«Я дважды попрощался с жизнью» — узник Кремля Выговский
«Я дважды попрощался с жизнью» — узник Кремля Выговский
«Кирюшка, привет. Как у тебя дела? Чем ты занимаешься, пока меня рядом нет? У тебя очень хорошая новая футбольная форма», — так начинается одно из писем Валентина Выговского к сыну. Простые и обычные, казалось бы, слова.
Единственное, что необычного в этом письме — он написано из колонии строгого режима семилетнем сыну, который до сих пор не знает, что его отец заключенный. «Папа в Москве», говорят мальчику и читают письма от отца. По крайней мере те, которые доходят. Однажды Кирюша услышал в разговоре слово «тюрьма» и очень испугался, и ему решили не говорить, почему отец уже второй год в Москве.
Валентин Выговский з сыном. Фото из семейного архива Выговских
3 августа 2016 года Валентину Выговскому исполняется 33 года, 2 из которых он находится в заключении на территории Российской Федерации. Его дело — самое загадочное из всех дел украинских заключенных Кремля — из-за того, что оно засекречено.
17 сентября 2014 киевский предприниматель, активный участник Евромайдана и авиатор-любитель Валентин Выговский уехал в Крым на выставку, связанную с авиацией. Дома осталась жена, 5-летний сын, родители и младший брат. По словам отца Выговского Петра Степановича, Валентин с детства интересовался авиацией — мастерил, разрабатывал, проектировал. Это было его хобби, которое осталось с ним на всю жизнь. В младшем школьном возрасте он даже мог по шуму отличить модель пролетающего самолета.
Фото з семейного архива Выговских
Валентин ехал ненадолго, буквально на сутки, и билет обратно в Киев купил вместе с билетом в Крым. Отец был против поездки сына, однако Валентин принял решение самостоятельно.
Во время поездки с Выговским пропала связь. Уже позже стало известно, что Валентина задержали представители так называемой самообороны для проверки документов. Причиной задержания стала киевская прописка. После задержания его тайно вывезли в московский следственный изолятор Лефортово, в котором Валентин пробыл около 15 месяцев.
«Я дважды прощался с жизнью», — скажет он позже маме во время посещения в тюрьме. Из-за таланта и способности к авиации Валентина хотели завербовать для работы на Россию. «Будешь работать на родину. Какая разница на какую?», — говорили Выговскому. Когда он отказывался, к нему применяли пытки. О большинстве из того, что пришлось пережить, он никогда не расскажет, но нам известно, что Валентина вывозили в лес, ставили у свежевырытой могилы и расстреливали из травматического оружия. После того, как он отказался от сотрудничества и российского гражданства, вдруг его отвезли обратно в Лефортово, где после избиения он 15 месяцев провел в изоляции. Выговского обвинили в шпионаже.
Судебные заседания по этому делу проходили в закрытом режиме — ни украинского консула, ни журналистов на суд не пустили. В декабре 2015 года московский областной суд вынес приговор — 11 лет лишения свободы за шпионаж на территории РФ.
Был Выговский шпионом? По словам адвоката Надежды Савченко Ильи Новикова, если бы украинец действительно имел отношение к шпионажу, то вернуть его домой было бы значительно легче.
За время пребывания в Лефортово Валентину только один раз разрешили встретиться с мамой. По ее словам, встреча проходила в кабинете следователя под наблюдением и длилась около трех часов. Тогда Галина заметила на теле Валентина ушибы и синяки, однако он не жаловался. Только сказал, что может быть кем угодно, но никогда не был и не будет предателем.
Долгое время о деле Выговского вообще не говорили. Знали только, что дело его проходило под грифом «совершенно секретно». Валентин и семья думали, что ситуация разрешится быстро, поэтому по просьбе самого заключенного примерно год публично не говорили о том, что происходит на самом деле.
Валентин Выговский з сыном. Фото из семейного архива Выговских
В июне отец получил письмо, в котором Валентин сообщил, что отныне он находится в другой колонии, в Кирово-Чепецке. По словам общественного наблюдателя Артура Абашева, который посещал Валентина, в этой колонии украинца тоже изолировали. Причина пребывания в одиночной камере, по мнению родителей, — во избежание конфликтных ситуаций, которые могли возникнуть с заключенными из Донецкой и Луганской областей — их там много, а у Выговского проукраинские взгляды.
Валентин Выговский в колонии Кирово-Чепецка. Фото гражданского наблюдателя Артура Абашева
Обвинительный акт по делу Выговского до сих пор не направлен из России в украинский МИД, хотя с момента суда прошло почти 9 месяцев. Украинский МИД подготовил и направил в России все документы, необходимые для экстрадиции Валентина в Украину, но прогресса пока нет.
Единственный способ общения с Валентином — письма. Несмотря на изоляцию и психологическое давление Выговский занимается спортом, пишет много писем родителям, молится, говорит, что вера помогает ему не потерять здравый смысл, ведь на его глазах один украинец в этой колонии сошел с ума.
«Я поднял духовное над телесным», — пишет Валентин маме Галине.
Письмо Валентину Выговского может написать любой. Писать надо от руки и только на русском языке (украинском не пропускает цензура). По словам освобожденного узника Кремля Геннадия Афанасьева, Валентину почти никто, кроме родственников, не пишет.
Адрес:
ФКУ ИК-11, УФСИН России по Кировской области,
пос. Утробино, Кировской обл.,
Россия 613040
Выговский Валентин Петрович, 1983 г. р.
/Эвелина Ганская
- Поделиться: