«Условия американской демократии не позволят Трампу игнорировать СМИ»

Watch on YouTube

«Условия американской демократии не позволят Трампу игнорировать СМИ»

Избранный президент США Дональд Трамп сегодня официально вступает в должность - в Вашингтоне пройдет инаугурация нового главы государства. Накануне в СМИ появилось открытое письмо, адресованное Трампу. Его написал от лица журналистов президентского пула Главный редактор журнала для представителей прессы Columbia Journalism Review Кайл Поуп. В этом обращении он напоминает Трампу об основных принципах работы журналистского цеха в Америке.

Обращение американских журналистов в эфире “Громадского на русском” прокомментировал исследователь в Анненбергской школе коммуникаций и журналистики (США) Василий Гатов.

Насколько это письмо отражает настроения всей американской прессы?

Я бы сказал, что оно отображает настроение в либерально-прогрессивной зоне американских медиа, то есть тех, кто поддерживали кандидата Клинтон.

Разумеется, мы смотрим со своей стороны на эту ситуацию, и, если брать примеры украинского президента Петра Порошенко и российского президента Владимира Путина, есть ли вероятность что Трамп будет игнорировать прессу, так же, как это делают наши политики?

Я сильно сомневаюсь, что условия американской демократии позволяют Трампу полностью игнорировать средства массовой информации. И более того, он явно не собирается это делать. Его сила как политика и как публичного деятеля заключается в том, что он довольно умело манипулирует поведением прессы. Так что я не думаю, что он будет ее игнорировать, наоборот, возможно, это будет военного типа рефлексивный контроль.

В России и Украине это письмо публиковали в контексте вопроса “А что если бы это сделали мы?” Как вы думаете, возможно ли подобное обращение в Украине или в России?

Несмотря на то, что Кайл Поуп — авторитетный человек, это редактор одного из самых главных и профессиональных журналов, все-таки это его личное мнение. Говорить о том, что оно консолидирующее, будет сильным преувеличением. Я думаю, что такие прецеденты, может, они были не такими радикальными, но были в России. Но результат у этого не был очень серьезным, очень радикальным, потому что роль института массовой информации просто еще не до конца сформировалась. Общество в Америке воспринимает СМИ как особый институт, как особую ценность и поддерживает существование независимых СМИ, что касается России – это не совсем так, что касается Украины, ну в конце концов, вы существуете как общественное медиа, но, насколько я понимаю, не совсем за деньги украинского общества.

Как вы думаете, что должно произойти, чтобы российское и украинское общество начало относиться к СМИ как к какой-то особой ценности? Сейчас у нас этого нет.

На самом деле мы просто рассчитываем, грубо говоря, на институты для медиа, развитые столетней демократией за очень короткий период. К сожалению, единственное что для этого нужно, – это время. Чтобы общество действительно чувствовало, что медиа — его представитель, его контролер, для власти, для сильных мира сего.

И российские, и украинские СМИ абсолютно справедливо обвиняют в предвзятости: российские СМИ контролирует государство, украинские по большей части — олигархи, но в ситуации, которая произошла после выборов в США, когда все либеральные медиа поддержали Хиллари Клинтон, не кажется ли вам, что либеральные СМИ, демократические СМИ становятся в некоторой степени пропагандистами? Видите ли вы такую проблему?

Проблема не совсем в том, что вы выделили. В Америке есть такая традиция, когда влиятельные люди, политики, высказывают свою прямую поддержку тому или иному президентскому кандидату. Или кандидату на пост губернатора, сенатора.. Эта традиция есть, и никакой большой проблемы в том, что они «топили за Клинтон», - нет. Это их выбор. Что касается содержательных вещей, когда их поддержка переходит некую невидимую границу объективности, я думаю, это временное явление, которое уйдет через пару месяцев, когда пресса от плача по поводу непобеды кандидата, которого они хотели, перейдет к конструктивному анализу того, что делает Трамп.