«Я боюсь, моего сердца не хватит»
Марина Дубровина, режиссер
Режиссер Марина Дубровина уже несколько лет снимает документальный сериал о праведниках мира. Такое звание государство Израиль присуждают тем, кто спасал евреев во время Холокоста. Украина - четвертая страна в мире по количеству праведников, таких людей здесь больше двух тысяч. Сейчас Дубровина снимает уже седьмую серию проекта. В интервью “Громадскому на русском” она рассказала, что значит Бабий Яр как городское пространство для тех, чья семейная история связана с этой трагедией.
Герои твоих историй, у которых связаны самые тяжелые воспоминания с Бабьим Яром, как они сейчас воспринимают это место? Что оно для них в ландшафте города?
Я думаю, что все те люди, которые задумываются над этим и пережили эту трагедию, и те, кто имел к ней отношение, разумеется, для них это не место прогулок и не место , где жарят шашлыки. И понятно, что усилия прилагались, чтоб здесь был большой мемориальный комплекс. Хорошо, что сейчас как-то активно этим занимаются.
Сколько свидетелям той трагедии потребовалось времени, чтоб себя преодолеть и сюда прийти? Или такая потребность возникла у них сразу?
Я не могу ответить на вопрос, сколько времени потребовалось, но я могу привести пример Юлия Смелянской, это наша героиня пятой серии о Киеве, директор Института иудаики. Она не могла сюда прийти довольно долго. Ее история уникальна, потому что ее отец, будучи совсем ребенком, шел в этой колонне к Бабьему Яру, и его вывела за руку какая-то совсем незнакомая женщина. И таким образом этот маленький мальчик спасся. Здесь погибли ее родственники, здесь погибли родственники ее друзей, и в первые моменты была реакция: «Нет, я не приду сюда!» Но потом, впоследствии, она начала водить группы экскурсий по еврейскому Киеву и вдруг поняла, что это место обязательно нужно посещать и нужно рассказывать о нем. Это то, когда не только ты переживаешь это - ты даешь другим возможность пережить это. Наши сердца черствеют, они черствели просто силу того, что какое-то время не уделялось внимания этому вопросу, в советское время мы тоже не всегда об этом говорили, мы говорили, что погибли советские люди. Но здесь погибло огромное количество евреев. Понятно, что скрывать это нельзя, и понятно, что мы об этом будем говорить. Есть и другие примеры. София Яровая, праведник народов мира, которая со своей семьей спасала соседей и огромное количество евреев, укрывала их и помогала многим. Как раз ей незачем сюда приходить. Потому что это было то место, на которое люди после войны долго не приходили. Это было страшное место. Все знали, что на этой стороне огромное количество заживо погребенных и убитых людей. И как-то было не до экскурсий. И понятно, что в дни памяти, когда приходят сюда еврейские общины, понятно, что София Яровая приходит сюда, хотя она уже в возрасте человек, она принимает участие во всех мероприятиях. Это как раз пример такой тесной дружбы и каких-то необъяснимых вещей между украинцами и евреями.
А известны ли истории людей, которые переехали из Киева, потому что им страшно тут жить, которым была невыносима близость к этому месту?
Нет, мне такие мне такие истории неизвестны, но я могу только одно сказать, что большое количество людей эмигрировали из Советского Союза в Америку, в Израиль, частично в Европу, я думаю, им было неспокойно. Память эта, она осталась, и она до сих пор с ними. Кто-то из них не смог это простить и пережить.
Что должно здесь быть, как ты думаешь? Потому что дискуссии все время идут. Это должен быть мемориальный комплекс, место скорби, или, наоборот, торжество жизни, чтоб дети здесь гуляли?
Как в любом месте, здесь люди прогуливаются по аллеям. Честно говоря, мне кажется, в Киеве достаточно мест, где можно жарить шашлыки и гулять с детьми. Детям нужно рассказывать, что это за место, но не думаю, что здесь нужны детские площадки. Пусть это будет единственное место в Киеве, где нет детских площадок, но зато будут памятники, которые свидетельствуют о том, что здесь произошло. Иначе мы забудем об этом, иначе все сотрется.
Сериал “Праведники мира” продолжается?
Да, я сейчас начинаю снимать седьмую серию, она будет посвящена Житомирской области, и наша героиня, которой уже 90 лет, совсем недавно получила звание праведницы. Это удивительная история.
А как ее удалось обнаружить?
В этом году было очередное вручение в музее Второй мировой войны, посол Израиля вручал звание праведникам. Их было порядка 12 семей. И как раз родственники привезли нашу героиню. Она очень простая украинская женщина, симпатичная, у нее прекрасная память, она до сих пор занимается хозяйством, семьей, огородом, в общем, она в строю. И она все очень хорошо помнит. Я поеду снимать историю о том, как они спасали еврейских детей. Я бы хотела с ней поговорить, потому что это самое ценное, что может быть.
Спасали именно там, в Житомирской области?
Да, почему мы задумали именно так, по регионам, потому что везде было разное количество. Когда мы, например, снимали в Винницкой области, туда сгоняли евреев из Западной Украины, а в Житомирской области тоже разворачивались непростые события, потому что это было связано с уничтожением евреев. Я как раз хотела это изучать очень серьезно.
Жители всех этих городов знают, что среди них есть праведники?
Близкие соседи знают, а те, кто не имеет к этому никакого отношения, они, конечно, мало знают. Но, с другой стороны, я разговаривала с дочерью той героини, к которой мы поедем, у них вся родня и все село знает. Бабушка там знаменитая. Потому что тогда действительно было опасно, иногда даже соседи сдавали тех людей, которые прятали евреев. Поэтому они, конечно, настоящие герои. Есть люди, которые помогают праведникам, и тогда об этом все узнают. В Житомире, например, есть австрийские бизнесмены, у них совместные с Украиной предприятия, вот они поддерживают праведников, они помогают им даже материально и записывают свидетельства. Для них это важно. У них была любопытная семейная история. Их дедушка был исключительно богатым человеком в Австрии, и, когда началась война, один из его сыновей стал нацистом, а второй ушел в сопротивление. И когда закончилась война, он, передавая свой бизнес, завещал строго-настрого всем своим детям, внукам, потомкам чтить память тех, кто боролся с нацизмом, и помогать тем людям, от нацизма пострадал. Для них это стало своеобразным служением.
Мы можем предположить что таких историй может быть очень много по всейУкраине. У проекта есть какой-то, если так можно сказать, лимит серий? Или, пока есть эти истории, сериал будет продолжаться?
Если честно, продолжать это очень трудно. Я придумала 12 серий, но людей очень много, все могут получить звание праведника народов мира, его вручает государство Израиль. На их усмотрение. Для этого необходимо подвести огромную юридическую базу, там должны быть свидетельства, это очень серьезно изучается. Конечно, уже очень много праведников, уже нет в живых многих, но это звание и посмертно вручают, семьи получают. Но я боюсь, моего сердца не хватит. Знаете, это сложно.
Ведущая Ксения Туркова
- Поделиться: