Вопрос политический: как Россия фабрикует дела украинских моряков
В оккупированном Крыму арестовали 22 украинских моряков и 2 сотрудников СБУ. Они находились на бортах кораблей, которые захватила Россия возле Керченского пролива. «Суды» состоялись 27 и 28 ноября. В материале Громадского — о незаконном «суде» и о том, как Россия уже сейчас начинает фабриковать дела.
Виктория Рощина
В оккупированном Крыму арестовали 22 украинских моряков и 2 сотрудников СБУ. Они находились на бортах кораблей, которые захватила Россия возле Керченского пролива. «Суды» состоялись 27 и 28 ноября. В материале Громадского — о незаконном «суде» и о том, как Россия уже сейчас начинает фабриковать дела.
Аресты
На скамье подсудимых оказались 22 украинских моряка и 2 контрразведчика СБУ.
Их задержали сразу после захвата кораблей вечером 25 ноября. Через48 часов срок содержания под стражей истек, но россияне не спешили отпускать украинцев. Они поделили их на три группы и судили 27 и 28 ноября.
Трех членов экипажа катера «Бердянск» — Андрея Эйдера, Андрея Артеменко и Василия Сороку, раненых во время захвата, судили прямо в Керченскойбольнице №1. Их арестовали на 2 месяца. В то же время адвокатов к ним не пустили. Защитник сотрудника СБУ Василия Сороки Алексей Ладин говорит, что ФСБ действовала незаконно:
«Вполне возможно, что такое поведение следователя, который знал об адвокате по соглашению, и тем не менее ходатайствовал об аресте Сороки, не известив меня, свидетельствует о вероятном физическом давлениина моего подзащитного», —рассказал Ладин журналистам «Новой газеты».
Вторую группу из 12 моряков судили в аннексированном Симферополе: это Виктор Беспальченко, Владимир Терещенко, Сергей Цибизов, Андрей Опрыско, Юрий Будзило, Михаил Власюк, Сергей Попов, Богдан Головаш, Роман Мокряк, Сергей Чулиба, Владислав Костишин, Владимир Варимез.
В зал заседаний не пустили никого, кроме участников процесса и российских журналистов.
Решение суда — арестовать на 2 месяца. Только после заседания их направили в СИЗО Симферополя. До этого, по словам адвоката Сергея Чибизова Оксаны Железняк, их постоянно перевозили:
«Условия содержания уних ужасные. Они находятся без сменной одежды, без нормальных условий. Их постоянно бросают из одного СИЗО в другое, куда-то перевозят».
По словам адвокатов, украинцы отказались свидетельствовать и уверены в своей невиновности.
28 ноября суд избрал меру пресечения для третьей группы из8 украинских моряков и сотрудника СБУ. Кроме российских СМИ, на этот раз в суд пустили также родственников некоторых моряков. Капитан буксира «Яны Капу» попросил предоставить ему переводчика, отметив, что не понимает русского. Суд удовлетворил его просьбу.
В течение трех часов суд арестовал всех украинцев, также на 2 месяца. Обвинение привело три основныхриска, которые делают невозможным пребывание украинцев на свободе: вероятное бегство и как следствие продолжение преступной деятельности, а также влияние на стороны процесса. Один из адвокатов Эдем Семедляев назвал принятое решениенарушением со стороны России:
«Прокурор не предоставил фактических доказательств, каким образом мой подзащитный может скрыться, каким образом — спрятаться, если все границы надежно защищают, как он может повлиять на следствие, следователя и других участников, если он их не знает, и продолжить преступную деятельность, если корабль арестован».
Украинский малый бронированный артиллерийский катер «Никополь» и рейдовый буксир «Яны Капу», захваченные российскими пограничниками во время прохода Керченского пролива, пришвартованные в керченском порту в аннексированном Россией Крыму, 26 ноября 2018 года. Фото:EPA-EFE/STR
Обвинения
Украинских моряков обвиняют в том, что они якобы незаконно пересекли российскую границу, продолжали движение и не выходили на связь с российскими пограничниками. В случае доказательства вины им грозит до 6 лет лишения свободы.
«Была доказана информация о закрытии района в территориальном море РФ на подходе к Керченскому проливу со стороны Черного моря. Группа судов ВМС Украины осуществляет маневрирование в ИЭЗ РФ (исключительная экономическая зона — ред.) на дистанции 6-7 миль от государственной границы РФ, на траверзе Керченского пролива», — говорится в заявлении ФСБ РФ.
Российский президент Владимир Путин,комментируя инцидент, сказал, что украинцы не выходили на связь с российскими пограничниками и вошли в «территориальные воды РФ, которые такими были даже до присоединения Крыма к Российской Федерации».
ФСБ считает инцидент провокацией, которой руководила украинская власть через СБУ.
На это глава Службы безопасности Василий Грицак заявил, что Андрей Драч и Василий Сорока выполняли на кораблях «задачи контрразведывательного обеспечения ВМС Украины в соответствии со статьей 12 Закона Украины „О Службе безопасности Украины“». По его словам, контрразведчики находятся на передовой более 4 лет российской агрессии.
ФСБ опубликовала видеозапись с якобы «признанием» трех членов экипажа украинских судов. Владимир Лисовой — командир одной из воинских частей ВМС — на видео говорит, что «сознательно игнорировал» запросы со стороны РФ и осознавал, что «действия украинских судов оказывают провокацию». В том же видео член экипажа Сергей Цибизов заявил о якобы нарушении Украиной «территориальных вод РФ». Но последний, по словам его адвоката Оксаны Железняк, отказался давать показания и не признает вину.
Заседание Киевского райсуда Симферополя, 27ноября 2018 года. Фото: Крыминформ
Версия украинских моряков
Но у украинскихморяков другаяверсия. Капитан буксира «Яны Капу» Олег Мельничук рассказал адвокату, как все было: они пришли на точку, где к ним должен был подсесть лоцман, который провел бы их через Керченскийпролив. Подождав некоторое время, украинские моряки поняли, что лоцмана не будет и, скорее всего, их не пропустят:
«Они решили возвращаться обратно в Одессу. Развернулись и стали уходить в обратном направлении, и тогда их начали преследовать со всеми этими давлениями, зажимом и захватом. Они не пересекали границу — понимали, что там все охраняется и это нереально сделать», — пересказывает слова подзащитного адвокат Эдем Семедляев.
А отец Олега МельничукаМихаил добавил, что у украинцевбыли все необходимые разрешения и они ждали перехода около 2-х месяцев:
«Я с ним общался через следователя, нам лично дали 15 секунд. Он сказал, что у него все хорошо, чтобы я передал маме, и сказал, что завтра суд. У них был приказ — передислокация из пункта А в пункт Б. Все документы были. Ждали 2 месяца. Он прислал мне смс перед тем, как отплывал, что идет туда. Лоцман нужен, да. Потому что это мост и через него надо проходить».
Родственники украинских моряков также сообщают, что российские корабли начали сопровождать катера еще до Керченскогопролива.
То, что все необходимые разрешения у моряков были, подтвердил Громадскому и временно исполняющий обязанности командира воинской части Павел Рудь, который, согласно документам, обнародованным ФСБ РФ, направил судна на передислокацию.
По информации ВМС Украины и Министерства временно оккупированных территорий, Россия атаковала и захватила украинские военные корабли в международных водах Черного моря, то есть за пределами линии государственной границы Украины на море, которая временно не контролируется Украиной из-за оккупации территории АР Крым. А согласно статье 95 Конвенции по морскому праву, военные корабли пользуются в открытом море полным иммунитетом от юрисдикции какого-либо государства, кроме государства, под флагом которого они находятся. Именно этим и пренебрегла Россия, уверяет МинВОТ, а значит такие действия расцениваются как агрессия.
Командующий ВМС Украины Игорь Воронченко каждому из моряков через адвокатов передал письмо, в котором отметил, что не осуждает их за «признание» в видео, понимая, через что им пришлось пройти:
«Все военные моряки с пониманием относятся к так называемым свидетельствам, которые от вас сейчас требуют предоставить, ведь методы работы спецслужб РФ ни для кого не являются секретом. Вы действовали законно, профессионально, в соответствии с нормами международного морского права и действующих договоров. Закон, право на нашей стороне и это понимает весь мир. Я горжусь каждым из вас. Спасибо за преданность Родине и знайте, что мы делаем все для возвращения вас к семьям, которые ждут встречи с вами».
Кроме того, генеральный штаб ВСУ опубликовал переговоры российских офицеров во время тарана украинского буксира. Запись назвали доказательством целенаправленной агрессивной позиции в отношении украинских кораблей по указанию военного и военно-политического руководства Российской Федерации. Запись якобы подтверждает, что команду идти на таран буксира «Яны Капу» отдало руководство пограничной службы ФСБ РФ, ведь военные обсуждают, что спецоперация проходит якобы под руководством премьера России Дмитрия Медведева.
«Медведев уже в такойпанике кричит... Такое ощущение, что там уже президент контролирует всю эту х..», — слышно на записях.
Мичман«Яны Капу» Юрий Будзило(справа) во время встречи с российским уполномоченным по правам человека в Крыму Людмилой Лубиной, зал заседаний Киевского райсуда Симферополя, 27 ноября 2018 года. Фото: Крыминформ
Почему суд незаконный
Украинские юристы и прокуратура АР Крым отмечают, что украинцы имеют статус военнопленных, а, следовательно, привлечениеих к уголовной ответственности и избраниемеры пресечения — незаконно.
«Действия государства-оккупанта, направленные на привлечение военнопленных украинских моряков к уголовной ответственности за преступление, которое они не совершали, а именно за «незаконное пересечение государственной границы РФ», является лишением их права на беспристрастное и нормальное судопроизводство, что является серьезным нарушением законов и обычаев войны согласно ст. 130 Третьей Женевской конвенции», —отметил прокурор АР Крым Гюндуз Мамедов.
Но, по информации адвокатов, в «уголовном деле» украинцы проходят не как военные, акак гражданские лица:
«Прокуратура их не расценивает как военнопленных, уголовное дело составлено так, будто это гражданские лица незаконно пересекли границу. Поэтому во всех процессуальных документах Олег пишет должность, звание, показывая тем самым, что он не простой гражданин, а военный военно-морских сил Украины», —говорит адвокат командира буксира «Яны Капу» Олега Мельниченко Эдем Семедляев.
Прокуратура АР Крым 27 ноября открыла уголовное производство по факту нарушения представителями так называемых правоохранительных органов государства-оккупанта законов и обычаев войны. Проводит досудебное расследование и следственный отдел управления СБУ в Одесской области. Там усматривают признаки правонарушений — планирование, подготовку, развязывание и ведение агрессивной войны, покушение на преступление и умышленное убийство.
В изоляторах аннексированного Симферополя украинские моряки, согласно постановлениям суда, будут находиться до 25 января 2019 года.
Украина обратилась в Европейский суд по правам человека с просьбой принять решение об освобождении пленных Россией украинских моряков.
- Поделиться: