Листая свою ленту в соцсетях на следующий день после голосования 31 марта, трудно было не заметить, что каждый третий пост — о выборах. Таким образом люди выражали свою позицию. Но в комментариях обязательно появлялся кто-то, кто мыслил диаметрально противоположно — и начиналось! Сначала шли аргументы, потом подключались эмоции, а заканчивалось все одинаково. В народе это называют «Facebook-срач».

Такое явление в соцсетях распространенное: как не выборы, так кто-то из политиков что-то скажет, или музыкант откажется от Евровидения, или девушки решат не брить ноги. Дискуссии — это нормально и необходимо, но именно они часто становятся деструктивным разговором и тратой времени.

Как уберечься от ловушек, которые, возможно, расставили вы сами — и нормально ли играть в «Facebook-войны»? Эксперты ответили на пять основных вопросов о них.

  1. С чего все начинается?

Такие «войны» могут начинаться как стихийно, так и под контролем, то есть когда забрасывают определенные провокационные, эмоционально окрашенные темы. Например, что-то о политике, войне, дискриминации. Вопрос в том, насколько человек хочет высказать свое мнение. Если он чувствует, что это не критично важно, скорее всего, он промолчит. А когда тема болезненная, то, скорее всего, человек подключится. Участие может быть разным: кто-то поддерживает с помощью лайков, другие — активно комментируют.

Ирина Губеладзе, кандидат психологических наук, доктор Института социальной и политической психологии АПН Украины

Два или три года назад Facebook изменил алгоритм, и ты начал видеть, что прокомментировали или лайкнули твои друзья. Соответственно, количество контактов с людьми, которых ты не знаешь, увеличилось. Поэтому, как в маршрутке или в метро, можно начать срач на ровном месте. Сейчас сложно сказать, чем отличаются онлайновые и офлайновые ссоры, потому что это все настолько интегрировалось, что люди не отделяют одно от другого.

Ярема Дух, эксперт по интернет-коммуникациям, главный коммуникатор Украинской Академии Лидерства, бывший ответственный за коммуникации в президентской администрации

2. Почему людей затягивает в «Facebook-войны»?

С одной стороны, соцсети дают возможность шире взглянуть на ситуацию, найти какие-то рациональные доводы. С другой, такие комментарии и активное дискутирование очень эмоционально затягивает людей. Здесь уже неважно, победит тот или иной кандидат, и насколько он будет лучшим, чем его конкурент. Для людей важнее просто победа самого кандидата, то есть доказать другой стороне, что мы смогли и победили, и не важно, что будет дальше. Любые эмоциональные изменения связаны с изменением гормонального фона. Дофамин, как гормон удовольствия и счастья, выделяется тогда, когда мы ожидаем какую-то победу или получаем ее.

Ирина Губеладзе, кандидат психологических наук, доктор Института социальной и политической психологии АПН Украины

3. Мне стоит читать материалы СМИ о реакции социальных сетей?

Ценность таких материалов для читателя или зрителя в том, что ты в одном месте можешь сразу увидеть много реакций, тебе не надо их искать. Я сама этим пользуюсь. С точки зрения стандартов и миссии журналистики, я считаю, что в идеальном мире такие материалы не нужны. Но мы понимаем, что все делают — и даже ВВС, и общественные вещатели, и «Детектор Медиа». В таком случае очень важно сохранять баланс. Если вопрос очень беспокоит аудиторию, значит нужно давать баланс, а с другой стороны — показывать масштабы распространения той или иной позиции.

Наталья Лигачева, основатель и руководитель ОО «Детектор медиа»

4. Окей, а что там боты и искусственные дискуссии?

Если к вам в комментарии пришел бот, то я вас поздравляю — вы кому-то так интересны, что этот кто-то прилагает усилия, чтобы привести искусственных комментаторов к вам. Как правило, у ботов профиль пустой или кое-как заполнен и с аватарками известных людей. Если промониторить их ленту, можно увидеть, что это несколько репостов, или вообще никаких репостов и ни одной своей мысли. Поэтому страница выглядит очень искусственной и неправдивой. Бот — это человек, который работает на чьи-то заказы, поэтому не стоит тратить на него свое время. А еще лучше заблокировать пользователя и обозначить его как такого, что распространяет спам.

Ярема Дух, эксперт по интернет-коммуникациям, главный коммуникатор Украинской Академии Лидерства, бывший ответственный за коммуникации в президентской администрации

5. Что делать, если я люблю дискутировать?

Люди, которые сознательно провоцируют конфликты и втягивают тебя в них, ожидают нормальной реакции — что ты начнешь включаться и отвечать такими же агрессивными комментариями. Поэтому самый простой вариант — сломать это ожидание и поблагодарить за их мнение. Эмоциональное состояние должно быть важным индикатором для человека. Потому что одно дело — высказать свое мнение, слегка поспорить, другое дело — когда ты начинаешь эмоционально включаться и переживать. Ты все время отслеживаешь, что тебе ответили, к чему эта дискуссия дальше приводит? Ты перестаешь адекватно думать о других сферах своей жизни, максимально переключаясь на свою дискуссию. И это уже признак того, что надо остановиться.

Ирина Губеладзе, кандидат психологических наук, доктор Института социальной и политической психологии АПН Украины

Прежде всего, я бы всегда советовал думать, что вы пишете и кому пишете. Так же не забывать, что, скорее всего, все, что вы пишете, будет доступно всем пользователям соцсети, и эту информацию может увидеть каждый. Ваша информация может жить онлайн вечно. Например, немного ранее, когда Instagram запускал stories — коротенький формат историй на 15 секунд, они говорили, что это хороший формат, который будет жить только 24 часа. Все радовались и постили что угодно. А потом платформа заявила, что они сохранили все истории в архиве для нас. Да, они были доступны ограниченному кругу людей — нам и работникам компании. Социальные сети сделали бы Революцию Достоинства другой или, возможно, она была бы не в таком масштабе, в котором мы ее увидели. Соответственно, соцсети являются просто еще одной площадкой для общения. Нужно не забывать, что это просто еще одна площадка, но это не означает, что вы не должны думать о собственной безопасности и о чувствах других людей, к которым вы обращаетесь.

Ярема Дух, эксперт по интернет-коммуникациям, главный коммуникатор Украинской Академии Лидерства, бывший ответственный за коммуникации в президентской администрации

Поделиться: