«Я Садовой, я дал пас Анатолию»: экс-кандидат в президенты Андрей Садовой о Гриценко и выборах
Андрей Садовой, мэр Львова иуже бывший кандидат на пост президента Украины, поддержал лидера «Гражданской позиции» Анатолия Гриценко ибольше небаллотируется. Обобъединении иполитическом будущем — Садовой ответил навопросы Насти Станко иВасилия Пехньо вэфире Громадского.
Настя Кореновская
Андрей Садовой, мэр Львова иуже бывший кандидат на пост президента Украины, поддержал лидера «Гражданской позиции» Анатолия Гриценко ибольше небаллотируется. Обобъединении иполитическом будущемСадовой ответил навопросы Насти Станко иВасилия Пехньо вэфире Громадского.
Ятолько сегодня подалзаявление вЦИК.
Что выснимаетесь? Деньги вам невернут?
Никому невозвращают.
Выпотратили сколько? $140 тыс.изсобственного кармана, если неошибаюсь?
200 тыс. гривен ($7,5 тыс.) мысЕкатериной (женой— ред.) инвестировали.
Чисто человеческий вопрос— вам нежалко тех денег, что они потрачены иневернутся?
Трудно передать это эмоциональное состояние, когда тыобщаешься слюдьми, когда они тебе верят, тыездишь поУкраине, тывидишь, что можно изменить, что можно поправить. Это стоит дорого.
Тоесть жена неругалась? Нежалела оденьгах?
Нет.
Это странныйшаг для украинского политикума, когда кандидаты снимаются свыборов. Это увас какой шаг— политический, чтобы впарламенте иметь больше голосов? Или как выпросчитывали?
Вы знаете, «Самопомощь» есть в парламенте. Моя задача — чтобы у нас были изменения в нашей стране. Я чувствую, что именно сейчас у нас есть такой шанс и надо им воспользоваться. Я, возможно, поступил нетипично для украинской политики, но это нормальная мировая практика, когда ты анализируешь, смотришь, какие шансы есть. У Садового больший уровень доверия, но у Гриценко рейтинг выше, поэтому важна победа.
МэрЛьвова, лидер партии «Объединение „Самопомощь“» Андрей Садовой встудии Громадского, Киев, 4марта 2019 года. Фото:СЕРГЕЙ ДУНДА/ГРОМАДСКОЕ
Вдвое выше?
«Фама» (социологическое агентство— ред.) мне подалотакую информацию: 4,4%— Садовой иГриценко — 8%.
Мытолько что видели рейтинги.
Я доверяю агентству «Фама», с которым сотрудничаю семьлет, они ни разу меня не подвели. У наших агентствразличия в+/- 3%, 4%, 5%, но динамика есть. Но это уже вчерашний день, здесь важно сегодня, чтобы все демократические силы объединились. Для меня это важно, чтобы мы показали пример, что мы нормальные люди, что мы ответственны за свою страну. А кто ее будет строить, если мы сами не будем строить?
Вообще, я сегодня, пользуясь таким случаем, хочу обратиться ко всем, чтобы мы в день голосования все дружно пошли и проголосовали. Знаете, как христиане идут святить паски на Пасху, вот чтобы мы так все пошли на избирательные участки, чтобы наши голоса не украли.
Как собираются голосоватьте, кто неопределился?
У каждого есть свой кандидат, закоторого онзахочет голосовать. Для меня важно, чтобы выборы были честными, чтобы мыне опозорились навесь мир. Унас уже такое было. Это зависит откандидатов, как они смогут себя представить.
Всеже, начто вы надеетесь с вот таким объединением? Мы понимаем, что даже чисто математическоесуммирование ваших сАнатолием Гриценко рейтингов, хотя оно неработает вэтом случае, недает ему возможности участвовать вовтором туре.
Потенциально онможет получить +10%. Потому что очень многие кандидаты сегодня тоже начинают общаться сАнатолием.
Скажите, кто.
Ядумаю, онсам вам расскажет, чего ябуду пересказывать?
Выже сейчас водном штабе, или как это работает? Вы представляете иего, иликаждый сам по себе?
Я Садовой, я дал пас Анатолию. Я убежден, что если бы у меня был рейтинг повыше, он бы мне этот пас дал, поэтому это нормальный партнерский шаг. Тем более, я убежден, что в новом парламенте будет большая возможность делать общую коалицию, потому что моя задача — чтобы «Самопомощь» была правящей партией, чтобы мы брали ответственность за ситуацию в стране. У нас есть мудрые люди, естьполезные ископаемые, амы постоянно отстаем. Посмотрите на все показатели Украины — мы все ниже, ниже. Сколько же это может продолжаться?
Яправильно понимаю— всеже какая-то политическая составляющая договоренности увас есть? Выбольше напарламент ориентируетесь. Новыидете отдельными партиями впарламент?
Уменя нет никакой договоренности сАнатолием, кроме одной— чтобы онбыл честным, ответственным ихорошо делал свою работу. Мысним неподписывали никаких договоренностей, по состоянию насегодня.
Какие-то условия выставили друг другу?
Для него мой месседж был неожиданностью. Я об этомему не говорил. У нас была перед этим с ним встреча в обед, пили кофе, говорили о жизни. У меня были некоторые вопросы. Перед этим я с другими кандидатами в президенты общался. Я принял то решение, которое, думаю, на моем месте другие ответственные люди тоже приняли бы.
МэрЛьвова, лидер партии «Объединение „Самопомощь“» Андрей Садовой встудии Громадского, Киев, 4марта 2019 года. Фото:СЕРГЕЙ ДУНДА/ГРОМАДСКОЕ
Всеже выговорите, что условий небыло. Вы с двумя разными партиями собираетесь зайти впарламент, яправильно понимаю?
Ясним непроговаривал относительно его планов.
Ачто проговаривали, кроме того, что сказали: «Ятебя поддерживаю»?
Это былмировоззренческий разговор. У него есть желание быть президентом.
Ивсеже, важно понять: высейчас вобщей команде на президентских выборах, или выпросто убрали свою кандидатуру и даете зеленый свет команде Анатолия Гриценко?
Моя задача— объединять людей, чтобы все остальные кандидаты тоже приобщались. Ябуду это делать. Моя задача— агитировать людей небыть равнодушными, идти навыборы. Этоже наш священный долг.
Иагитировать заАнатолия Гриценко?
Конечно, ядал свою руку, дал свой пас. Икогда меня спрашивают, я это говорю. Ноянепройду эту дорогу, которую ондолжен пройти, понимаете? Невыбирают же тандем, выбирают человека. Он должен сегодня вдва, в три, впять раз больше работать, потому что перед ним открылись невероятные возможности. Онсегодня реально может выйти вовторой тур.
Анепоздно ли произошло это объединение? Почему именно сейчас вырешили объединяться?
Нет, друзья мои. Еслибы мыэто сделали ранее стой или иной стороны, намбы какие-то капканы понаставили. Асегодня, когда власть вгосударстве уже разбалансирована, когда они погрязли в разных коррупционных схемах, тоэто как раз новый импульс, подъем. Нуиплюс яэто объявил первого марта— это такой весенний подарок всем, чтобы у нас была надежда внашей стране, что изменения возможны.
Яправильно понимаю, что расследование журналистов о коррупции в окружении Порошенко повлияло как-то наваше решение?
Повлияло много разных факторов, ноэто просто какое-то такое внутреннее чувство, чтобы тыбыл вгармонии сосвоей совестью. Что-то у меня екнуло внутри, понимаете? Яиногда решение принимаю, анализируя очень много факторов, а вотпринял такое решение, ивсе. Яшел сюда, комне подходит мужчина: «Я буду за вас голосовать». Ябыл перед этим на«Обозревателе», в прямом эфире, икомне подошли люди: «Слушай, нумытеперь незнаем, закого голосовать». Это очень деликатной момент, нояуверен, что это надо было сделать, потому что надо давать шанс стране. Мы хотим объединения демократических сил. Кто-то должен был этот шаг сделать.
То есть вы сначала думали, что это не работает — объединенный кандидат, а теперь вы решили, что это работает?
Это неработает, если голоса плавно перетекают.
Да, мывидели, что ваши голоса перетекают также кПорошенко.
Это так Медведев (представитель избирательного штаба Петра Порошенко Олег Медведев— ред.) говорит, ядумаю, что это несовсем так.
«Рейтинг» сегодня опубликовал данные, в которых выглядит так.
Друзья мои, будьте внимательны.
Вытоже изтех людей, которые говорят недоверять социологическим рейтингам?
Все очень неоднозначно. Ядоверяю тем агентствам, которые валидные, искоторыми ясотрудничаю. Они как раз мне дают достаточно скромные результаты.
4,4— это самое высокое.
Еслибы у меня не было опыта работы сагентствами, ябы никогда вполитике ничего недостиг, потому что очень часто рейтинги— это элемент манипуляции, где тебя загоняют вкакую-то лузу, из которой тынеможешь выйти. Голоса непередаются. Японимаю сегодня определенное отчаяние тех людей, которые за меня хотели голосовать. Нояпринял решение, полезное для страны в сегодняшнем времени. Если мынеизменим ситуацию, ибудет вот эта стабильность— люди, это кладбище. Это недопустимые вещи.
Интересная вещь— вытолько что сказали, что это объединение демократических сил, но у Анатолия Гриценко есть признаки авторитарного лидера. Унего есть свои позиции относительно того, как надо управлять армией истраной вцелом. Объединенные демократические силы— они кто? Вот унас сейчас все демократы, Петр Порошенко— демократ, Юлия Тимошенко— тоже демократические силы. Кто недемократические? Скем выне готовы объединяться нипри каких обстоятельствах?
Янебуду никогда стеми, кто ворует ивредит собственному государству. У меня нет фактов, что Гриценко воровал какие-то деньги. Онбыл вполитике, у него есть опыт. Можно по-разному это оценивать, ноясчитаю, что у него сегодня есть шанс, иэтот шанс яусилил.
И у Юлии Тимошенко есть шанс, и у Петра Порошенко.
У Юлии Владимировны вукраинской политике столько уже должностей было истолько было возможностей сделать чудо. А Петр Алексеевич вообще— получить такой большой рейтинг поддержки после выборов, Революциидостоинства.
МэрЛьвова, лидер партии «Объединение „Самопомощь“» Андрей Садовой встудии Громадского, Киев, 4марта 2019 года. Фото:СЕРГЕЙ ДУНДА/ГРОМАДСКОЕ
Правильноли японимаю, чтовы, если говорить обидеологии и ценностях, ихдемократическими кандидатами несчитаете? Это недемократические силы, ивы, например, Юлию Тимошенко призываете: давайте, снимайтесь ради нас или Гриценко.
Яеепризывал сняться вмою пользу, она меня непослушала. Яее призывал, потому что она водном изсообщений написала, что нам нужны изменения, новые люди. Яговорю: таквот он я, пожалуйста, давайте снимайтесь. Она непослушала меня. Что поделаешь.
Всеже интересно услышать вот эти мировоззренческие вещи, почему выдальше объединяетесь? Какой-то стратегический план должен быть увашей команды общего действия сГриценко, потому что просто сказать, что яснимаю свою кандидатуру идарю государству 2,2 млн гривен ($82 тыс.) — это как-то слишком опрометчиво без будущих предпосылок парламентского сотрудничества, коалиции или выдвижения одной платформой. Как это все должно быть дальше?
Выхотите торги, торговаться?
Ясчитаю, что политика так иделается.
Так она иделается вУкраине. Где Украина?
Договариваться. Можно назвать слово договариваться. Овасже говорят, что выдоговорились.
Очем можно договариваться?
Ораспределении портфелей техже. Единой партией поход напарламентские выборы.
У президента есть уникальные полномочия вносить кандидатуры генерального прокурора, руководителя СБУ, министра иностранных дел. Так я что должен ему сказать? Ты знаешь, Анатолий, давай ты со мной будешь все согласовывать. Я бы на это никогда сам не согласился. Это исключительно обязанность президента, это его ответственность перед украинским народом. Он что, должен как пес блох понабираться разных обязательств, как очень часто у нас бывает? И потом он приходит к власти,скрученный по ногам и рукам. И что он может тогда сделать? Мне что важно? Мне важно, чтобы были изменения в стране, или мне важны должности? Для кого должности?
Мытак понимаем, Анатолий Гриценко анонсировал, чтодолжен быть какой-то общий план вашего сотрудничества ипохода навыборы президента, если янеошибаюсь, его должны были назвать меморандумом. Естьли уже этот план? Каково ваше участие там?
Команды работают.
Что должно быть вэтом плане? Икакие для вас есть красные нити?
Выпосмотрите, когда мывыйдем вместе иего представим. Тогда почитаете, зачем ябуду анонсировать заранее?
Хотелосьбы как-то приоткрыть эту тайну.
Авыхотите эксклюзив, да?
Конечно. Мыоткрыты, унас открыты карты, нетак, как увас.
Документ готовится, аналитики, группы работают, каждое предложение прописывают. Покажем вам, ивыбудете приятно удивлены.
За какие красные линии вынеготовы заступить?
Красные линии? Интересы страны. Унас вКонституции все прописано.
Что имеется ввиду? Президент Украины тоже говорит, что онне предает иникогда непредаст интересы страны. Журналистские расследования наших коллег показывают иногда другие вещи.
Сами даете ответ насвои вопросы.
Яимею ввиду, что укаждого свое представление обинтересах страны.
Неворовать, заботиться огосударстве идавать шанс для нашего государства.
Вашу объединенную позицию поддержали также Мустафа Найем, Сергей Лещенко и Светлана Залищук, которые вышли изБлока Петра Порошенко. Они тоже как-то ведут переговоры свами? Могут стать частью «Самопомощи» или партии Анатолия Гриценко?
Никаких переговоров я нискем невел. Еще раз прошу, чтобы вы это отменя услышали. СГриценко япереговоры невел. Яозвучил свою четкую позицию, потому что так правильно было вэто время. СМустафой мызнакомы очень давно. Мыкогда-то встречались перед парламентскими выборами 2014года, относительно следующих парламентских выборов никаких разговоров у нас небыло.
МэрЛьвова, лидер партии «Объединение „Самопомощь“» Андрей Садовой встудии Громадского, Киев, 4марта 2019 года. Фото:СЕРГЕЙ ДУНДА/ГРОМАДСКОЕ
Выговорите, что стеми депутатами, которые готовы были поддержать Анатолия Гриценко, вынеобщались. АДмитрий Гнап, который тоже сказал, что поддерживает Гриценко. Онили партия «Сила людей» — выкак-то видите себя в коалиции будущей сними?
Ядумаю, что «Самопомощь» выступит такой платформой для объединения многих демократических сил. СГнапомуменя очень хорошие человеческие отношения. Еще месяц-два назад мысним проговаривали теоретические возможности объединенного кандидата. Тоже самое мыкогда-то проговаривать сСолонтаем из «Силы людей», с Гацко. Онменя поддержал еще раньше, иэто тоже позиция, синхронная спозицией и«Демальянса», и «Самопомощи». Поэтому мыэти переговоры, конечно, ведем. Это переговоры, основанные наценностях. Здесь мынеделим должности. Если выиграем пост президента, тогда есть шанс для Украины. Если этого небудет, может быть очень сложное время.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Кандидат в президенты Украины Анатолий Гриценко: о союзе с Садовым и Гнапом и планах на победу в выборах
Вы говорите, что выиграем шанс для президента, будто это последний бой. А ради чего этот выигрыш президентский? Ценности, не предать государство. Это очень широкий вопрос. У Анатолия Гриценко свои ценности, своя модель государства, она не очень похожа на то, что пропагандирует «Самопомощь» в парламенте. Вы были мэром Львова, у вас были несколько иные полномочия, несколько иные задачи. Тем не менее, идеологические вещи, на мой взгляд, важны. И здесь до сих пор об идеологии кандидаты мало говорили, на всех президентских выборах.
Есть сегодня антикоррупционная идеология, которая нас объединяет. Посмотрите на экономические показатели в стране. То, что озвучивает Всемирный банк. Если у нас ростВВП 3,2, а инфляция 9,8 — что озвучивает Всемирный банк? Что мы Германию будем догонять 100 лет, а Польшу — 50. Это при одном условии: если они остановятся, будут нас ждать. Так что делает молодой человек? Онпокупает билет на самолет за 10 еврои летит в Берлин, и онтам будет через полтора часа, а не через сто лет. Вы понимаете, где мы сегодня? Мы сегодня ресурс для многих развитых стран. Ресурс человеческий, что самое страшное, и полезных ископаемых. Мы уже сало завозим из-за границы. В прошлом году мы 55 тыс. тонн завезли.
Выговорили: хочу быть президентом. Теперь все, президентом уже небудете точно. Какие у вас политические планы на ближайшее время?
Моя задача— строить успешную страну. Что может быть круче для меня как для руководителя? Да, есть эти выборы. Япринял свое решение, передо мной очень большое поле.
Кем высебя представляете вукраинской политике в ближайшие 5лет?
Это зависит отвыбора украинских граждан, которые захотят, чтобы ябыл.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:
Будущее украинской экономики глазами лидеров президентской гонки: анализ пятипредвыборных программ
Парламент, министр, премьер-министр, спикер? Скажите нам, где высебя представляете?
Ябольше мэром уже небуду работать. Заканчивается моя каденция. Это япублично озвучил. Аотносительно всех других перспектив— они открыты. Там, где ябуду полезен.
Этот материал также доступенна украинском языке.
Подписывайтесь на наштелеграм-канал.
- Поделиться: