Как прошел саммит Украина-ЕС?

Единство президентов Европейского совета и Европейской комиссии не означает единство стран—членов Европейского Союза. Если есть первая, но нет второй – Украину ожидают серьезные проблемы.

Текст: Жанна Безпятчук

Единство президентов Европейского совета и Европейской комиссии не означает единство стран-членов Европейского Союза. Если есть первая, но нет второй – Украину ожидают серьезные проблемы.

Очередной 19-й саммит ЕС-Украина, который состоялся в Киеве 13 июля, подтвердил правильность этого тезиса. Еще до встречи Петра Порошенко с Дональдом Туском и Жан-Кодом Юнкером из дипломатических источников было известно, что киевское заседание на высшем уровне завершится без совместной итоговой декларации, хотя ее 7-страничный проект был готов.

В игру снова, как и в истории с ратификацией Соглашения об ассоциации, вступили Нидерланды.

ЕДИНСТВО ЛИДЕРОВ ИНСТИТУЦИЙ ЕС

«Сегодня мы ясно видим, что внешнему врагу вас не одолеть. Но вы можете потерпеть поражение от самих себя. Вы должны во что бы то ни стало держать свое единство и избегать внутренних конфликтов, как чумы. Я всегда повторял это своим соотечественникам, когда был премьер-министром Польши. Я повторяю сегодня это всей Европе», – такими словами начал свое участие в заседании в стенах Администрации президента Дональд Туск, президент Европейского совета.

Уже не первый раз на таких встречах он говорил на украинском – на этот раз даже более уверенно и свободнее. Президент Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер даже пошутил, не стал ли украинский, благодаря Туску, рабочим языком саммита.

Сам Юнкер озвучил главную проблему Украины: «Мы просим, но это не наставление, чтобы Украина усилила противодействие коррупции, потому что она сводит на нет все усилия, которые эта замечательная нация сейчас прилагает».

Главный упрек к украинской власти: она до сих пор не создала антикоррупционный суд, просрочив дедлайн – июнь 2017 года.Оба президента европейских институций вменяют Украине нерешенность проблемы коррупции внутри страны Фото: Николай Лазаренко / POOL

В связи с этим глава Еврокомиссии озвучил новую идею: мол, не создать вместо отдельного суда антикоррупционную палату в составе Верховного Суда. Именно палату в составе суда, где будут заседать судьи, а не антикоррупционную комиссию, антикоррупционный комитет или любые другие последствия «трудностей перевода».

Юнкер назвал такую палату «промежуточным решением». Мол, ее реально создать в короткие сроки – за несколько месяцев. Итак, в ЕС признали, что сформировать и запустить полноценный антикоррупционный суд за несколько месяцев Украине не под силу. В перспективе, как можно сделать выводы по словам президента Еврокомиссии, Украина таки должна найти «окончательное решение», то есть создать отдельный суд.

Порошенко же хотел говорить не о несотворенном здесь и сейчас суде, а о будущих далеко идущих планах евроинтеграции в разные пространства и рынки Евросоюза: «Намерениями Украины в перспективе является присоединение к Таможенному Союзу с ЕС, интеграция в Шенгенскую зону, стать частью Цифрового рынка или Энергетического союза. Это мощный стимул для реализации экономических, социальных, секторальных и других реформ».Глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер предложил создать вместо отдельного суда антикоррупционную палату в составе Верховного Суда Фото: Николай Лазаренко / POOL

НЕЕДИНСТВО СТРАН-ЧЛЕНОВ ЕС

Президенты институций ЕС и украинский глава государства пытались удержать фокус на положительных установках, конкретных результатах сотрудничества и конструктивной критике. В конце концов, были объективные основания: 11 июня начал действовать безвизовый режим с ЕС, 11 июля завершилась ратификации Соглашения об ассоциации, который с 1 сентября заработает полностью.

Но в полной мере заретушировать главную контраверсию и даже разочарование этой встречи это все не могло. Саммит завершился без принятия совместной итоговой декларации. То же случилось и на саммите ЕС-Украина в ноябре 2016 года. Тогда все еще продолжалась эпопея с приостановлением ратификации Соглашения об ассоциации Нидерландами. Сейчас же эта страна таки завершила ратификацию.

На выборах в марте этого года там победила дружественная Украине «Народная партия за свободу и демократию». В чем же тогда снова проблема? Как оказалось, она – в необходимости тамошнего правительства быть последовательным. Мол, обещали избирателям, что Украина не получает перспектив членства в ЕС благодаря ассоциации. Они поверили – значит нельзя на первом же саммите снова говорить о евростремлениях Украины.

Примерно такова логика действий нидерландцев, как пояснил Громадскому на правах анонимности европейский дипломат. Решения одной страны достаточно, чтобы заблокировать планы Евросоюза поддержать совместную декларацию по Украине.

Не лишним будет процитировать попутно Соглашение об ассоциации: «Европейский Союз признает европейские стремления Украины и приветствует ее европейский выбор, в частности ее обязательства строить развитую и устойчивую демократию и рыночную экономику».

Нидерланды не беспокоит, собственно, этот юридически обязательный документ. Краеугольным камнем стала политическая декларация, которая имеет символический, а не правовой характер.

За день до саммита Туск, Юнкер и Порошенко придумали некую формулу, как спасти ситуацию: упор решили делать на первоисточнике – Соглашении, что подтверждает европейские устремления Украины. Хотя для украинских дипломатов, насколько известно Громадскому, принципиально было получить подтверждение европейских перспектив Украины именно в тексте совместного заявления. Иногда символы не менее значимые, чем юридические документы. Компромисса так и не удалось добиться.

«Важнейшим документом является Соглашение об ассоциации. Это не лозунги. Введение безвизового режима, Соглашение об ассоциации, зона свободной торговли – вот наша новая реальность. Я только хочу еще раз процитировать Соглашение: ЕС признает европейские стремления Украины и приветствует ее европейский выбор», – отмечал Дональд Туск. Он действительно пытался нейтрализовать терпкий привкус неудачи.Главные участники саммита пытались удержать фокус на положительных установках, конкретных результатах сотрудничества и конструктивной критике (на фото слева направо - президент Европейской Комиссии Жан-Клод Юнкер, президент Украины Петр Порошенко и президент Европейского Совета Дональд Туск во время официальной церемонии встречи возле Администрации президента) Фото: EPA / SERGEY DOLZHENKO

ГЛАВНОЕ –ЗАЯВЛЕНИЯ ИЛИ РЕФОРМЫ?

На самом деле сейчас мяч на стороне Украины. От нее ожидают конкретных реформ, шагов и результатов. Одна из насущных вопросов – антикоррупционный суд. Но оно не единственное. Список длинный. Для того, чтобы получить третий транш макрофинансовой помощи от ЕС размером 600 миллионов евро, Украина должна выполнить до октября 21 условие. До сих пор выполнила 14. Напротив семи сейчас стоят минусы.

Речь идет, в частности, о снятии моратория на вывоз леса-кругляка, об улучшении процедур электронного декларирования чиновников, о реестре бенефициарных владельцев, о предоставлении права на прослушивание Национальному антикоррупционному бюро.

В ноябре Еврокомиссия оценит состояние выполнения 21 условий. Затем будет приниматься окончательное решение, перечислять ли деньги. Собственно, в краткосрочной перспективе это имеет значительно большее значение для европеизации Украины, чем символическая декларация.

Европейский выбор делает Украина сама, независимо от того, подтверждает кто-то его или нет.