Трагедия Ан-26: как проходил последний полет и что могло привести к катастрофе

Панихида по погибшим в авиакатастрофе военного самолета Ан-26 вблизи Чугуева (Харьковская область), 3 октября 2020 года
Панихида по погибшим в авиакатастрофе военного самолета Ан-26 вблизи Чугуева (Харьковская область), 3 октября 2020 годаУНИАН/Андрей Мариенко

Сегодня в Харькове похоронят курсантов, погибших в катастрофе самолета Ан-26 25 сентября. Ранее во Львовской области похоронили Виталия Вильхового, который выжил, получив 90% ожогов тела, но умер в больнице на следующий день. Обычный учебный полет стал последним для 26 курсантов, выжил только один — харьковчанин Вячеслав Золочевский.

Рассказываем, как в Харьковском университете воздушных сил имени Кожедуба обычно проходили учебные полеты, как был организован полет в тот трагический день и какие версии катастрофы рассматриваются сейчас 10 дней спустя.

Как организованы учебные полеты

«Летчики — это уникальная специальность, потому что когда у всех выпуск планируется на июль, у летчиков — на конец сентября. Они сдают государственные экзамены тогда, когда имеются наиболее благоприятные условия», — рассказывает нам пресс-секретарь Воздушных сил ВСУ Юрий Игнат.

Именно Харьковский национальный университет воздушных сил (ХНУВС) имени Ивана Кожедуба готовит украинских военных летчиков. Сейчас там обучается более полутысячи курсантов. В течение года они изучают теорию и материальную часть, потом проходят подготовку на летных тренажерах. Сезон учебных полетов продолжается обычно с мая по октябрь.

Летная подготовка состоит из трех ступеней. Курсанты первого и второго курса летают на ХАЗ-30. Это легкий двухместный самолет, разработанный в Харькове, прежде всего, для обучения.

Курсанты третьего и четвертого курсов летают уже на Л-39. На нем тренируются также те, кто возвращается из отпусков или восстанавливается после травм. Это также двухместный учебный самолет, разработанный еще в бывшей Чехословакии. Сейчас Л-39 — один из основных учебных самолетов украинских ВВС.

Пятикурсники проходят учебные полеты уже на тех самолетах, на которых будут работать в дальнейшем. Это истребители МиГ-29, Су-27, штурмовики Су-25, фронтовые бомбардировщики Су-24м, Су-24МР. Транспортная авиация — это Ан-26, Ан-24, Ан-30, Ил-76МД. Учебные вертолеты — Ми-8, Ми-2.

В неделю у них проходит до четырех летных смен. Бывает и одна — в зависимости от погодных условий. За сутки курсанты могут осуществлять до 30 вылетов.

«Такая трехступенчатая подготовка позволяет выпускать после 5-го курса летчиков с налетом 200 часов и квалификацией “летчик третьего класса”», — рассказывает представитель Воздушных сил ВСУ Юрий Игнат.

На время расследования по приказу президента Владимира Зеленского учебные полеты на самолетах Ан-26 приостановлены. Но учебный процесс продолжается. По словам Юрия Игната, курсанты сейчас работают на тренажерах и изучают теорию.

Следственные действия на месте катастрофы Ан-26 под Чугуевом, Харьковская область, 26 сентября 2020 годаВиктория Рощина/hromadske

Как проходил полет в день катастрофы

По информации главы правительственной комиссии по расследованию авиакатастрофы Ан-26 Олега Уруского, этот полет был шестым в этот день для этой группы. Сам самолет был собран в 1977 году, левый двигатель тоже в 1977 году, правый — в 1974-м. Руководитель борта сообщил руководителю полетов об отказе левого двигателя, после чего полет был продолжен, хотя выполнение полетного задания руководством полетов якобы было прекращено.

В то же время Уруский подчеркнул, что неисправность самолета не была критической.

«Конечно, мы хотим иметь новые самолеты, но мировой опыт показывает, что если правильно выполняются все регламентные нормы, эксплуатация самолета осуществляется правильно. Важно изучить организацию полетов в ХНУВС, потому что к ней есть очень много вопросов. Но и к действиям экипажа тоже», — сказал Уруский в эфире программы«Свобода слова Савика Шустера».

Генерал-лейтенант ВСУ Михаил Забродский также отметил, что сейчас очень много вопросов к организации учений.

«На борту находилось больше людей, чем должно было быть. В кабине пилота находились не совсем те люди, которые должны там быть. Но пусть это все выяснит следствие. В официальных результатах, конечно, могут фигурировать и военные, и то предприятие, которое выполняло ремонт двигателей, и то, которое выполняло обслуживание», — сказал Забродский.

По словам представителя Воздушных сил ВСУ Юрия Игната, капитальный ремонт Ан-26 осуществляется на заводе «Антонов», а ремонт двигателей — на предприятии «Мотор Сич». «И каждый двигатель имеет свой ресурс. Поэтому комиссия будет, соответственно, устанавливать эту информацию»,- сказал Юрий Игнат.

В то же время летчики объясняют, что количество человек на борту в тот день не было слишком большим, поскольку в самолете есть 10 рабочих мест, которые являются спаренными. То есть, присутствие 20 человек, по их словам, возможно. Вопрос лишь в том, что на каждые 6 курсантов должен быть один инструктор, а их было всего два.

Командующий Воздушных сил ВСУ Сергей Дроздов заявил, что заполненность учебных самолетов напрямую зависит от горючего, которое предоставляет им государство.

«Такое решение было принято руководством университета в соответствии с наличием горюче-смазочных материалами, услуг. Скажем откровенно — объем горюче-смазочных материалов недостаточный для того, чтобы уменьшить нагрузку на инструкторов, уменьшить нагрузку на самолеты. Мы бы с удовольствием могли выполнять работы отдельно с каждым курсантом. Но программа подготовки была организована в соответствии с тем, что возможно в таких условиях», — сказал Дроздов.

Силовики грузят обломки разбившегося самолета Ан-26. Их отвезут на экспертизу, 26 сентября 2020 годаВиктория Рощина/hromadske

Что происходило во время посадки

Кроме потерпевшего крушение самолета, на посадку также принимали еще два вертолета и другой Ан-26.

Глава Харьковской области Алексей Кучер заявил, что ключевой была минута, после которой пилот сообщил об отказе левого двигателя, но приоритет для посадки якобы предоставили другому самолету. Однако летчики-испытатели уверяют, что это не так.

«Это ситуация, которая усложняет, но не требует немедленных действий экипажа и руководителя полета. А почему нужно было выполнять посадку именно так? Очевидно, что были выпущены закрылки, но в некоторых случаях с этими закрылками надо быть очень осторожными. Потому что кроме подъемной силы, они еще дают очень большое сопротивление. Скорость падает и самолет сваливается, он неуправляем. Вот так могло быть, но я не знаю, что там было»,сказал летчик-испытатель Александр Лиходед.

На самолете, который посадили раньше, находился сын командующего Воздушными силами ВСУ Сергея Дроздова. Однако последний заверил, что никакого приоритета этому самолетеу не предоставляли.

«Ан-26 (который разбился — ред.) выполнить посадку сразу не мог. Ему надо было выйти в зону разворота, сделать заход на посадку. Предыдущий самолет, который уже находился на посадочном курсе, совсем не мешал», — сказал Дроздов.

Наши источники среди военных тоже подтверждают версию о закрылках.

«Он летел параллельно полосе, одновременно этот второй борт с сыном командующего уже садился, когда тот еще только выходил на четвертый разворот. В ту минуту, о которой говорят, он летел к третьему развороту. Но затем отказал двигатель, и, наверное, произошло какое-то недоразумение среди экипажа, они закрылки поставили не в то положение. И, соответственно, самолет начал снижаться. И летчик, увидев опасное снижение, дал на газ. Тяга правого двигателя увеличилась, и его крутануло резко влево», — объясняют свою версию военные. По их словам, высота была всего несколько метров до земли, и на принятие решений оставалось очень мало времени.

На каком этапе сейчас следствие и какие версии рассматривает

Следователи ГБР, по-прежнему рассматривают четыре основные версии: техническая неисправность, ненадлежащее исполнение обязанностей экипажем и руководителями полетов, а также ненадлежащее обслуживание самолета. Минобороны отстранило от работы двух заместителей руководителя университета и 5 человек из бригады, которая готовила полет.

Также следователи не исключают версию теракта и комбинированную — на техническую неисправность мог наложиться человеческий фактор.

Обломки самолета сейчас находятся на территории воинской части А-4104, где на специальной площадке его собрали для экспертизы.

Эксперты уже считали информацию с бортовых самописцев и восстановили почти половину полета.