«Вагнер» с доставкой: причастны ли украинские авиакомпании к перевозке российских контрактников в Сирию

6 апреля агентство Reuters опубликовало расследование, в котором речь шла о том, каким образом российские власти доставляют в Сирию военных частной военной компании (ЧВК) «Вагнер», а также вооружение.

Что произошло?

6 апреля агентство Reuters опубликовало расследование, в котором речь шла о том, каким образом российские власти доставляют в Сирию военных частной военной компании (ЧВК) «Вагнер», а также вооружение. В частности, речь идет о чартерном рейсе Airbus A320, который вылетел с аэродрома в Ростове в Сирию. На борту, говорится в материале, была группа из 130 мужчин с большими камуфляжными рюкзаками. Отношение к этим перевозкам якобы имеют украинские авиакомпании.

Согласно расследованию, две украинские фирмы Khors и Dart, находящиеся под санкциями США с 2017 года, приобрели или арендовали 84 самолета и пропустили их через сеть офшорных структур. 40 самолетов из этого авиапарка впоследствии оказались в Сирии, Иране и Ираке.

Согласно расследованию Reuters, часть самолетов арендовала сирийская частная авиакомпания Cham Wings, которая также находится под санкциями США за то, что доставляла оружие войскам президента Сирии Башара Асада.

Владимир Омелян, министр инфраструктуры Украины, поручил Государственной авиационной службе Украины проверить, имели ли компании Khors и Dart отношение к транспортировке военных и оружия в Сирию. «Министерство инфраструктуры будет рекомендовать правительству и СНБО (Совет национальной безопасности и обороны Украины) внести указанные компании и их владельцев в санкционный список. Их сертификаты будут аннулированы», — сказал Омелян.

Громадское пыталось получить комментарий в Госавиаслужбе Украины, но поговорить с кем-то из официальных лиц так и не удалось. Стационарные и мобильные телефоны не отвечали. На официальный запрос ответа пока также не последовало.

Что говорят в компаниях?

На официальные запросы Громадского обе авиакомпании также не ответили. На телефонные звонки тоже. Генеральный директор компании Khors от комментария отказался.

Бывший совладелец авиакомпаний Khors и Dart Сергей Томчани согласился поговорить с Громадским, он назвал всю ситуацию «провокацией», а обвинения Reuters полностью отверг.

«Россия перевозит в Сирию российских военных, а виновата Украина», — заявил он.

Бывший совладелец авиакомпаний Khors и Dart Сергей Томчани во время пресс-конференции, Киев, 16 июня 2009, архивное фото Фото: Сергей Светлицкий / УНИАН

Томчани отрицает факт передачи самолетов в аренду находящимся под санкциями компаниям.

По его словам, статья в Reuters — информационный шум для отвлечения внимания. Россияне, уверен он, пытались таким образом скрыть доставку своих военных, обвинив в этом Украину.

«Смысл в одном — провокация. [Россияне] возят везде [оружие], убивают Скрипалей, а виноваты ***** украинцы», — сказал он.

Томчани заявляет, что Dart и Khors попали под санкции осенью 2017-го случайно, так как заключили сделку с одной из иранских компаний, находящейся под санкциями.

C сирийской Cham Wings, по его словам, «Украина перестала работать в 2015 году, когда первый российский самолет сел в Сирии». А предоставить самолеты в аренду они не могли, так как не являются их владельцами. Впрочем, Томчани не назвал ни количество самолетов, которыми на данный момент владеют компании Dart и Khors, ни число арендованных ими бортов, сославшись на то, что он отошел от дел. Однако по данным реестра гражданских воздушных суден Украины, у компании «Khors» в распоряжении восемь самолетов: три самолета Airbus и пять Boeing.

Он уверен: маршрутом из Ростова в Латакию и Дамаск возили не вагнеровцев, а смену охраны для нефтяных предприятий.

То, что у компании могут отозвать лицензию в результате расследования Томчани называет незаконным: «Это незаконное действие, да и все. Лишать надо за что-то! За нарушение. А политическая истерия [...] не должна сказываться на работе украинских компаний».

Кто оценивает правомерность

действий компаний?

Авиаэксперт Василий Шевченко советник вице-премьера, первый заместитель министра транспорта в 2008-2010 году, в комментарии Громадскому сказал, что вовлеченность украинских авиакомпаний в подобные схемы «вполне возможна». В том числе из-за особенностей работы в ближневосточных странах, с учетом сложных финансово-экономических условий и множества рисков.

По его словам, авиакомпании обязаны информировать обо всех полетах, которые совершают их самолеты, или если они совершали рейсы для других авиакомпаний. Если компания нарушила это правило, у нее могут отозвать лицензию. Именно поэтому Владимир Омелян и назначил расследование.

Василий Шевченко заметил, что полной уверенности или документальных подтверждений, что компании совершали такие перелеты, нет. Он также подчеркнул, что надо понимать, на каких условиях передавались эти самолеты в пользование:

«Возможно, это было нарушение. Но надо понимать, согласно какому законодательству это можно рассматривать как нарушение. Тут нужно привлекать международный следственный орган. Украинского следственного органа может не хватать. Но самую полную информацию может дать проверка, и тогда Украина должна отреагировать, потому что это имидж украинской авиаиндустрии. И потом (должно быть) рассмотрение того, кто был задействован, где зарегистрирован, кто был пилотом, всех участников».

По его словам, перед тем, как заключать такие договоренности, компании должны были проанализировать, что это за чартеры и маршруты. Практически каждая компания имеет службу безопасности, которая обязана это проверять. И если на этих самолетах перевозили подозрительных лиц, авиакомпания должна была сообщить об этом в официальные украинские структуры.