Трагедия в Броварах: что означают три версии СБУ

Причины авиакатастрофы, произошедшей в Броварах утром 18 января и унесшей жизни 14 человек, будет расследовать специально созданная межведомственная следственная группа. На расследование уйдет несколько недель.
В то же время, Служба безопасности Украины обнародовала три версии трагедии: нарушение правил полета; техническая неисправность вертолета; преднамеренные действия по уничтожению транспортного средства.
hromadske вместе с экспертами разобрало версии СБУ. Объясняем, какая из них наиболее вероятная и почему.
Версия: техническая неисправность
H225 Super Puma — именно на таком вертолете в горячую точку летело руководство МВД в то утро. За этим вертолетом производства компании Airbus тянется шлейф авиакатастроф.
Например, в 2016 году у судна отлетел блок с лопастями. В той катастрофе в Норвегии погибли 13 человек. После этого такие вертолеты перестали использовать до тех пор, пока не обнаружили и не ликвидировали недостатки конструкции, из-за которых произошла авария, рассказывает эксперт по авиации Денис Томенчук.
«Этот вертолет как тип воздушного судна сертифицирован Европейским агентством авиационной безопасности. Без его согласования эксплуатировать летательные аппараты на территории ЕС невозможно. Это авторитетная и профессиональная организация. Такие же вертолеты использует, например, японская береговая охрана, полиция. Корея, Китай, Испания. То есть он очень распространен», — говорит эксперт.
Он отмечает, что после авиакатастрофы в Норвегии Super Puma модернизировали: «Если в 2016 году в Норвегии вертолет потерял блок с лопастями — главный ротор — из-за этого и упал. Но на фото из Броваров эта часть с лопастями была относительно целой. То есть, ситуация уже не такая, как была в Норвегии, но окончательное слово должна сказать комиссия, которая будет создана для расследования трагедии».

Министерство внутренних дел начало закупать эти вертолеты в 2018 году, когда главой ведомства был Арсен Аваков. За три года Украина получила 55 вертолетов Super Puma, 21 из них — модель H225.
Большинство H225 распределили в Нацгвардию, а оставшиеся оказались в распоряжении ГСЧС, которая является подразделением МВД.
Эту закупку журналисты назвали «вертолетным секонд-хендом Авакова», поскольку часть бортов были подержаными.
Уже после падения вертолета в Броварах расследователь Юрий Николов снова вспомнил, что норвежцы отказались от этих «птичек» после несчастного случая в 2016-м.
«Параллельно такие же вертолеты заказывала Польша. И когда узнала о решении норвежцев — тоже быстро отказалась от них. Но Аваков не дал Airbus остаться в убытках с партией непроданных вертолетов ненадежной модели и выкупил их для нужд МВД и ГСЧС», — написал Николов в Facebook.
Критика этих летательных аппаратов неоправданна, считает эксперт по авиации Денис Томенчук. По техническим показателям они точно лучше советских аналогов, которые Украина использует более массово, объясняет он: «Наши Ми-8 выпускаются с 1975 года. А эти вертолеты начали выпускать с 2007-го. Там хороший автопилот. Это как сравнивать Mercedes и Жигули».
Учитывая сертификацию от ЕААБ, Томенчук отмечает: «Нет в мире вертолетов, безопасных на 100%. Исключать техническую неисправность как вероятную причину катастрофы мы не можем».
Версия: нарушение правил полета
Это утро в Броварах было довольно туманным, а украинские вертолеты летают на низких высотах, чтобы их своими радарами не смог заметить враг. Плохая видимость и низкая высота — вероятные причины трагедии. Впрочем, возникает вопрос, правильно ли при таких условиях ГСЧСники проложили маршрут, по которому летел вертолет.
«Конкретно в отношении этого полета комиссия должна установить, кто согласовал маршрут, была ли достаточная квалификация у пилотов для полета при таких погодных условиях и на такой высоте. Пилоты могли не заметить препятствие, на доме могла быть какая-нибудь антенна. Но это только предположение», — говорит эксперт по авиации Денис Томенчук.
В то же время, научный сотрудник государственного музея авиации имени Антонова Валерий Романенко отмечает, что летать над городами не рекомендовано: «По возможности населенные пункты нужно облетать. Не то чтобы это было нарушение. Так проложили маршрут».
Размытая формулировка СБУ может касаться не только планировавших маршрут специалистов, но и уже погибших пилотов.
«Оцениваются также действия членов бортового экипажа в случае возникновения внештатной ситуации», — говорит кандидат технических наук Национального авиационного университета Богдан Долинце.
Вероятно, разговоры, зафиксированные «черным ящиком» вертолета, смогут пролить свет на то, что произошло в то утро.
Версия: преднамеренные действия
Василий работает рядом с детским садом, на территорию которого упал вертолет. Он видел последние секунды полета и рассказал про них нам: «Он (вертолет, — ред.) накренился на левую сторону, а затем резко вправо. Я думал, что вырулит, потому что тут дом. Через 2-3 секунды он врезался. Не видел, чтобы вертолет горел, пока летел».
Авиаэксперт Валерий Романенко считает, что версия о том, что кто-то провел диверсию и специально сломал оборудование вертолета, маловероятна.
«Нужно очень хорошо знать конструкцию вертолета, чтобы повреждение могло сказаться только в полете. Повредить какую-нибудь деталь так, чтобы этого никто не заметил, очень сложно. Системы вертолета могут заранее сообщить о наличии технической проблемы. А еще — это нужно попасть на территорию, в ангар, где стоит вертолет», — говорит он.
Однако следует учитывать, что борт перевозил руководство Министерства внутренних дел. Именно чиновники могли стать целью врага.
«Было бы странно, если бы эта версия не проверялась. Особенно во время войны», — считает эксперт по авиации Денис Томенчук.
- Поделиться: