Учебник ударил по больному. Крымские татары обвинили пособие по истории Крыма в разжигании межнациональной розни
Учебное пособие «История Крыма» в двух частях для десятого класса, выпущенное издательством «Просвещение» в прошлом году, поступило в крымские школы, но ученикам его раздать не успели.
Антон Наумлюк, «Новая газета»
Учебное пособие «История Крыма» в двух частях для десятого класса, выпущенное издательством «Просвещение» в прошлом году, поступило в крымские школы, но ученикам его раздать не успели.
12 февраля крымскотатарская активистка Эльза Акимова обратила внимание на главу III первого тома «Крым в период Великой Отечественной войны 1941–1945 годов», полностью написанную проректором Крымского федерального университета Сергеем Юрченко. Акимова опубликовала на своей странице в Facebook фотографии нескольких страниц учебного пособия, сопроводив комментарием: «Это — учебник по истории Крыма за 10-й класс. По нему учат детей в школах Крыма! Разжигание межнациональной розни, клевета. Это госзаказ?! Да с этим всем необходимо обратиться в суд! А не позволять им сеять подобную чушь в мысли наших детей».
В параграфе 17-м пособия «Германский оккупационный режим в Крыму» речь шла в том числе о коллаборационизме среди местного населения.
«В Крыму в силу специфики национального состава населения германское командование оперативно приняло меры для того, чтобы расположить к сотрудничеству крымских татар, часть которых встречала оккупантов в некоторых городах и деревнях букетами, угощала фруктами и вином, видя в них «освободителей от большевистского ига», — начинается обзор истории сотрудничества жителей полуострова с немецкой властью.
Первые три страницы текста посвящены исключительно коллаборационизму крымских татар.
Информация почерпнута, судя по всему, только из статьи краеведа Андрея Мальгина «Руководство партизанским движением Крыма в 1941–1942 годах и „Татарский вопрос“», опубликованной в журнале «Историческое наследие Крыма» в 2006 году, когда Мальгин уже занимал должность гендиректора Крымского краеведческого музея. (Сейчас Мальгин член Общественной палаты Крыма.)
Еще одна страница пособия была посвящена сотрудничеству армян с немецкими властями, абзац — отношениям болгар, и ни слова не сказано о русском коллаборационизме.
При такой концентрации темы вокруг крымских татарсоздавалось впечатление намеренной ангажированности авторов пособия, что было воспринято крымскими татарами как попытка национальной дискриминации.
Вопрос депортации крымских татар в 1944 году в разделе «Выселение из Крыма крымских татар и других народов» вызвал еще большую волну критики.
Пособие повторяет официальную версию причины депортации — массовое сотрудничество крымских татар с немецкими властями и вообще следует документам НКВД, сотрудники которого проводили выселение.
Но существовала значительная разница между предписанием, по которому должна была проводиться депортация — с денежной компенсацией, выдачей продуктов и прочими условиями, — и реальной картиной произошедшего. Ситуацию не спасает даже реверанс автора текста: «Трагедию крымскотатарского народа, огульно целиком обвиненного в сотрудничестве с оккупантами, разделили вскоре болгары, греки и армяне». В целом написанного было достаточно, чтобы против учебного пособия массово выступили крымские татары, потребовавшие не допустить его в школы.
«Жаль, что его (учебное пособие — ред.) не успел прочесть мой папа, — писала крымскотатарская поэтесса и журналист Лиля Буджурова. — Его бы „утешило“, что когда его — 12-летнего „коллаборанта“ везли в чумном вагоне в депортацию, там его, оказывается, ждали 5 тыс. рублей ссуды на „строительство домов и хозяйственное обзаведение“. Когда он — ровесник моей внучки шестиклассницы — работал, чтобы прокормить семью, от зари до зари за одну лепешку, крымским татарам, оказывается, выделяли муку, крупы и овощи „бесплатно, в расчет за принятую у них в местах выселения сельхозпродукцию и скот“. А от моей мамы, которая, выйдя замуж за отца, пришла жить в землянку его семьи, оказывается, хитро скрыли, что крымским татарам сразу после высылки „выделяли приусадебные участки для улучшения материально-бытового состояния“».
Первое официальное обращение на имя министра образования Крыма Натальи Гончаровой поступило уже на следующий день, 13 февраля от юриста Лемуры Енгулатовой.
«Считаем, что данное учебное пособие демонстрирует односторонность и тенденциозную выборочность в освещении исторических событий. Цель его авторов — сознательное искажение образа крымских татар в период Великой Отечественной войны, и создание образа коллаборантов, пособников нацистского режима, „предателей Родины“, — написала Енгулатова и попросила изъять учебное пособие из школ и признать его «разжигающим межнациональный конфликт».
Публичной реакции на возмущение крымских татар не следовало, пока информационную повестку у общественников и активистов не перехватили крымскотатарские сообщества и депутаты, которые сотрудничают и встроены в систему российской власти в Крыму. Через пять дней после того, как пособие заметили крымские татары, Совет крымских татар при главе Крыма обратился к депутату Госдумы Руслану Балбеку с просьбой «инициировать проведение экспертных исследований, по результатам которых решить вопрос о привлечении к ответственности всех причастных к этому факту лиц».
«Дорогих соотечественников» Совет попросил «не поддаваться провокациям». Балбек, который не очень успешно пытается аккумулировать на себя все вопросы, связанные с крымскими татарами на полуострове, пообещал обратиться по поводу учебного пособия в Генпрокуратуру и поставить вопрос на заседании комитета Госдумы. Пока результатов его действий нет.
Но учебник уже из всех школ Крыма изъяли.
Свезли в 44-ю школу в Симферополе (с большинством крымских татар среди учащихся) и держат под наблюдением видеокамер. Доступа к ним нет даже у учителей. Единственной школой в Симферополе, которая почему-то не сдала учебники, была 23-я (по данным на 18 февраля).
Со своей стороны в защиту учебника выступили несколько его авторов. Так, зампред Общественной палаты Крыма Александр Форманчук заявил, что «фактологическая база учебного пособия выдержана профессионально исоответствует всем имеющимся наданный момент данным историографии. Полагаем, что мы выдержали все рамки профессиональной исторической этики». Сенатор от Крыма Сергей Цеков, входивший в редсовет учебного пособия, заявил, что «часть про крымских татар соответствует действительности, там ничего не придумано». Федеральные власти в лице министерства просвещения от проблемы вовсе отстранились, сославшись на то, что учебное пособие по истории Крыма не входит в федеральный перечень учебников.
В Крыму среди крымских татар в связи с критикой учебника массово вспоминают родственников, которые воевали на стороне Красной армии Советского Союза, который через несколько лет депортировал крымских татар. На это противоречие сейчас, в пылу дискуссий, мало кто обращает внимание. Учебное пособие, вызвавшее столько споров, было изъято из школ и, скорее всего, уже не появится, во всяком случае, в том виде, в котором было выпущено изначально. В положительной оценке этого едины все крымские татары, как нелояльные российским властям, так и те, кто с ними сотрудничает.
Подписывайтесь на наштелеграм-канал.
- Поделиться: