Украина vs. Безвизовый режим

Украина vs. Безвизовый режим

Раунд 1

Президентскими шагами в Европейский Союз

Президент Леонид Кравчук

1 декабря 1991 года в Украине прошли первые президентские выборы и референдум о независимости. 2 декабря 1991 года Еврокомиссия признала демократический характер всеукраинского референдума. Неделю спустя Европейский совет выразил желание развивать взаимоотношения с Украиной, Белоруссия и Россией «свободно и мирно выразившими свою волю к полной суверенизации».

В постановлении Верховной Рады от 2 июля 1993 года «Об основных направлениях внутренней и внешней политики Украины» утверждался приоритет европейского вектора и стремление к вступлению в Европейский союз

14 июня 1994 года между Украина и ЕС подписали базовое “Соглашение о партнерстве и сотрудничестве”. Оно вступило в силу в 1998 году и действовало до 2008.

Президент Леонид Кучма

В 2002 году Украина получила “специальный статус соседа”, который предусматривал облегчение режима миграции. В 2003 году президент Леонид Кучма заявил, что цель Украины - подписать соглашение об ассоциации с ЕС.

Президент Виктор Ющенко

Виктор Ющенко обозначил “евроинтеграционные процессы” как приоритетные во всей внешней политике. В феврале 2005 года подписан “План действий Украина - ЕС”.

В 2007 году Еврокомиссия дала старт переговорам с Украиной о новом базовом соглашении “об ассоциации Украины и ЕС”. В 2009 начались переговоры об “углубленной и всесторонней зоне свободной торговли”.

В мае 2009 года Украина совместно с Молдовой, Грузией, Арменией, Азербайджаном и Беларусью начала участие в программе “Восточное партнерство”. Главная цель - социально-экономические реформы, которые должны ускорить процесс евроинтеграции.

Президент Виктор Янукович

На саммите «Украина — ЕС» в ноябре 2010 года был подписан протокол к “Соглашению о партнерстве и сотрудничестве” по основным принципам участия в программах Евросоюза. 30 марта 2012 года главы делегаций Украины и Евросоюза парафировали “Соглашение об ассоциации”, 19 июля 2012 года — “Соглашение об углубленной и всесторонней зоне свободной торговли”.

10 декабря 2012 года Совет иностранных дел Евросоюза одобрил заключение относительно Украины, в котором выразил готовность подписать “Соглашение об ассоциации” между Украиной и ЕС на саммите “Восточного партнерства” в Вильнюсе в ноябре 2013 года. Но этого не произошло. 21 ноября 2013 года Кабинет министров заявил: подготовка к Соглашению приостановлена. А 29 ноября Виктор Янукович заявил, что Украина откладывает подписание документа до следующего саммита. После этого по всей Украине начались массовые акции протеста с требованиями отставки правительства и главы государства. В народе эти акции протеста получили название “Евромайдан” и в итоге привели к Революции Достоинства.

Президент Петр Порошенко

21 марта 2014 года представители ЕС и премьер-министр Арсений Яценюк подписали политический блок Соглашения. 27 июня президент Петр Порошенко подписал экономическую часть. 16 сентября Верховная Рада ратифицировала соглашение. Для того, чтобы соглашение вступило в силу его должны ратифицировать все 28 стран-членов ЕС. Пока соглашение с Украиной не ратифицировали только в Нидерландах.

Раунд 2

Закон и порядок

Активно двигаться к безвизовому будущему Украина начала с 2010 года. Тогда был принят “План действий по визовой либерализации”. В нем были прописаны четкие требования Евросоюза, которые Украина должна была выполнить. Среди них были биометрические паспорта, новые правила пересечения границ, контроль над миграцией и то, с чем у власти возникло больше всего проблем - законы по противодействию коррупции. Ключевые из них:

• закон о Национальном антикоррупционном бюро

• закон о Национальном агентстве по противодействию коррупции

• закон о спецконфискации и аресте имущества коррупционеров

• изменения в закон о Генеральной прокуратуре в части полномочий Специальной антикоррупционной прокуратуры

• поправки в трудовое законодательство о недопущении трудовой дискриминации

• закон об электронном декларировании чиновников

Все эти законопроекты были приняты осенью 2015 года, но это еще не означало их исполнения, тем более, что приняты они были не в том виде, в котором ожидали их увидеть в ЕС.

Например, из закона “о спецконфискации” выбросили норму о конфискации имущества у третьих лиц. А из закона об электронном декларировании убрали норму о двух годах тюрьмы за ложь в декларации. Кроме того, в бюджет на 2016 год внесли поправку, которая переносит “электронное декларирование” доходов на 2017 год.

В Украине часто бывает, что между законом и его исполнением возникает пропасть. За последние два с половиной года риторика Евросоюза несколько изменилась, и теперь от власти требуют не только принятия законов, но и того, чтобы они работали.

Потому в декабре 2015 года Евросоюз выдвинул Украине пять дополнительных требований:

• Запуск Национального антикоррупционного бюро и Специальной антикоррупционной прокуратуры до конца первого квартала 2016 года

• Запуск работы Национального агентства по противодействию коррупции до конца первого квартала 2016 года

• Внесение изменений в закон о спецконфискации и аресте имущества коррупционеров

• Внесение изменений в закон о прокуратуре, для независимости новосозданной Специальной антикоррупционной прокуратуры

• Дополнительные статьи в бюджете на работу антикоррупционных органов

Однако и это не гарантирует того, что антикоррупционная реформа заработает в полной мере - говорит руководитель центра по противодействию коррупции Виталий Шабунин. По его словам, до сих пор не создана ключевая институция - антикоррупционный суд. Об этом неоднократно говорили лидеры ЕС, однако не обязывали Украину его создавать. Вся работа антикоррупционного бюро заканчивается в суде, именно суд выносит окончательный вердикт и конфисковывает имущества, но по словам Шабунина, теперешние украинские суды “хоронят” дела антикоррупционного бюро. Кроме того, они мешают расследованиям, часто отпуская подозреваемых за небольшие залоговые суммы. Например, человека обвиняют в воровстве пятисот миллионов гривен, а суд ему “рисует” залог в 6 миллионов. С такими судами созданная система полноценно не заработает, - считает Виталий Шабунин.

Кроме того, в части электронного декларирования тоже есть проблемы. Например, руководство Национального агентства по противодействию коррупции саботирует рассмотрение подзаконных актов, по которым планируется привлекать к ответственности тех, кто соврал в декларациях, - добавил эксперт.

Раунд 3

Ожидание

С боем и скрипом, но все требования Европейского Союза Украина выполнила. По словам главы государства, их было более 140. 15 декабря Европарламент все же одобрил безвизовый режим для Украины и Грузии. Перед этим, правда, там приняли норму о возможной отмене безвизового режима в случае, если на территории ЕС окажется большое число украинцев и грузин, отказывающихся вернуться на родину.

Впрочем, нельзя сказать, что все так уж ждут безвизового режима. Мы провели два опроса, чтобы узнать, нужен ли безвиз обычному украинцу. Первый опрос записан под зданием одного из европейских посольств:

Другой мы провели возле железнодорожного вокзала “Киев-пассажирский” и задавали те же вопросы:

Безвизовый режим - это 50% практической пользы от Европейского союза - считает политолог Александр Палий. С введением безвизового режима Украина получит хороший бонус, при этом не наберет тех проблем, которые есть у стран-членов ЕС. Украина может рассчитывать на членство в Европейском союзе не раньше, чем через 10 лет. Да и для самого Евросоюза вопрос членства Украины в нем не стоит ы повестке. На сегодня сам Евросоюз хочет понять куда он движется и как будет развиваться.

После того, как Европарламент одобрил безвизовый режим, дело осталось за малым: получить официальное утверждение от Совета Евросоюза. Точных дат, когда это произойдет, европейские чиновники не называют.