 2018). Фото: EPA-EFE / VASSIL DONEV

Так, например, в случае Албанской и Чехословацкой церквей, согласно соответствующим томосам, «... в знак духовного единства с Матерью-Церковью получит святое миро от Вселенского Патриархата» (цитата из «Патриаршего и Синодального Томоса о благословении автокефалии святой Православной Церкви в Чешских землях и Словакии»).

Миро (стцерк.-слав. Мѵро от др.-греч μύρον «ароматное масло») — в христианстве специально изготовленное ​​и освященное ароматическое масло, используемое в таинстве миропомазания для помазания тела человека. В православии используется также и при освящении нового храма, для помазания антиминса, престола и стен. Освященное миро хранится в православных храмах в специальной посуде — мирнице, которая устанавливается на престоле. Миро — важный элемент осуществления церковных таинств, а следовательно и функционирования церкви как таковой.

Дважды Томос о предоставлении автокефалии выдавала РПЦ. Так, в 1951 году в Москве Святейшим патриархом Алексием I был подписан «Акт о даровании автокефалии Чехословацкой Православной Церкви». Константинополь не признал этой автокефалии, потому что, по мнению Вселенского Патриархата, во времена, когда не происходят Вселенские Соборы (последний состоялся в 787 году), право предоставлять автокефалию имеет только он. И сделал это в 1998 году.

Иерархы Северо-Американской митрополии в конце 1930-х годов — сидят в первом ряду слева направо: архиепископ Адам (Филипповский) митрополит Феофил (Пашковский), архиепископ Виталий (Максименко) стоят слева направо: епископ Макарий (Ильинський), епископ Леонтий (Туркевич), епископ Иероним (Чернов), епископ Арсений (Чаговцев) и епископ Вениамин (Басалыга). Фото: public domain / Russian Orthodox Church Outside of Russia / North American Metropolia

В 1970 году РПЦ предоставила Томос об автокефалии Православной церкви в Америке. Как и в случае с Чехией и Словакией, эта автокефалия не была признана Вселенским патриархом и не признана до сих пор. В обоих случаях до признания Константинополем церкви не признавались автокефальными, а следовательно не были внесены в Диптих.

Диптих (гр. Δίπτυχον — сложенный вдвое, от δίς — дважды и πτύσσω — складываю) — список православных автокефальных и автономных церквей, где они стоят по чести, в древности — это список имен, которые поминаются во время литургии в православных церквях.

Что такое томос о создании автономной церкви и кто его получал

К томосам, касающихся благоустройства устройства церкви, также относится Томос о создании автономной церкви. Автономия в православии — это статус поместной церкви, которая имеет достаточно широкую, но не полную самостоятельность.

Основное различие между автокефальным и автономным статусом церкви заключается в том, что предстоятель автономной церкви хоть и избирается епископами своей церкви, но утверждается предстоятелем автокефальной церкви-матери.

Первый предстоятель Эстонской апостольской православной церкви, епископ Таллиннский Александр (Паулюс), 1920-е годы. Фото: public domain

Существует два Томоса о предоставлении Эстонской православной церкви статуса автономии. В 1923 году, в связи с образованием независимого эстонского государства и гонениями на церковь в СССР, православная община Эстонии во главе с епископом Таллинским Александром обратилась к Вселенскому Патриархату об опеке. В 1923 году Константинопольский патриарх издал Томос о принятии Эстонской православной церкви (ЭПЦ) в свою юрисдикцию и подарил ей автономию. Он присвоил епископу Александру титул митрополита Таллинского и всея Эстонии.

Позже, в результате исторических событий ХХ века и оккупации Эстонии Советским Союзом, ЭПЦ была присоединена к РПЦ без статуса автономии. После распада СССР среди православных верующих Эстонии началась дискуссия о юрисдикционной принадлежности. В ответ на это в 1993 году Синод РПЦ во главе с патриархом Алексием Вторым (Ридигером), который в 1961-1990 годах руководил Эстонской епархией, выдал Томос об автономии ЭПЦ в составе РПЦ. В 1996 году патриарх Константинопольский Варфоломей восстановил действие Томоса 1923 года.

Между РПЦ и Константинополем возник конфликт, вылившийся в прекращение евхаристического общения на полгода. В конце церкви пришли к компромиссу — существованию двух параллельных структур на территории Эстонии: Эстонская апостольская православная церковь в единстве с Константинополем и Эстонская православная церковь Московского Патриархата — как самоуправляемая церковь в составе РПЦ.

Евхаристическое общение (полное сопричастие, полное общение) — возможность совместного служения литургии двумя епископами или священниками. То есть два епископа, которые могут согласно канонам и догматам служить вместе, находятся в евхаристическом общении. В православной экклезиологии этот термин обычно используется для обозначения принципа единства между Автокефальной Православной Церковью в единой Вселенской православной церковью.

Украинская православная церковь (Московского патриархата) получила свой статус самоуправляемой церкви с правами широкой автономии в 1990 году на основании Томоса Московского патриарха о даровании Украинской православной церкви самостоятельности в управлении.

Однако такая формулировка не соответствует статусу автономной церкви, а потому Вселенский патриарх не признает УПЦ (МП) церковью, а лишь частью РПЦ. В частности это выражается в обращении Константинопольского патриарха к предстоятелю УПЦ как «...Ваше Высокопреосвященство», а не «...Ваше Блаженство», как принято обращаться к предстоятелю церкви согласно церковному этикету.

Глава Украинской православной церкви Московского патриархата (УПЦ МП) митрополит Онуфрий (слева) передает «святой огонь» во время Пасхальной службы в церкви Киево-Печерской Лавры, Киев, 30 апреля 2016. Фото: EPA / ROMAN PILIPEY

Однако стоит отметить, что согласно докладам на Синаксисе епископов Вселенского Патриархата, который проходил в Стамбуле в начале сентября этого года, не признают отдельную церковную структуру УПЦ (МП), поскольку Киевская митрополия была незаконно аннексирована РПЦ в 1686 году, а потому все Киевские митрополиты (включая нынешнего предстоятеля УПЦ (МП) митрополита Онуфрия) действуют вне канонов, не поминая во время богослужения Константинопольского патриарха как своего предстоятеля.

Каковы предпосылки предоставления Томоса

Почти во всех случаях предоставление Томоса об автокефалии или автономии православных церквей, сначала происходили определенные политические процессы — получение независимости тем государством, православное сообщество которого просило о своем признании.

Этот процесс, как правило, включал обращения представителей политического руководства конкретной страны, дальнейшее рассмотрение вопроса и решение Священного Синода под председательством патриарха, после чего соответствующий документ передавался тому, кто обращался с просьбой об автокефальном статусе своей церкви.

Размеры и организация церковных структур, которым в разное время предоставлялся Томос об автокефалии, были очень разные. В случае Москвы, Сербии, Болгарии, Румынии и Греции речь шла о достаточно больших православных странах с уже существующей церковной структурой. Церкви просили автокефалию, поскольку получали политическую независимость их страны. А в Польше, Чехии и Словакии православные составляли религиозное меньшинство. В случае Албанской церкви, Томос предоставили почти несуществующей церкви, уничтоженной коммунистическим режимом.

Почти во всех случаях предоставление Томоса об автокефалии Вселенским патриархом было точкой, которая регулировала уже существующее положение вещей и завершала годы или десятилетия конфликтов, — непризнание или раскол.

Так, Томос о предоставлении автокефалии церкви Эллады был выдан через 17 лет после ее самопровозглашения.

73 года продолжалась схизма (раскол) между болгарскими автокефалистами и Вселенским Патриархатом перед предоставлением Томоса БПЦ, 20 лет конфликтов и недоразумений прошло с провозглашения автокефалии Румынской церкви к ее признанию Томосом Вселенского Патриархата.

141 год русское православие было оторвано от мирового перед признанием и предоставлением соответствующего Томоса.

С другой стороны, Томос об автономии, как в случае с Эстонией или Украина, зачастую не был точкой в ​​межконфессиональных конфликтах, а только новой страницей.

Патриарх Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП) Филарет во время Рождественского богослужения во Владимирском соборе, Киев, Украина, 6 января 2015. Фото: EPA / ROMAN PILIPEY

Учитывая перспективу существования двух параллельных церковных структур в случае предоставления автокефалии православной церкви в Украине — автокефальной церкви и церкви в единстве с МП — вряд ли предоставление Томоса станет точкой в ​​истории межконфессиональных противостояний в Украине.

Как происходит церемония предоставления Томоса

Учитывая очень разные исторические и политические условия, когда предоставлялся автокефальный статус, нельзя сказать, что эта процедура проходит по одному сценарию. Как правило, в страну приезжает представитель Вселенского Патриархата, документ торжественно зачитывают по время литургии в кафедральном соборе новосозданной церкви.

Единственным подобным прецедентом для Украины было вручение Грамоты (Томоса) о даровании самостоятельности в управлении Украинской православной церкви. Торжество состоялось 28 октября 1990 года в Софии Киевской. Патриарх Московский и всея Руси Алексий II во время божественной литургии вручил соответствующую грамоту тогдашнему предстоятелю УПЦ митрополиту Филарету. Теперь, 28 лет спустя, у патриарха Филарета на том же месте есть шанс получить Томос об автокефалии от представителей Константинопольского патриарха.

Что пишут в Томосе и кто писал его для Украины

Томос о предоставлении автокефалии обычно состоит из двух частей. Первая часть — догматическое и историческое обоснование принятого решения о предоставлении автокефалии. Вторая часть более или менее широко описывает условия устройства и деятельности новой церкви, в частности, таким образом, чтобы она соответствовала догмам и канонам православной веры, сохраняла единство с мировым православием.

По словам архимандрита РПЦ Кирилла Говоруна, сам Томос о предоставлении автокефалии церкви в Украине уже написан: «Томос уже готов. Он уже написан. Я даже знаю, кто его писал. Писал мой учитель в Афинском университете, где я учился. Это один из лучших канонистов в православном мире. Он абсолютно гениальный канонист. И тексты, которые он пишет, канонические, они абсолютно совершенные. Поэтому я думаю, что Томос будет прекрасным документом каноничности. К нему нельзя будет предъявить никаких претензий. Томос готов».