
Воин-Майя. Ветеранка, которая учит попадать в цель

Майя Москвич — ветеранка. Она несколько лет служила как доброволец, прошла шесть ротаций и планировала уйти с фронта только тогда, когда одержит победу.
Однако случилось иначе. Майя вынуждена была вернуться домой из-за проблем со здоровьем, а победы пришли к ней позже — на «Играх непокоренных». Она получила две золотых медали в стрельбе из лука на международных соревнованиях, создала свой клуб в Луцке и начала тренировать детей.
Про Майдан, передовую и реабилитацию Майи, ее луки и лучников-чемпионов — в материале hromadske.

Цена медали
Во дворе у Волынского национального университета собираются спортсмены: школьники и взрослые. Готовятся ко второму чемпионату города по стрельбе из лука.
Тренер Майя Москвич приходит чуть позже — проверяет, все и всё ли на местах. Судьи заполняют протоколы, и соревнования начинаются.
Майя объявляет позицию каждого, внимательно следит за выстрелами и подсчитывает баллы еще раньше, чем их объявляют. В ее взглядах и сдержанности заметно волнение.

После пяти часам борьбы Майя вешает на шеи победителей медали. 13-летний Назар Собуцкий занял второе место.
«Назар — это невероятно. Он достиг такого уровня, потому что тренируется дважды в неделю по два часа минимум», — говорит Майя.
Это напоминает ее собственную историю. После возвращения с фронта девушка тренировалась, прилагала усилия — и уже через полгода получила золотую медаль за стрельбу из лука на международных «Играх непокоренных».
«Я вернулась с войны не по своей воле, а по состоянию здоровья. Одна из ротаций дала о себе знать — я фактически потеряла слух. Обидно, но тогда я не понимала, что со мной что-то не так. Не было какой-то инструкции: мол, чувствуешь, что-то не так — пойди полечись. Я стала непригодной к службе, в конце концов получила травмы позвоночника, из-за которых даже не могла держать в руках автомат. Не знаю, как бы сложилась моя жизнь, как бы не “Игры непокоренных”», — рассказывает девушка.

Дважды в неделю она ходила на тренировки, училась стрелять из лука, знакомилась и общалась с другими ветеранами. Вскоре Майя поехала на соревнования в Сидней в составе сборной и завоевала золото для украинской команды.
Эта победа пришла к ветеранке так быстро, что она даже не успела осознать, что произошло. Поэтому решила замедлиться: ненадолго приехать в Луцк и подумать над тем, как дальше строить жизнь. Побыть наедине с собой.
Девушка надеялась, что областной совет за победу на «Играх непокоренных» подарит ей лук, который стоил около ста тысяч гривен, и она будет продолжать стрелять. Но ей ответили: «Мы не можем поставить его на баланс».
Тогда она решила: если не будет стрелять сама, то хотя бы создаст другим пространство для занятий.
Сначала Майя планировала, что это будет место для реабилитации ветеранов, чтобы у них была возможность тренироваться и готовиться к «Играм непокоренных».
Но потом это место стало чем-то большим — на занятия стали приходить дети и другие гражданские.
Отказать им в обучении Майя не могла. За ними подтянулись люди, которые уже умели стрелять из лука, и вместе они начали развивать этот спорт в городе, — мастерили щиты, приносили свои стрелы, необходимое оборудование, помогали тренировать школьников, искали инвесторов, спонсоров, подавались вместе на «Бюджет участия» и выигрывали деньги для клуба. Так у «Луцких соколов» появились первые достижения, чемпионаты и победы. Впоследствии зарегистрировали федерацию.

Не черно-белая война
Сама ветеранка не стреляла уже на два года. Она даже не могла взять в руки чужой лук — каждый раз, когда прикасалась к нему, хотелось плакать. Девушка не могла поверить, что несмотря на золотую медаль, у нее до сих пор нет собственного снаряжения. Лишь недавно депутаты собрали деньги и приобрели для Майи лук.
«Стрельба из лука дает мне смысл жизни, а это особенно нужно после войны — иметь что-то, что ты продолжаешь делать. На войну я шла с мыслью о том, что нужно остановить врага. Когда не смогла продолжать это делать — было важно найти новый смысл», — говорит Майя.
На фронт она ушла почти сразу после Революции достоинства.
Сначала ее отказывались брать на боевую должность — мол, девушка. Поэтому Майя была делопроизводителем в батальоне имени генерала Кульчицкого. Позже за «доблестную службу» ее повысили до стрелка.

То, что увидела Майя на передовой, совсем не совпадало с ее представлениями.
«Идеальная домашняя девочка поехала и увидела реальную жизнь. На войне разбились мои представления о жизни и мире. Раньше он был для меня черно-белым, там были хорошие и плохие парни. Все, кто шли воевать за Украину, были хорошими, кто нет — плохими. На войне я поняла, что это не так», — говорит ветеранка.
На Майдане Майя была по одну сторону баррикад, а на передовой как будто попала на другую: вместе с ней служили и беркутовцы, и бойцы Нацгвардии.

Долгое время Майя не испытывала опасности даже под обстрелами. Лишь в 2015 году, когда поехала на ротацию и была ночью на позиции с побратимом, поняла, что такое война.
«Нас накрыло очень близко, и надо было держать позицию. Но страх настолько пронизывал тело, что мы по очереди саперной лопаткой стали копать себе ямки. Физически хотелось лежать ниже земли. Я понимала, что мне надо смотреть прямо, но если бы не копала ту ямку, то поседела бы».
В 2015 году Майя присоединилась к подразделению «Гарпун», в 2016 — к «Миротворцу».
А еще через год ушла со службы. За это время она прошла шесть ротаций. Воевала и верила, что вернется только тогда, когда победит врага, когда военные поднимут украинский флаг на всех оккупированных территориях.

Революция изменений
Накануне соревнований на центральной площади Луцка собираются люди. Надевают спортивную форму, разминаются — готовятся к благотворительному забегу в память погибших на фронте.
С другой стороны площади, возле церкви, людей меньше — священники служат панихиду, местные подходят и кладут цветы к стене с фотографиями погибших воинов. Одна из женщин осторожно касается портрета мужчины и долго смотрит на него.
Майя приходит тогда, когда у стены уже почти никого нет. Медленно идет мимо и рассматривает каждого.
Показывает на портреты людей, которых знала лично, с кем была на Майдане, и вспоминает, как все начиналось для нее.
«Мы готовились к революции, ждали этого дня. Почти сразу решили, что нужно выходить с палатками. Я написала очень пафосное сообщение и разослала всем членам организации “Национальный альянс”, которую тогда возглавляла: “Побратимы, время пришло! Выходим!”», — вспоминает Майя.

Майя быстро поняла, что настоящая революция происходит в Киеве, а значит, ей необходимо быть там. 11 декабря, за час до того, как она должна была выехать в столицу, в штаб организации ворвалась милиция. Девушке вручили подозрение.
Майя не спала несколько ночей, нервничала, теряла сознание, к ней вызвали скорую. Она осталась одна в Луцке — остальные активисты, вся ее команда, поехали в Киев и возвращаться не планировали: их тоже ждали подозрения и аресты.
Девушка думала, что ее подозревают в том, что накануне они с товарищами разгромили памятник Ленину в селе недалеко от Луцка. Впрочем, в подозрении речь шла о другом — она якобы «цинично и публично повредила портрет Януковича».
На девушку надели электронный браслет, запретили выходить на Театральную площадь и участвовать в митингах. Новость о ее аресте разлетелись по всей стране. Активисты устраивали акции в ее поддержку, выходили с перевернутыми портретами Януковича. Позже, просматривая видео, Майя узнала, что Сергей Нигоян, с которым она никогда не была знакома лично, также выходил на акцию.

Майя находит портрет Нигояна на стене памяти.
«Это — стена совести. Когда хочется подумать, правильно ли живешь, правильно ли что-то делаешь — можно сюда приходить и смотреть. Нет лучших советчиков и ощущений. Я в Киеве часто шла на Аллею героев Небесной сотни. Приходила и говорила. Были моменты, когда было очень стыдно, что я не могу ничего сделать. Я шла на войну, чтобы побеждать, освобождать от врагов. А вернулась ни с чем, с потерянным здоровьем. Они погибли, а я осталась... Но сейчас-то легко — значит, я все делаю правильно», — говорит с улыбкой Майя.
Проект реализован при поддержке ООН Женщины в Украине, Правительства Швеции и Министерства по делам ветеранов Украины.
- Поделиться: