18 мая под зданием Верховной Рады Украины собралось несколько тысяч прихожан Украинской Православной Церкви (Московского Патриархата). Как заявили организаторы акции, они пришли «на молебен о вразумлении народных депутатов».

Кого и зачем пытались «вразумлять» протестующие, выясняло Громадское.

№4128 и №4511

Церковников и сочувствующих взволновали законопроекты №4128 и №4511, которые в этот день должны были рассматривать парламентарии.

Первый - №4128  «О внесении изменений в Закон Украины «О свободе совести и религиозных организациях» подразумевает, что принадлежность к общине определяется «самоидентификацией и участием в религиозной жизни общины».

Проще говоря, авторы законопроекта предлагают, чтобы судьбу прихода решали сами прихожане. Сегодня церковная община сама вправе выбирать, какой конфессии подчиняться. Например, если большинство решает, что пора перейти из УПЦ Московского Патриархата в УПЦ Киевского Патриархата, то это легко можно сделать, придерживаясь процедуры. Однако церковное имущество и сам храм остаются в собственности местной епархии. То есть прихожане уходят молиться куда хотят, а имущество остается на балансе епархии. Принятие законопроекта позволит «переезжать вместе с мебелью».  

Второй - №4511  «Об особом статусе религиозных организаций, руководящие центры которых находятся в государстве, которое признано Верховной Радой страной-агрессором». С его принятием вводится подписание дополнительных договоров между государством и религиозными организациями такой конфессии. В частности, устанавливается обязательное согласование кандидатов на высшие церковные должности и приглашение иностранных религиозных деятелей с государственными органами. Также в случае сотрудничества представителей общины с теми, кто в Украине признан террористами, государство оставляет за собой право прекратить деятельность такой общины.

Цель законопроекта, по словам его авторов, — защита национальных интересов Украины. Как отмечают авторы в пояснительной записке «установление особого статуса дает возможность государству реагировать на воздействие внешних факторов на общественность».

Оба законопроекта критикует УПЦ, РПЦ и их лоббисты в парламенте – фракция «Оппозиционный блок». Первый документ подвергается критике за то, что его принятие упрощает переход в УПЦ КП. Второй — за то, что государство вмешивается во внутренние дела церкви.

18 мая парламентарии так и не успели перейти к рассмотрению законопроектов №4128 и №4511. А в повестку дня 19 мая их тоже не внесли.

В чем проблема?

Проблема в том, что, несмотря на полную автономию во внутреннем самоуправлении, формальным руководителем УПЦ МП является патриарх Московский и Всея Руси Кирилл, имя и заявления которого ассоциируются с антиукраинской риторикой.

В январе 2014 патриарх Кирилл осудил Евромайдан.

А после аннексии Крыма и начала боевых действий на Донбассе появилась информация о том, что один из лидеров боевиков Игорь Гиркин-Стрелков приезжал в Украину в составе патриаршей делегации.

Околоцерковные общественные организации при УПЦ МП в Донецкой и Луганской областях стали фактически ячейками сепаратизма в противостояниях на Востоке Украины. Епископы УПЦ служили молебны с боевиками на местах, где те разбили украинские подразделения. А сам предстоятель УПЦ митрополит Онуфрий и его делегация в мае 2015 года были единственными, кто не поднялись в сессионном зале парламента, когда зачитывали имена погибших Героев Украины. Позже он заявил: «Я не хотел показать, что я их не уважаю, я хотел показать, что наша церковь хочет прекращения войны».   

В конце 2016 года активисты Украинского киберальянса взломали почту Кирилла Фролова — лидера Ассоциации православных экспертов и пресс-секретаря Союза православных граждан. На основе анализа этих писем InformNapalm опубликовал семь статей о том, как связаны РПЦ, УПЦ МП и Администрация президента России с террористами - назвав эти публикации FrolovLeaks.

Там подробно говорится о том, как РПЦ поддерживала общественную организацию «Донецкая республика» на Донбассе. Как финансировала пророссийские митинги в Одессе. Координировала пророссийские акции в Крыму.

Кроме того, из опубликованных переписок мы узнаем, что в руководстве УПЦ МП есть и проукраинское крыло, которое выступает за создание единой поместной церкви в Украине.

После смерти предстоятеля УПЦ МП митрополита Владимира (Сабодана) все архиереи из проукраинского крыла были лишены должностей. На их место пришли священнослужители, лояльные к РПЦ.

Межконфессиональные споры УПЦ МП и УПЦ КП

Межконфессиональный конфликт в Украине возник давно. В мае 1990 года умер Предстоятель Русской Православной Церкви Патриарх Пимен. В тот же день состоялось заседание Священного Синода РПЦ, на котором Местоблюстителем Патриаршего Престола был избран митрополит Киевский Филарет (Денисенко).

Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Филарет 1990г. Фото: pravlife.org

В июне 1990 года Архиерейский собор РПЦ впервые в истории Московского Патриархата избрал патриархом не действующего местоблюстителя, а другого епископа. Им стал митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий (Редигер).

Не став Патриархом Московским, Филарет вернулся в Украину и через месяц единогласно был избран предстоятелем Украинской Православной Церкви, которая сразу же запросила автономию для себя. В октябре 1990го Архиерейский собор РПЦ официально преобразил Украинский Экзархат в Украинскую Православную Церковь, наделив её правом независимости и самостоятельности в управлении.

После провозглашения независимости Украины в августе 1991 года, Филарет резко изменил мнение относительно будущего УПЦ.  Архиерейский собор УПЦ 1 ноября 1991 года единогласно принял решение о полной независимости, то есть автокефалии Украинской Православной Церкви и обратился к патриарху Алексию II и епископату РПЦ за утверждением этого решения. Позже, на Архиерейском Соборе РПЦ в Москве 2 апреля 1992 года почти все украинские архиереи отозвали свои подписи, объяснив свое голосование угрозами и давлением со стороны Филарета.

В мае 1992 года Архиерейский Собор УПЦ в Харькове «выразил недоверие митрополиту Филарету (Денисенко) и уволил его с Киевской кафедры <…> запретил ему священнослужение впредь до решения Архиерейского Собора Матери-Церкви».

Харьковский собор УПЦ. 1992 г

В июне 1992 года Архиерейский собор РПЦ снял с Филарета сан, а еще через пять лет — предал анафеме. В тот момент Филарет уже два года руководил новосозданной Украинской Православной Церковью Киевского Патриархата.

Сегодня УПЦ МП насчитывает в Украине более 12 тысяч приходов. УПЦ КП – чуть более 4,5 тысяч. За последние три года 7 приходов официально перешли из УПЦ МП в УПЦ КП. Еще два десятка в процессе судебных тяжб. Всего же с момента победы Революции Достоинства, по разным данным, около 40 приходов по всей Украине изъявили желание перейти из Московского Патриархата в Киевский.

 

Поделиться: