28 апреля ряд профильных министерств выступили с заявлением, что правительство будет рассматривать каждый запрос работодателей из-за рубежа по поводу сезонных работников из Украины и отдельно принимать решение по нему.

В этой ситуации есть три заинтересованные стороны: другие европейские страны, сами трудовые мигранты и наше государство.

Зачем европейским странам украинские рабочие?

Во многих странах ЕС есть значительный спрос на рабочую силу в определенных секторах труда, который не удается удовлетворить за счет местных рабочих. Такие пробелы активно заполняют трудовые мигранты, а среди них и украинцы, которые работают таким образом на развитие экономик других государств.

К примеру, по данным исследования экономистов Нацбанка Польши в 2014-2018 годах, труд украинских мигрантов способствовал росту польского ВВП примерно на 11%.

Украинские мигранты за рубежом задействованы преимущественно в таких секторах, как сельское хозяйство, строительство, промышленность, а также досмотровая и домашняя работа. Конечно, есть определенная секторальная и региональная специфика, однако сезонная занятость характерна, прежде всего, для сельского хозяйства, недостаток рабочих рук в котором развитые европейские страны и в обычные времена заполняют за счет трудовых мигрантов из стран с низкой оплатой труда.

Коронакризис сделал этот недостаток еще более ощутимым, ведь из-за возвращения большого количества мигрантов домой и закрытия границ местные работодатели остались отрезанными от работников, которых они привыкли мобилизовать в нужные периоды сельскохозяйственного цикла. Однако поля и урожаи не могут ждать окончания или ослабления карантинных мероприятий. Поэтому все больше европейских стран принимают специальные меры для поддержки отрасли. Ведь меньшие урожаи скажутся не только на доходах фермеров, а значит — поступлениях в бюджет, но и на обеспечении населения продовольственными товарами и росте цен на них.

Так, Германия, где к сбору урожая ежегодно привлекается около 300 тыс. сезонных работников (почти 90% из них — из других стран), позволила их приезд в страну, несмотря на пандемию. А на специальной странице авиалиний Eurowings предприниматели и фермеры могут получить всю необходимую информацию о специальных рейсах в Румынии, Болгарии и Польши. Есть даже опции, которые позволяют отдельному работодателю при необходимости арендовать весь самолет. Первые чартеры из Румынии, откуда планируется привлечь до 80 тыс. рабочих, прилетели в Германию еще в начале апреля. Похоже решение проблемы предлагает и Великобритания.

Если в этих странах рассчитывают, в первую очередь, на рабочих из восточных стран ЕС, то в соседней Польше также говорят о необходимости чартерных рейсов, но из Украины. Кроме этого, еще в начале пандемии польские аграрии обратились к правительству с просьбой позволить остаться в стране тем трудовым мигрантам из Украины, чей срок разрешения на трудоустройство и пребывание на территории Польши проходит, поскольку новых рабочих в условиях закрытых границ будет найти гораздо сложнее. Правительство предпринимателей услышало, и необходимый закон вступил в силу уже в начале апреля.

Пустить нельзя оставить

По оценкам Кабинета министров Украины, с начала карантина в страну вернулись 2 млн трудовых мигрантов.

В своих заявлениях относительно возможного ограничения выезда украинских граждан на заработки в условиях пандемии представители правительства говорят, что руководствуются, прежде всего, соображениями безопасности и здоровья наших граждан. Впрочем пандемия угрожает не только здоровью, но и экономическому благосостоянию населения.

Именно трудовые мигранты и их семьи оказались среди тех, по кому коронакризис ударил больше всего — ведь они потеряли основной источник денежных средств. Не могут рассчитывать они и на приличные выплаты пособия по безработице. Особенно эта ситуация сказывается на западном регионе, 70% всех трудовых мигрантов Украины именно отсюда.

Несмотря на свою распространенность, трудовая миграция в Украине до сих пор воспринималась как индивидуальная стратегия и не оказывалась в центре каких-то комплексных политик со стороны государства — ни по защите социальных и трудовых прав наших мигрантов за рубежом, ни по использованию квалификации и навыков трудовых мигрантов для развития экономики Украины.

До сих пор также нельзя было говорить и о существовании определенных комплексных подходов, обеспечивающих экономическую стабильность мигрантов и их семей в кризисной ситуации, например, в случае с пандемией. Сейчас надежды на улучшение ситуации возлагаются на создание новых рабочих мест для обеспечения работой тех, кто ее потерял в течение действия карантинных мероприятий, но насколько оправданы эти надежды?

Правительство планирует создать рабочие места как в бюджетном секторе, так и, например, в строительстве и ремонте дорог и объектов социальной инфраструктуры. Ключевое слово здесь «планирует» — сроки реализации этих мер, которые были впервые анонсированы правительством еще в марте, до сих пор не были публично озвучены. Есть ли у людей, которые вернулись с заработков, достаточно ресурсов, чтобы содержать себя и свои семьи в течение длительного периода ожидания?

Информационная гигиена не менее важна чем личная. Мы работаем даже в условиях карантина и заботимся о новостях, которые вы получаете! Поддержите нас на платформе Спiльнокошт! Поддержите независимую журналистику

Вызывает вопросы и оплата труда на вновь созданных рабочих местах. Премьер-министр озвучивал тезис, что если разница между заработной платой в Европе и Украине составляет 300-400 евро, то люди решают не ехать на заработки, и призвал граждан «работать в социальной сфере, коммунальной сфере, бюджетной, или в сферах с небольшой заработной платой, но продержаться».

Однако, не выберут ли люди, привыкшие рассчитывать только на себя, а не на помощь государства, стратегию индивидуального спасения — большой вопрос. Ведь их семьи часто не имеют никакого другого источника дохода, кроме заработков одного или нескольких ее членов за рубежом, а в условиях экономического кризиса и 300-400 евро разницы могут стать весомым аргументом.

Прецедент на будущее

Зависимой от трудовой миграции является не только значительная часть населения, но и украинская экономика. Всемирный банк прогнозирует резкое сокращение международных денежных переводов в 2020 году из-за экономических последствий коронавируса. Для Украины, которая является региональным лидером по количеству полученных денежных переводов (в 2019 году их объем, по подсчетам Банка, составил $16 млрд), это будет иметь значительные негативные последствия.

По словам премьер-министра, одной из мер, которая поможет компенсировать такое сокращение, будет стимулирование вложения работниками денег в собственный бизнес. Способствовать этому призвана программа кредитования «Новые деньги», которая разрабатывается сейчас. Но когда она заработает, насколько массовой будет и смогут ли работники — бывшие наемные работники — начать собственное дело, еще и в сложных условиях карантина?

Поэтому, в любом случае, полностью ограничить трудовую миграцию за границу правительству не удастся. В предлагаемых же ограничениях есть по крайней мере одна положительная тенденция — не впервые на уровне ключевых органов национальной власти прозвучали заявления о готовности контролировать обеспечение работодателями в принимающих странах надлежащих условий труда, проживания и медицинского обслуживания украинских трудовых мигрантов.

То, что легальное трудоустройство с соблюдением социальных гарантий выступит предпосылкой для переговоров с европейскими странами, которые выразят желание официально пригласить украинских рабочих на сезонные работы, может стать важным прецедентом на будущее.

Независимые благодаря вам

Мы работаем независимо от политиков и олигархов. Наша журналистика существует благодаря вам. Вы можете поддержать нас, а мы можем продолжить рассказывать, что на самом деле происходит.

Поделиться: