«Я, Победа и Берлин». Жена и друзья Скрябина о новом фильме по его повести

«Я всегда прошу: не критикуйте наших молодых исполнителей. Давайте будем добрее, будем относиться к своему теплее, хвалить свое. Пусть молодежь делает свои шаги. Ошибается, но делает», — этими словами жена погибшего лидера группы «Скрябин» Андрея Кузьменко, Светлана, обратилась к зрителям фильма «Я, Победа и Берлин» после спецпоказа во Львове.
Полнометражный игровой фильм сняли по мотивам одноименной автобиографической повести Андрея Кузьменко. Он должен был выйти на экраны еще в марте 2022 года, но из-за полномасштабного вторжения картина вышла в украинский прокат через два года — в марте 2024-го.
«Безумные 90-е. За три дня до запланированного концерта начинающий музыкант Кузьма отправляется со своим другом Бардом в Берлин на старой "Победе". Говорят, там есть коллекционер, готовый обменять желтую бестию на шестисотый "Мерс".
Кузьма обещает своей девушке Барбаре вернуться домой на новой тачке, а ребятам из своей группы — успеть на выступление. Уже с первых минут поездки все, конечно, идет не по плану. Однако точно известно одно: происшествие поможет героям найти настоящее предназначение», — такую завязку обещают нам создатели фильма.
По просьбе hromadske к Светлане Кузьменко уточнить, что означал ее призыв после сеанса и рассказать, пришлось ли ей уже столкнуться с критикой, она отказалась «говорить о негативе».
«Надо идти и смотреть все, что можно, потому что жизнь коротка и нужно искать позитив. В Украине не хватает развлекающего кино, которое приносит тепло, не хватает музыкальных фильмов.
Поэтому когда такие фильмы появляются, давайте не будем критиковать. Потому что другие кинотворцы не будут их делать, будут бояться», — добавила Светлана.
Поскольку это фильм о легендарной для многих украинцев личности, который еще пришлось ждать несколько лет, он попал в список долгожданных. Следовательно, такой статус обуславливает и более придирчивое внимание. Ведь когда долго чего-то ждешь, то желаешь получить больше, чем обычно.
Так что главное для промоутеров — правильно подать и продать фильм. А со стороны зрителя — настроить свои ожидания.
Брать ли с собой попкорн?
Экранизация любой книги — проделка рисковая с самого начала. Всегда будут искать различия между написанным и показанным.
Еще больший риск — экранизировать хоть и художественную повесть, но фактически автобиографическую. Написанную известным человеком о себе, на основе воспоминаний о реальных событиях.
Сам автор, Кузьма, не скрывал, что придумывал некоторые эпизоды. Впрочем, придирчивый зритель захочет максимального сходства и «документальности» — особенно когда настоящая жизнь автора довольно хорошо запечатлена в рассказах друзей и коллег.
Отдельный вызов для создателей картины — культ фигуры Кузьмы. По мнению его поклонников, все созданное по мотивам его творчества должно быть не менее талантливым, чем сам Кузьма. А для самых больших фанов — и подавно гениальным.
Однако в афишах нам обещают «приключенческую комедию» — то есть кино развлекательное, а не глубокое. Речь не идет ни о документальной точности, ни об артхаусе.
Это классическое легкое массовое кино, после которого можно встать и в мгновение ока переключиться на другие дела, а не увязнуть в размышлениях о смысле бытия и искусства. Можно без угрызений совести брать с собой попкорн в кинозал — похрустывание едой во время просмотра вряд ли будет восприниматься как осквернение памяти музыканта.
Не стоит ждать какого-то сложного образа Кузьмы — в ленте вы увидите простого молодого романтика, с легкостью трогающегося на поиски приключений. В конце концов именно таким и был герой его повести, читая или слушая аудиоверсию которой много смеешься.
А вот будет ли смешно во время просмотра фильма — это уже вопрос вкуса. Стиль Кузьмы-прозаика и создателей-кинематографистов все же разные.
Так, друг юности Кузьмы — Виталий Бардецкий (в фильме спутник героя по прозвищу «Бард») — в интервью изданию «Вечер» довольно скептически оценил отдельные шутки в ленте:
«Кузьма обладал чувством юмора на грани фола. Его шутки — бескомпромиссный "бугага", однако с чувством стиля, без перегибов. По-моему, создатели фильма на этом тонком льду не удержались».
Ему не понравились и ксенофобские шутки, которыми часто злоупотребляют сценаристы низкопробной кино- и телепродукции:
«У Кузьмы в книге действительно были остроумия в сторону других национальностей — впрочем, более лайтовые, добрые. Некоторые реплики из ленты ни у него, ни у меня язык бы не повернулся сказать. Это недопустимо», — считает Бардецкий.
русское прошлое авторов
Режиссер «Я, Победа и Берлин» — ныне 29-летняя Ольга Ряшина, получавшая образование в Лондонском университете Рейвенсборн. Ее предыдущий полнометражный фильм-дебют — «Секс и ничего личного» — адаптация канадского фильма 2012 года «Мои смущающие сексуальные приключения». В одной из главных ролей сыграл Сергей Притула. Это жанровая романтическая комедия, о которой обычно говорят «милый фильм».
Но есть в ее биографии и глубокий российский след: в 2016 году, как одна из режиссерок, она снимала исторический телесериал «Мата хари», созданный для российского государственного «Первого канала». Годом ранее она была единственным режиссером и одной из сценаристок российского короткометражного фильма «Лучший город Земли» — истории простачка из российской глубинки.
Особенности фильмографии молодого режиссера, по всей видимости, можно объяснить родственной связью: Ольга — дочь Влада Ряшина, основателя и гендиректора украинской компании Star Media, которая много лет сотрудничала с российским рынком. Компания, известная большинству по мелодраматическим телесериалам и комедийным лентам, в 2019 году взялась за экранизацию повести «Я, Победа и Берлин».
Как рассказал сам Влад Ряшин в комментарии «Отряду киноманов» еще во время съемки фильма в 2020 году, за три года до этого ему позвонила Светлана, жена Андрея Кузьменко. Мол, к ней обратилась некая молодая кинокомпания с желанием купить авторские права на экранизацию книги мужа.
Светлана просила совета у Ряшина как у своего давнего знакомого и друга Андрея. Он предложил ей снять кино со своей компанией, а всю чистую прибыль перечислить в «Благотворительный Фонд имени Кузьмы Скрябина».
Но в прокатном удостоверении производителем фильма указана уже компания UP Hub (ООО «Украинский продюсерский хаб»). Как писало «Детектор медиа», это фактически новое название бывшего Star Media. Очевидно, переименование происходило после начала полномасштабной войны, чтобы не ассоциироваться с названием, запомнившимся работой на российском рынке.
Однако официально среди команды UP Hub нет и Влада Ряшина, а название Star Media во время полномасштабной войны в 2022 году засветилось в титрах российского фильма «Сердце Пармы» как один из производителей. После этого Ряшин был исключен из Украинской киноакадемии.
Генеральный директор и совладелица UP Hub Ольга Пантелеймонова заявила тогда в интервью «Детектор медиа», что ее компания «уже давно» не имеет никакого отношения к российской Star Media.
Неточности или художественные приёмы?
Но вернемся к самой премьере «Я, Победа и Берлин».
После показа hromadske пообщалось с женой Андрея Кузьменко и его другом детства — Олегом Турко на творческое псевдо «Лесик». Спросила, с какими ожиданиями зрителям идти на фильм, чтобы после просмотра они не оказались неоправданными.
«Каждый представляет Кузьму по-своему. Я тоже по-своему, и у меня есть стереотип Андрея в разных случаях и ситуациях. Но ведь это не документальный, а художественный фильм, здесь действительно много додуманного», — заметил Турко.
К примеру, в фильме ради усиления драматизма юный Кузьма оказывается перед жизненным выбором. Он не уверен, заниматься ли дальше любимой музыкой, потому что сомневается в своих способностях. Так что размышляет, не выбрать ли бизнес и обеспечить им хорошую жизнь любимой. Однако в реальной жизни, по словам Олега Турка, Андрей в этом возрасте видел себя только в музыке и никаких сомнений не питал.
Само кино, по его мнению, «фирменно снято», а от просмотра фильма он «кайфанул». Хоть заметил и «ляпы». Где-то мелкие, но для него заметные: например, собаку-искателя наркотиков на границе в фильме зовут Матильда, а на самом деле это был кобель.
«Много было нюансов. Меня еще копнуло, что снимали не в Новояворовске, а во Львове», — вспоминает Турко.
Многие разногласия с реальностью или повестью Кузьмы не «ляпами», а сознательным художественным или производственным решением команды. Кузьма в свои 22-23 года жил в городке Новояворовск — эти эпизоды снимали во Львове, в частности, из-за содействия со стороны львовского городского головы Андрея Садового, — объяснил один из продюсеров фильма Алексей Терентьев
Кстати, в закрытом дворике городской ратуши снимали часть эпизодов из Берлинских событий.
«Это не документальное кино, а в художественном фильме авторы имеют право на то, чтобы что-то дофантазировать», — пояснил Алексей Терентьев.
В конце концов старые исторические улочки Львова выглядят более кинематографически, чем спальные районы молодого рабочего города Новояворовск. Если задачей было создать красивую картинку, а не воспроизвести максимально реальную жизнь Кузьмы в тяжелые 1990-е, то они справились с этим.
Хотя к отдельным деталям тех времен авторы отнеслись достаточно внимательно: в кадре есть реальный магнитофон Кузьмы тех времен, а рубашку на главном герое воспроизвели из фотографии Андрея в студенчестве.
А еще ради счастливой сюжетной концовки сценаристы придумали гитару как своеобразный трофей, который привез с собой из Берлина музыкант. А потом сыграл на нем на первом своем концерте. Но в жизни Андрей Кузьменко никогда на гитаре не играл.
«Ту гитару он действительно вез, но для меня. И не довез. Мы тогда встречали его из Берлина. Рекетиры на границе забрали телек, пылесосы. Это верно. Но гитару он не довез», — уточняет Турко.
Да и красные колготки, которые в фильме Андрей привез любимой, в реальности он тоже не возил. Светлана Кузьменко в комментарии hromadske вспоминает, что из памятных подарков из Германии было серебряное кольцо с сердечком. А красные колготки придумали по мотивам одноименной песни «Скрябина» со словами «Я люблю свою бейбе, ее красные колготки».
Но самая заметная выдумка авторов, которая контрастирует с написанным в повести — что друг Кузьмы, Бард, тайно перевозил «Победой» наркотики на продажу в Берлин.
«Бард не возил никакую наркоту, боже упаси. Это авторы добавили, чтобы был "экшен". Есть какие-то законы жанра — я вот в фильме вижу мотивы из Тарантино. Есть вот драка с турками в Берлине, но такой драки не было», — говорит hromadske Светлана Кузьменко. Она эти художественные измышления сценаристов признает и поддерживает.
Вдова музыканта консультировала создателей фильма, чтобы максимально точно передать образ молодого и юного Андрея. Светлана уверена, что им это удалось.
Растроганным был и отец Андрея, Виктор, увидевший фильм впервые. Он сказал, что «энергетику, жизнерадость и активную позицию» его сына в фильме передали очень хорошо.
К игре актеров трудно придраться. Исполнитель персонажа Кузьмы — Иван Блиндарь из Ивано-Франковской области. Для него это первая большая роль в полном метре. Ему умело дается, фирменный галицкий акцент Кузьмы. Чтобы максимально почувствовать юность Скрябина, он по собственной инициативе поехал знакомиться с родным городом музыканта — Новояворовском.
Светлана Кузьменко говорит, что после каждого просмотра влюбляется в фильм все сильнее. И просит зрителя перед просмотром помнить, что фильм сняли по мотивам повести, а это не означает «один в один, как в жизни».
Так же не следует ожидать, что в музыкальных треках в фильме, а их будет 16, вы услышите самого Кузьму. Его голос появится только на финальных титрах. Остальные саундтреки — новые аранжировки и исполнения песен «Скрябина» популярными украинскими исполнителями настоящего. По словам продюсера Терентьева, эту фишку задумали еще на старте проекта:
«Чтобы молодежь через своих исполнителей, которые сейчас находятся в топах, услышала по-новому хиты Андрея».
По моей субъективной оценке, «Я, Победа и Берлин» наберет хороших отзывов среди молодых зрителей, которые придут в кино просто расслабиться, а не ностальгировать или искать сходства и различия между реальным, вымышленным и додуманным.
- Поделиться: