В США спорят из-за долга. Угрожает ли это поддержке Украины?

В США спорят из-за долга. Угрожает ли это поддержке Украины?
hromadske

Последние несколько месяцев долговый вопрос — одна из ведущих тем американской политики. В общем, будничная вещь стала поводом для ожесточенных споров между Белым домом и консерваторами в Конгрессе и посеяла опасения, что самая большая экономика мира приблизилась к дефолту. Объясняем, почему долговой потолок стал такой заметной проблемой в США и повлияет ли он на американскую поддержку Украины.

Что такое долговой потолок?

У Соединенных Штатов достаточно жесткие требования по заимствованию средств.

Правительство США традиционно тратит больше, чем зарабатывает через налоги. Поэтому постоянно нуждается в дополнительных деньгах, которые берет в виде ссуд. А поскольку американский доллар — мировая валюта, уровень своего долга Вашингтон может, условно говоря, определять самостоятельно. Долговые обязательства США согласно Конституции определяет парламент — Конгресс. Долгое время он одобрял каждый отдельный заем федерального правительства, но в 1917 году, в разгар Первой мировой войны, процесс несколько упростили и ввели понятие долгового потолка.

Его суть достаточно проста: Конгресс устанавливает максимальную сумму государственного долга США, в пределах которой федеральное правительство может занимать деньги для расходов. Поэтому правительству не нужно каждый раз обращаться в Конгресс, чтобы найти средства. Важный нюанс: речь идет не о самовольных расходах правительства, а о расходах по программам, которые одобрили конгрессмены, то есть все открыто и подотчетно. Повышение долгового потолка США долгое время было достаточно рутинной процедурой. С 1960 года американские законодатели голосовали за подобное решение 78 раз.

В настоящее время лимит госдолга Соединенных Штатов составляет 31,381 триллиона долларов, последний раз его подняли на 2,5 триллиона в декабре 2021 года. Это рекорд по абсолютному показателю, но в отношении к ВВП, что более объективно свидетельствует о способности обслуживать долги, США находятся позади, например, Кипра, Греции, Италии и Японии.

Отметим, что США — едва ли не единственная страна мира, имеющая столь жесткое ограничение долговых обязательств. И некоторые политики и чиновники, в частности нынешняя министр финансов Джанет Йеллен, призвали отменить долговой потолок вообще.

Почему это важно?

Если расходы правительства США достигнут долгового лимита или превысят его, то у него закончатся деньги на оплату федеральных программ.

Официально Штаты исчерпали долговой потолок 19 января 2023 года, но министерство финансов может принимать меры, позволяющие продолжить экстренное финансирование правительства. По последнему прогнозу американского Минфина, эти средства иссякнут 5 июня.

Если же к тому времени долговой предел не повысят, в США наступит дефолт — то есть страна объявит, что не в состоянии выплачивать собственные долги.

Такого ранее в американской истории не было — за исключением непродолжительного эпизода в 1979-м, когда из-за ошибочной задержки с выплатой по ценным бумагам и долговым обязательствам на 122 миллиона долларов стоимость долговых обязательств для США резко возросла и в общей сложности нанесла 12 миллиардов долларов ущерба.

В краткосрочной перспективе дефолт США будет означать, что правительство не сможет платить зарплаты федеральным госслужащим и военным, обеспечивать социальные выплаты и госвыплаты для компаний и организаций. По оценкам аналитиков Moody's, валовой внутренний продукт (совокупность всех товаров и услуг, производимых внутри страны) США упадет на 4%, а страна потеряет семь миллионов рабочих мест.

В среднесрочной перспективе снижение кредитного рейтинга США приведет к тому, что ссуды будут обходиться стране значительно дороже. Экономисты Brookings Institute оценивают, что в течение десяти лет их стоимость для Штатов вырастет на 750 миллиардов.

А в долгосрочной перспективе пошатнется статус США как лидера мировой экономики, инвесторы лишатся веры в американские облигации, которые сейчас имеют статус стабильных, что не может не сыграть на руку Китаю и россии, считают в американской разведке и Белом доме.

Хотя нельзя сказать, что для Пекина дефолт США однозначно желателен, ведь он находится в тройке мировых инвесторов в ценные бумаги американского Минфина. В последние годы КНР постепенно уменьшала инвестиции, и сейчас их объем составляет чуть более 859 миллиардов долларов — самый низкий показатель с 2009 года. Прежде всего, из-за угрозы санкций со стороны США и все более напряженных отношений между двумя государствами.

Почему долговой потолок не поднимают сейчас?

Как уже упоминалось, поднятие долгового потолка раньше было вопросом рутинным, но в последние годы приобретает все большую политическую окраску. Это часть процесса все более ощутимой поляризации ключевых политических партий — Демократической и Республиканской.

Для демократов федеральное правительство — инструмент преодоления неравенства, а следовательно, финансирования социальных программ, поэтому против поднятия долгового потолка они не возражали.

С республиканцами ситуация иная. Они обычно выступают против роста возможностей федерального правительства и, как следствие, роста федеральных расходов. Поэтому в последние годы, начиная с президентства демократа Барака Обамы (прежде всего, из-за введенной им программы универсального медицинского страхования), постепенно стали использовать вопросы госдолга для политических торгов.

Формально Республиканская партия права: еще в 1980-х федеральные расходы США составляли триллион долларов, а теперь превышают 31 триллион.

Но при президентстве Дональда Трампа они без лишних споров и при поддержке Демократической партии увеличили госдолг США с 20 до 28 триллионов.

Причем значительная часть этого роста приходится даже не на пандемию COVID-19, когда требовались щедрые соцвыплаты. Трамп резко сократил налоговые взыскания с богатейших американцев, и федеральный бюджет лишился существенных поступлений, что усугубило его дефицит и заставило администрацию поднимать долговой потолок. Опять-таки вопреки обещаниям Трампа покончить с долгами «за восемь лет».

Итак, если коротко: поднятие долгового потолка — вопрос скорее политический, чем экономический.

Как удалось добиться компромисса?

С января этого года, когда глава Минфина США Джанерт Йеллен впервые заговорила о риске дефолта, противостояние, связанное с поднятием долгового потолка США, развернулось между Белым домом и Палатой представителей — а точнее ее правым республиканским крылом.

Администрация Байдена выступала против уменьшения финансирования социальных программ, положенных в основу политики президента. В то же время правые республиканцы добивались сокращения федеральных расходов.

В апреле республиканцы в Палате представителей предложили собственный вариант поднятия долгового потолка, который фактически нивелировал достижения администрации Байдена — от социальных (например, заморозки списания процентов по студенческим кредитам) до экологических программ.

Демократы на этом фоне пытались протолкнуть альтернативный законопроект о поднятии долгового потолка, для одобрения которого потребовались бы голоса нескольких республиканцев (а среди них есть умеренные, теоретически готовые поддержать идеологических оппонентов).

Как часто бывает в таких случаях, стороны сошлись где-то посередине. Компромисс стал результатом многочисленных едва ли не ежедневных встреч Джо Байдена и Кевина Маккарти — спикера Палаты представителей.

Если коротко, их договоренность предполагает: замораживание финансирования федеральных социальных программ на уровне предыдущего года; сокращение финансирования налоговой службы; усиление требований для претендентов на продовольственные карты (food stamps); отмена моратория на выплату процентов по студенческим кредитам на два месяца (это решение администрации Байдена, которое и так в ближайшее время должен отменить консервативный Верховный суд).

В то же время долговой потолок повышается на четыре триллиона долларов до 2025 года — как раз, чтобы не отвлекаться на такие вопросы во время предвыборной кампании на пост президента США.

Обе стороны уже активно говорят о победе: Байден не дал забрать деньги у самых популярных социальных программ и не допустил дефолта; Маккарти успешно показал себя в переговорах с Белым домом и добился замедления роста дефицита бюджета.

В среду вечером Палата представителей одобрила этот компромиссный законопроект. К тому же поддержали его большинство и демократов, и республиканцев, а против выступили крайне левые и крайне правые, недовольные уступками.

Но это еще не конец пути: законопроект до 5 июня должен одобрить Сенат и подписать Байден. Пока даты голосования в верхней палате Конгресса нет, поэтому риск дефолта теоретически сохраняется.

Угрожает ли это Украине?

Как известно, в конце 2022 года США приняли бюджетное законодательство с 45 миллиардами долларов финансирования для Украины. Но в мае американские политики начали опасаться, что эти средства уже иссякают. А нынешняя Палата представителей, где правое крыло выступает резко против дополнительных расходов, может не одобрить расширение финансирования, если возникнет такая потребность.

Между тем выяснилось, что Пентагон в своей отчетности завысил — по меньшей мере, на три миллиарда долларов — стоимость оборудования, которое передал Украине, потому что оценивал его стоимость без учета амортизации (на складах американской армии оружие не новое, поэтому стоит меньше только что вышедшего с завода).

Поэтому, по крайней мере, на ближайшие несколько месяцев исчерпание американских средств не повлияет на помощь Украине.

Что же касается достигнутого компромисса для поднятия долгового потолка, то он, как уверяет Белый дом, не угрожает дальнейшей помощи Киеву: эти средства не входят в те ограничения, которые предусматривает законопроект. Более того, республиканцы — и правые тоже — не рассматривают сокращение оборонных расходов: в 2024 году их предел должен составлять 886 миллиардов долларов — ровно столько, сколько администрация Байдена и попросила у Конгресса весной.