Министерство здравоохранения через неофициальный канал ведомства разослало иллюстрации о карантине, в которых увидели гендерные стереотипы.

Постеры 3 и 4 мая были опубликованы в Telegram-канале «Коронавирус_инфо».

На одной из картинок, стилизованной под открытку украинской художницы Евгении Гапчинской, изображена женщина в маске, перчатках и со шваброй и надпись: «Дезинфицирую дом, делаю влажную уборку каждый день».

На другой — мужчина, который сидит за ноутбуком, в белой рубашке. На изображении написано: «Наконец есть время закончить онлайн-курсы».

Этот канал — волонтерский проект о коронавирусе в Украине, верифицированный Минздравом. Распространеные изображения, где заметили сексизм, «подписаны» ведомством и Институтом когнитивного моделирования.

В комментарии кампании против сексизма «Уважение» инфографику прокомментировала доцент кафедры социологии Национального университета «Киево-Могилянская академия» и гендерный эксперт Украинского Хельсинского союза по правам человека Тамара Марценюк. Она отметила, что несмотря на положительную цель социальной рекламы, иллюстрации пропагандируют распространенные гендерные стереотипы.

«Досадно, но изображение именно женщины как таковой, которая делает влажную уборку, а мужчина в то же самое время занимается онлайн-обучением — это устоявшиеся гендерные стереотипы, которые следовало бы искоренять, а не распространять», — пояснила эксперт.

По ее словам, в украинском обществе женщины сталкиваются с двойной нагрузкой, потому что кроме оплачиваемой работы делают непропорционально большую долю неоплачиваемой домашней работы.

«Соответственно, за неимением такого ресурса, как время, женщины обычно не могут себе позволить проходить онлайн-курсы и заниматься самообразованием. А эта социальная реклама как раз поддерживает такое несправедливое распределение гендерных ролей, вместо того, чтобы, наоборот, использовать карантин как возможность отметить, что в трудное время следует поддерживать друг друга и справедливо распределять работу по дому», — добавила Марценюк.

По мнению эксперта, государственные органы должны придерживаться международных обязательств Украины и отечественного законодательства: «От креативной социальной рекламы хочется разнообразных нестереотипных идей, а не воспроизведения сексизма».

Со своей стороны, координатор кампании «Женщины против пандемии» Центра прав человека ZMINA Ирина Виртосу также указывает, что такие рисунки транслируют гендерные стереотипы и крайне неуместны в отношении тех условий, в которых из-за пандемии оказались женщины.

«Традиционно, исторически, как мы не назовем, но именно на женщин увеличилась нагрузка по домашнему труду, уходу за пожилыми родителями, онлайн-обучению и т.д. В условиях карантина большинство семей вынуждено выбирать, кто поступится своей работой ради семьи. И если «традиционно» женщины получали меньшую зарплату, то во время экономического кризиса семья будет принимать решение о сохранении высокого дохода, а следовательно, чаще всего женщинам придется переходить на «гибкий график» или вообще увольняться», — отметила эксперт.

Поделиться: