«Для протеста в России сейчас не хватает Цоя» — музыкальный критик Артемий Троицкий
Громадское поговорило с одним из самых известных российских музыкальных критиков Артемием Троицким об эмиграции, об изменениях, происходящих в России, и о том, кто бы мог возглавить протест в этой стране.
Музыкальный критик Артемий Троицкий покинул Россиюпочти три года назад — работать на родине ему не давали, да и морально жить в стране, где даже в детскихсадахрассказывали страшилки о фашистах, стало тяжело.
В Киев Троицкийприехал, чтобы рассказать о становлении рок-музыки в Советском Союзе и подпольных квартирниках. В интервью Громадскому музыкальный критикрассказал о причинах отъезда, российской пропаганде «из каждого утюга» и о том, кто пришел на смену протестного в советские временарок-н-ролла.
«Далеко невсе эти артисты выступали вКрыму»
ВУкраине совсем недавно приняли закон огастролях. Теперь каждый артист, который приезжает, сначала должен получить разрешение СБУ. Как вам кажется, насколько это правильно, можетли это защитить отроссийской пропаганды, насколько это верное решение?
Считаю, что это совершенно неправильно. Врядлили музыкальные гастроли— это какой-то способ агитации ипропаганды. Пропаганда— это впервую очередь российское телевидение, российский интернет— вот этода, это мощные источники пропаганды, сними нужно бороться, ихможно закрывать, запрещать итак далее. Ноопятьже, запрещать неогульно— потому что яслышал, что вУкраине, например, запретили телеканал «Дождь», иэто было сделано, по-моему, абсолютно неправильно, потому что телеканал «Дождь»— один изнемногих вРоссии свободных инезависимых средств массовой информации.
Аесли говорить обартистах, тоникакой информации они про это ненесут. Они песенки поют или музыку играют. По-моему, гораздо честнее пускать вУкраину всех артистов, атам уже посмотреть, кто из них начто нарвется.
Приедет таже Валерия— еевКиеве освистают. Тотже Кобзон— забросают его помидорами. Все, больше несунутся.
СБУ— это примерно тоже самое, что раньше было КГБ. Вот так вот, чтобы КГБ становилось преградой, таким цензором напути артистов— как-то это мне напоминает истрану Россию теперешнюю, истрану Советский Союз сеевсемогущими органами госбезопасности.
Новедь это может создать картинку для российских СМИ, если закидают какого-то российского артиста яйцами насцене, это можно подать как «бандеровцы ущемляют русских»?
Даради Бога. Послушайте, российские СМИпоказывают, как пушки стреляют икак люди мертвые валяются, это гораздо сильнее, чем картинка Кобзона, забросанного яйцами. Ктомуже янедумаю, зная какие-то тонкости российской пропаганды, что они дадут картинку пороссийскому телевидению депутата Госдумы, снимающего ссебя какие-нибудь яичные скорлупки. Думаю, что будет сказано, что это перебор, это слишком, так нельзя.
Еще один изаргументов запрета въезда— непускают артистов, которые посещали Крым, поскольку это нарушает законодательство Украины. Это неуважение кстране, вкоторую тыприезжаешь— так это расценивает Украина.
Сточки зрения посещения Крыма это более сложная история. Потому что если принят такой закон, тоего нужно соблюдать. Ноэто, по-моему, отдельная история. Потому что далеко невсе эти артисты, которые есть вэтих «черных списках», выступали вКрыму.
«Выходишь наулицу— там плакаты свежливыми людьми»
Высейчас живете вЭстонии. Почему выприняли решение уехать изРоссии, что стало последней каплей?
ВЭстонии моя семья ия. Мытам живем слета 2014 года— тоесть выпредставляете товремя— время очень тяжелое, очень трагичное. Идет война вюго-восточной Украине, только что аннексирован Крым— вобщем, невесело. ВРоссии вэто время тоже было очень неприятно находиться, потому что буквально изкаждого утюга, отовсюду доносились звуки вот этой пропаганды. Выходишь наулицу— там плакаты, билборды совсякими ракетами, свежливыми людьми итак далее. Избежать этого было просто невозможно.
У меня втеперешней семье двое детей, которые тогда еще были довольно маленькими. Дочке тогда было 4года, сыну 12лет. Приходил сын изшколыиговорил, что уних сегодня вместо урока литературы был урок патриотизма. Или что сегодня нас, весь класс, вобязательном порядке повели вкино смотреть фильм «Сталинград». Который ему, кстати, сильно непонравился. Что это такое? Тоесть фактически мыуже немогли контролировать жизнь ивоспитание своих детей.
Адочка— 4года! —приходит издетского сада иначинает нам что-то там парить поповоду фашистов, которые хотят захватить Россию итак далее.
Спрашиваем: «Лидия, какие фашисты вообще, откуда?»— она говорит, нам воспитательница сказала, что есть такие страшные фашисты, которые очень хотят нашу родину, Россию, захватить.
Нуипотом, из-за того, что япридерживаюсь неочень восторженных взглядов нароссийскую внутреннюю ивнешнюю политику, уменя стали возникать проблемы. Они стали возникать невчера, уменя эти проблемы сгода 2010-го из-за моих выступлений— как эфирных, так ипечатных. Ипостепенно уменя все сужалось исужалось пространство для профессиональной самореализации. Одно время явел очень много программ— авторские программы уменя были нарадио, нателевидении.
Потом яобнаружил, что нателевидение мне ход закрыт. Потом оказалось, что исрадио есть проблемы. Нуипод конец меня стали потихонечку под предлогом всяких материальных лишений выживать изМосковского университета, где япреподавал 13лет нафакультете журналистики. Нуипосле того, как яувидел, что мне вРоссии, грубо говоря, делать нечего, япринял предложения, которые мне поступали изуниверситетов других стран, ипереехал, учил студентов одно время вТаллине иХельсинки.
«Путин навсегда инавеки»
Как часто высейчас бываете вРоссии?
Ксчастью, вРоссии ядосих пор бываю очень часто, практически каждый месяц. Потому что яочень люблю Россию, имне становится как-то плохо иодиноко, когда ядолго там небываю.
Вывидите какие-то изменения, происходящие там?
Посравнению стем, что было три года назад, изменения скорее клучшему. Потому что этой истерики, иэтого наглого патриотизма, милитаризма, которые были в2014году, сейчас уже нет.
Настроения встране сейчас несколько иные, они гораздо более усталые, гораздо более апатичные. Вобщем, встране стало гораздо более грустно.
Есть ощущение какой-то безнадеги, потому что ничего непроисходит, потому что Путин навсегда инавеки, потому что никаких перемен непредполагается, ввыборы никто неверит.
Анадежда есть?
Надежды нет, откуда ейвзяться. Все прекрасно понимают, что выборы ничего неизменят, что тогоже Алексея Навального довыборов недопустят, адругих альтернатив нет, значит все останется по-старому. Аесли все останется по-старому— это фактически означает, что нет будущего. Ядумаю, что особо грустно вэтом плане молодежи. Потому что для меня нет будущего— нуихрен сним, вконце концов. Все мои лучшие времена уже впрошлом. Адля тех, кому сейчас 20-30лет, кому сейчас самое время расти, матереть, карьеру делать, очень иочень невесело жить втакой обстановочке.
Увас нет ощущения, что они инехотят жить втакой обстановке, что возникает протест, люди идут заНавальным— как раз молодежь?
Протест, естественно, возникает, ивозникает онумолодежи, потому что люди постарше— если имсовсем невмоготу стало жить всегодняшней России, они как я— пакуют чемоданы иуезжают, кто поближе, кто подальше. Что касается молодежи, тоунеё, как правило, таких возможностей меньше. Они, конечно, могут поехать учиться ипотом там остаться. Ноони ненастолько обеспечены, как взрослые люди, чтобы имтак просто взять иэмигрировать.
Поэтому молодежь протестует ипроявляет вполне определенную активность, слава богу, иэто как раз очень хорошая новость вот этого 2017года. Потому что доэтого казалось, что молодежь унас совсем заплесневела. Новот, ксчастью, ивмарте этого года, ивиюне молодежь доказала, что ейнасамом деле невсе равно, вышла наулицы, всех этим очень удивив. Даименя втом числе.
«Отрезать прошлое и не возвращаться»
Русская эмиграция всегда была снадломом, стоской поРодине. Люди, которые уезжают сейчас, они немного освобождаются оттого, что происходит вРоссии?
Ядумаю ,что все люди разные, имотивация для того, чтобы уехать, увсех разная. Когда ябывают вАмерике— как-то занесло меня наБрайтон-Бич— явообще непонимаю, зачем все эти люди эмигрировали. Потому что они взяли ипостроили «совок» вАмерике. Такой идеальный «совок» — сбольшим количеством продуктов, без всякого дефицита— атак — совок совком. Таже музыка, теже разговоры— все тоже самое. Исмотрят они там, естественно, российское телевидение. Зачем люди вообще уезжали? Для меня это непонятно.
Другие уезжаютдействительнодля того, чтобы отрезать свою прошлую жизнь, больше кней невозвращаться, исделать новую карьеру нановом месте. Этих людей якак раз понимаю очень хорошо, нояихпозицию неразделяю, потому что явсе-таки скучаю поРоссии, ялюблю эту страну, имне без нее живется плохо.
Ивычувствуете ответственность зато, что происходит сейчас вРоссии? Зато, что она делает заеепределами?
Докакой-то степени ячувствую свою ответственность, но янечувствую своей вины зато, что сейчас делает Россия. Потому что явсегда старался сделать свою страну совершенно другой. Иделал для этого довольно много, публичным образом втом числе.
Чувствуюли я, что мне сейчас вРоссии нужно что-то делать? Скорее нет, чемда. Потому что явсе-таки уехал. Янахожусь большую часть времени сейчас вне страны, яутратил уже многие каналы общения ирычаги управления. Поэтому ядумаю, что уже все-таки другие люди должны заниматься активной оппозиционной деятельностью.
Уменя это было, кстати, еще раньше. Когда в2012 году мне предлагали войти впечально известный координационный совет оппозиции, яуже тогда сказал, что во-первых политикой должны заниматься люди молодые иэнергичные, во-вторых необремененные семейными делами, ив-третьих, желательно, чтобы это были люди изрегионов, анетолько изстолицы, гдевсе вобщем-то неплохо.
«Видеоблогеры заняли место рок-н-ролла»
Всоветское время протест шел через музыку, через рок-музыку. Как вам кажется, сейчас вРоссии возможна такая ситуация?
Ядумаю, что времена, как в80-е годы вРоссии, когда много протеста ирока, когда вся перестройка игласность практически вся прошла наэтой рок-волне, сейчас, конечно, уже не те.
Ипотому что рок-музыка стала другой ипотому что ситуация встране другая. Тогда было так много революционной рок-музыки потому, что существовал огромный запрос наэту музыку, потому что имузыканты были подходящие. Унасже сейчас нет Цоя, правда? Сейчас яневижу нинамузыкальной сцене такого тонуса, который был в80-е годы, нисостороны зрителей яопятьже нечувствую такой жажды.
Сдругой стороны, есть какие-то другие вещи, которые сейчас актуальны. Если говорить омузыке, тоэто скорее будет рэп, нежелирок, аесли говорить более широко, тоэто, конечно, социальные сети, это какие-то блогеры, видеоблогеры. Вот они сейчас вомногом заняли место, которое занимал рок-н-ролл в80-е годы.
Тоесть вам кажется, что музыканты несмогут объединиться вокруг Навального, например, как кандидата? Нет таких музыкантов?
Покрайней мере, досих пор этого непроизошло. Тоесть мывидим прекрасно, что некоторые музыканты еще иногда высказываются просто вего поддержку, ноянепомню, чтобы они проводили гастрольные туры под знаменами Навального. Абольшинство, вобщем-то, просто помалкивает иневысказывается никаким образом, иэто, конечно, обидно.
Ноядумаю, что это уже свершившийся факт, потому что Леша Навальный уже довольно долго являетсялидером оппозиции, новот как-то досих пор никакой культурной бригады особо большой извездной, иубедительной онвокруг себя несоздал.
Еще одним изисточников информации всоветское время была зарубежная музыка, которая проникала вСоветский Союз ибыла таким источником протеста, надламливала систему. Высейчас живете вЭстонии, может, вПрибалтийских странах есть что-то, что может проникнуть вРоссию и стать толчком для протеста? Можетли что-то прийти сЗапада, таже музыка, например?
Ябоюсь, что сЗапада сейчас ничего неприходит. Тоесть теоретически япредставляю себе возможность, чтобы вРоссии была какая-то заграничная оппозиция, нопри этом действенная, единая ихорошо организованная. Вот это былобы неплохо. Еслибы существовала такаяже ситуация, которая была всамом конце XIX начале XXвека, когда наЗападе— втомже Лондоне, Цюрихе, Париже,— были ибольшевики, именьшевики, ианархисты, иэсеры, ивсе они там вели свою работу, ирезультаты этой работы сказывались натом, что происходило встране, нуапотом-то ивовсе они победили, в1917году.
Новот сейчас такой организованной деятельной оппозиции русской, ксожалению, назападе нет— нивГермании, нивАмерике, нивБалтийских странах, нигде. Притом что политических эмигрантов довольно много, нокак-то, вобщем-то, они все сами посебе. Инет уменя такого ощущения, что они способны что-то реальное сделать, абез этого ничего небудет.
Как вам кажется, почему они необъединяются? Естьже фигура, например, Михаила Ходорковского, который также находится заграницей, имогбы теоретически возглавить российскую оппозицию.
Почему они необъединяются — это некомне вопрос. Янеполитик сам посебе ивдвижениях никак неучаствую. Ядаже неполитический эмигрант или беженец. Япросто экспат, который накакое-то время, аможет быть, инавсегдауехал изРоссии, чтобы работать ирастить детей. Унас действительно довольно много имеется заметных людей вэмиграции— это иМихаил Ходорковский, это иГарри Каспаров, это много людей изакадемической среды, изкультурной среды. Необъединяются они, наверное, потому что увсех имеются какие-то свои амбиции, увсех свои взгляды наточто надо делать вРоссии, икак-то неполучается уних ничего такого сделать.
Амоглибы, насамом деле сделать что-то серьезное, вплоть дотого, чтобы, скажем, создать «российское правительство визгнании», что-нибудь такое пафосное. Нонет, ничего такого непроисходит. Отчасти яэто понимаю иодобряю, потому что все-таки, главное, что происходит— то, что делается вРоссии, ането, что делается заграницей.
Заграница может немножечко каких-то специй добавить кэтому вареву, которое творится вРоссии. Новосновном, конечно, все ингредиенты — там. Ивсамой России, как вызнаете, вобщем-то, побольшому счету, заисключением Алексея Навального иего компании, ничего непроисходит.
Притом еще большинство оппозиционных деятелей стараются отНавального откреститься, стараются его как-то дискредитировать, говорят, что ему недоверяют, говорят про какой-то вождизм. Хотя язнаю Навального и считаю, что онвполном порядке.
Имогбы возглавить протесты?
Реально Навальный сейчас ивозглавляет что-то, ноонпока что идет одной своей колонной. Еслибы кэтой колонне справа, слева присоединились еще всякие симпатичные ребята, которых унас хватает— илевые, инационалисты даже, вконце концов, тобылобы намного интереснее. Ксожалению, ничего такого непроисходит, нинакакой почве объединения унас неслучается.
«"Матильда"— это холостой выстрел»
Недавно наэкраны вышел фильм «Крым»— российские власти позаказу Минобороны России сняли пропагандистскую картину. Почему нет этого вмузыке, почему нет пропагандистских, может быть патриотических песен— это сложнее сделать, чем снять фильм?
Дело втом, что вмузыке несколько раз предпринимались попытки писать какие-то хиты про Володю Путина, писать какие-то гимны «Единой России» итак далее. Получилось так, что все эти попытки провалились, абсолютно все.
Кто-нибудь сейчас, может, еще вспомнит сбольшим трудом песню под названием «Хочу такого как Путин», но, вобщем-то, хитом эта песня так инестала, иународа вызывала только громкий смех.
Поэтому повсей видимости, в аппарате президента, вкаких-то культурных инстанциях было принято решение больше споп-музыкой незаигрывать. Тоесть поп-музыка унас используется только сама посебе: приглашают артистов накакие-то мероприятия праздничные, юбилейные, День города итак далее.
Там они, естественно, выступают под всеми правильными знаменами иэмблемами, нопесен наэти темы нет. Песен унас несочиняют, потому что, ядумаю, изаказа такого нет, исами посебе боятся. Втом числе боятся итого, что вот они, таким образом, отличатся, апосле этого ихзаграницу небудут приглашать: нивУкраину, нивАмерику, никуда. Так что артисты, они такие люди, осторожные.
Еще одна картина, которая совсем недавно вышла— это фильм «Матильда». Он тоже расколол внекоторой степени общество, образовалось такое радикальное православное меньшинство, которое грозится жечь кинотеатры. У них нет реальной власти, нокак вам кажется, возможноли, что они будут диктовать какие-то свои условия власти иобществу?
Ядумаю, что радикальные мракобесы могут попытаться каким-то образом свою повестку дня вРоссии продвинуть, нояуверен, что это произойдет ненапочве фильма «Матильда».
Вся история с«Матильдой», намой взгляд, очень раздута. Вот скоро фильм выйдет впрокат, мое предчувствие таково, что ничего непроизойдет: небудут жечь кинотеатры, небудут стоить пикеты, алюди будут спокойно ходить вкино, смотреть этот фильм, убеждаться втом, что ничего такого крамольного, сточки зрения тогоже православия, вэтом фильме нет, иНиколай IIтам весьма ивесьма любовно показан. Яуже читал отзывы депутатов российской Госдумы обэтом фильме, надо сказать, что, несчитая пресловутой этой Натальи Поклонской, никто изних плохо обэтом фильме невысказался.
Наоборот, все сказали: «Прекрасный фильм. Николай IIв нем показан таким замечательным человеком». Явот раньше, говорит депутат-коммунист, думал оНиколаеВтором плохо, апосле этого фильма стал думать онем гораздо лучше.
Так что ядумаю, что «Матильда»— это холостой выстрел иничего тут непроизойдет. Ноэто неозначает, что весь этот православный фундаментализм исопряженной сним мракобесие, что онисчезнет. Думаю, что нет. Думаю, что они будут лоббировать свою повестку дня виГосударственной думе, вправительстве донекоторой степени, тем более что там уже есть иминистр образования, иминистр культуры, которым нечужда такого рода риторика. Так что, думаю, что тут еще многое чего унас случится. Недай бог, конечно.
«Успеюли явсвои 62года вкусить свободной России?»
Откуда, как вам кажется, взялась эта риторика?
Уменя тут могут быть разные соображения. Содной стороны, все это шевеление началось из-за того, что вобласти идеологии встране возник вакуум: коммунистической идеологии нет, капиталистическая как-то неособо прививается, националистическая идеология— это небезопасно.
Решили, что самая безопасная ивтоже время эффективная— это идеология православная, нуисоответственно стали эти движения поддерживать.
Думаю, что нетак давно убедились втом, что это движение тоже небезопасно, что оно тоже чревато фундаментализмом, чревато насилием, ичто этого джина избутылки потом будет очень сложно запихнуть обратно. Ипоскольку власть унас очень трусливая ипрагматичная, то, разумеется, решили они как-то тут нажать натормозаи, думаю, что так вот натормозах это все будет.
Вам кажется, что сейчас власть контролирует эту ситуацию?
Мне кажется, что донекоторой степени власть ситуацию контролирует. Потом, нунельзя, например, забывать отакой штуке, как движение черносотенцев. ВначалеXX века оно тоже поначалу властью активно поддерживалось, потом оказалось, что, вобщем-то, это люди довольно дикие иплохо контролируемые иначались уже кровавые погромы ипрочие эксцессы, которые были царской власти неочень выгодны.
Икогда черносотенцев власть перестала поддерживать, ихподдерживалаполиция, жандармерия, какие-то были финансовые вливания, один извеликих князей даже был очень близок кчерносотенцам.Так вот, когда эта поддержка состороны власти прекратилась, точерносотенцы, это было аккурат в17-м году, просто развалились, ихпросто нестало.
Ядумаю, чтовсякие теперешние неочерносотенные движения, притом, что они шумные,наглые ионих много говорят, посути дела, это что-то наглиняных ногах.Если ихнасамом деле непропагандировать инеподдерживать финансово, тоони долго непростоят.
Что должно случиться вРоссии, чтобы выокончательно туда вернулись? Когда это может произойти?
Ябы согромной радостью вернулся вРоссию, если Россия или когда Россия станет снова свободной идемократической страной сконкурентными выборами, сосвободой слова, сменьшей именее наглой коррупцией. Думаю, что Украина гораздо ближеккакому-то цивилизованному европейскому состоянию. ВРоссии это произойдет еще нескоро, норано или поздно произойдет. Нопуть кэтому будет довольно долгим, ибудет еще довольно много всяческого бардака. Поэтому успеюли явсвои 62года вкусить свободной России— вэтом янеуверен, хотя ужасно-ужасно хотелосьбы. Надо сказать, что вРоссии яникакие мосты несжигал иочень надеюсь, что удастся вернуться.
- Поделиться: