«Янтарь продолжают копать и зимой, и летом»

Watch on YouTube

«Янтарь продолжают копать и зимой, и летом»

В Украине произошли две перестрелки из-за нелегальной добычи янтаря. В Олевске Житомирской области один человек убит, шестеро ранены. А в Ровенской области в результате перестрелки ранены три человека. В обоих случаях, как утверждают местные активисты, причиной конфликта стала нелегальная добыча янтаря.

Блогер Денс Казанский, который делал серию репортажей о незаконном промысле, рассказал "Громадскому на русском", как устроен этот бизнес и почему эту проблему не решают годами.

Глава МВД в прошлом году горделиво рапортовал, что милиция взяла под контроль ситуацию с незаконной добычей янтаря. Какова ситуация сейчас?

Мне не с чем поспорить. Полиция действительно держит под контролем добычу янтаря. Просто этот контроль несколько не тот, о котором они говорят. Они «обилечивают» янтарщиков. Есть такое слово на сленге. Они взимают с них деньги и «крышуют» эту деятельность, поэтому это правда, всё под контролем. Попробуйте заняться этим, не имея крыши — и вас арестуют, показательно конфискуют помпы, янтарь, это всё попадёт в официальную отчётность. Но это не говорит о том, что эта деятельность прекращена или пресечена. Янтарь продолжают копать, нет перерыва даже на сезоны, кроме разве что самых лютых морозов, а так это происходит и зимой, и летом.

У каждого нелегального бизнеса есть маржа прибыли: у кого-то 300%, у кого-то 1000%. Незаконная добыча янтаря в цифрах: какой ущерб она наносит, какую прибыль приносит?

Это огромные прибыли. Я затрудняюсь сказать, потому что в этом бизнесе нет никакой статистики. Её, наверное знают на самом верху люди, которые это «крышуют». Янтарь невозможно продавать на вес, это не уголь. Есть разные марки, разные фракции, разные куски. Он бывает прозрачный, непрозрачный, тёмный, жёлтый, светлый. От вида и размера кусков зависит его цена. Если это так называемые «минуса», то есть крошка, то килограмм будет стоить 500 долларов. А если это цельный кусок, то за килограмм можно несколько тысяч долларов получить.

Поэтому маржа может быть самая разная и рентабельность вообще. Если какой-нибудь житель села копает лопатой в лесу, то это низкая доходность. Он может ничего не выкопать, или зарабатывать копейки, которые ему будут вместо зарплаты. А если человек копает-копает и выкопал кусок, в котором, например, доисторическая ящерица замёрзла, то он может продать его за несколько тысяч. В этом случае покупаются джипы, строятся коттеджи и так далее.

Это в некотором роде лотерея, как клондайк, Дикий Запад. Но если говорить об организации этого бизнеса, то доходы очень высокие. Если они получают хорошее месторождение, где много янтаря, они помпой его вымывают. Расходы на техническую часть производства ничтожны: есть мотопомпа, в которую заливается соляра. Сама мотопомпа стоит несколько тысяч долларов, как правило, это переделанный двигатель от какого-нибудь старого «мерседеса», который занимается прокачкой воды. И если там есть рабочие в бригадах, они тоже получают фиксированную плату за смену. А так в основном приходится платить милиции, цена «билета» варьируется, всё зависит от ряда факторов, опять же по месторождению. В разных областях есть разные месторождения, есть очень перспективные, есть те, которые долго эксплуатируются. Там всё стоит дешевле. Я знаю, что по Ровенской области в некоторых районах люди платят по 300-500 долларов, а есть выше. В Житомирской области, как раз Олевский район – это одно из мест, которое начало осваиваться недавно. Там его еще не освоили, и предстоит самое главное —разрабатывать залежи. Масштабы огромные! Название самого месторождения – «корабель» (село Обыще рядом находится). И вот этот на сленге "корабель" (не знаю, кстати, почему так называется) он грандиозные масштабы имеет: несколько футбольных полей. Снимали его с дрона, там нет деревьев, всё выпилено, прорыты каналы, всё это размыто мотопомпами, превращено в болото. Там они целый город построили. Леса. Нужно заехать на самый север Житомирской области, там такая глушь абсолютная... И вот в этих глухих лесах находится это урочище, это нелегальное месторождение. Но это не значит, что если оно там далеко, то о нём никто не знает. О нём знают все прекрасно, там действует город, в котором работают тысячи людей. Нет точной статистики, но это тысячи людей действительно. У них там деревянный частокол, это в чём-то напоминает поселение викингов, как их в учебниках истории рисовали, или каких-то древних славян, только не хватает идолищ высеченных, какой-нибудь статуи Перуна. Там есть кафе, в котором пластиковые столики, дискотека, то есть люди там же работают, там же живут, там же пьют-отдыхают. Когда мы туда попали в 2015-м году, мы видели, как ехала "газель", груженная напитками, пивом, они завозили еду для себя. В том-то и дело, что когда мы вместе с Автомайданом попадали на это месторождение, туда тут же по звонку, когда поднялся "кипиш", приехал начальник милиции области, приехал губернатор Житомирской области. Такая делегация. Они смешно прыгали в своих костюмах через лунки, ходили, цокали языками, делали вид, что они ничего этого не знают.

Допустим, что тогда у них получилось "упасть на дурачка" - один раз можно. Но сейчас-то, если мы там были вместе, туда приезжали телеканалы, все это показывали. Рассказывать сейчас, что они не знают, что это работает там, это неправда.

Со времени первых расследований по поводу всего этого бизнеса власть так ничего существенного и не предприняла?

Во-первых, расследования выходили задолго до материалов этих лет. Сейчас это стало более раскручено, стали больше об этом говорить. Почему? Наверное, потому что власть поменялась. Если раньше, при Януковиче, были более жесткие поводы его критиковать, то, когда власть поменялась, она как бы сказала: «Мы не такие, у нас нет коррупции, у нас проводятся реформы". Почему янтарная история вызывает такой резонанс? Потому что она выглядит попранием всех тех деклараций, которые президент, Кабмин и Рада декларировали на начальном этапе своего существования. И это выглядит плевком в лицо всей стране, этим реформам и гражданам, и журналистам. То есть абсолютно всем, кто говорит об этой проблеме. Потому что все они прекрасно знают, что установить с помощью дронов или обычных бесплатных спутниковых снимков из "гугла", где находятся эти «клондайки", не составляет никакого труда. Всё это прекрасно известно, установлено. Просто никто с этим не борется, никто этим не занимается. Естественно, ничего за последние годы не было, кроме деклараций и пустых обещаний остановить этот бизнес. Ничего не было сделано.

После последних двух перестрелок в Ровенской и Житомирской областях, которые многие связывают с попыткой передела рынка, кто будет "крышевать" добычу на конкретном участке? В социальных сетях говорят разное: кто-то предлагает вводить Национальную гвардию в эти области. А на ваш взгляд, есть ли какая-то схема, которая позволила бы навести порядок в этой сфере?

Безусловно, есть. Нацгвардию уже вводили, естественно, это не помогало. Потому что Нацгвардия подчиняется тем же министрам, той же власти, поэтому она не может ничего выполнить, если есть коррупционная вертикаль и на самом верху люди получают чемоданы с деньгами, то Национальная гвардия будет просто охранять эту систему. Она её не поменяет. Во-вторых, это неэффективно. Когда мы приезжали, мне местные представители власти, активисты не раз говорили, что нужно вводить войска, масштабы проблемы грандиозны, тысячи людей это делают. Но вы же не введете Нацгвардию в леса? Придётся контролировать огромные пространства. Огромное количество людей задействовать. Достаточно сделать одну вещь — просто легализовать этот бизнес. Точно так же, как идёт вырубка леса, - это тоже легализовано. Легализована добыча глины, песка, угля, железной руды, чем янтарь отличается от других драгоценных камней и полезных минералов? Да ничем абсолютно! Это такое же полезное ископаемое. Но именно благодаря ситуации, когда нет закона, не легализована эта деятельность, старатели находятся в положении преступников. И соответственно, вся система действует "в тени", все платят взятки. Но мы понимаем, что в тот день, когда будет легализована эта ситуация, будет принят закон о старателях или какой-то нормальный закон о тех же кооперативах будет подогнан под интересы добытчиков янтаря, они смогут действительно легко получать эти лицензии, получать земельные участки и работать на них, исчезнет вот эта система "обилечивания". Никто не будет давать "билеты", платить за эти помпы полиции, прокуратуре, местным властям - не будет этого. Люди просто будут те же деньги, например, 500 долларов в сутки, которые они платят за помпы, платить в кассу. Приходить в райадминистрацию, получать официальную платёжку и говорить: «Я налогоплательщик, я заплатил деньги в бюджет, с меня никто не имеет права ничего спрашивать». Но, конечно, никто не хочет терять эти деньги, поэтому они не будут это легализовывать. Это уже понятно. Два последних года об этом говорят, обещают легализовать, рассматривали несколько законов... Все они изначально сделаны так, чтобы они не работали. С огромными недостатками, взять тот же закон Розенблата. Если хотя бы это приняли! Но даже этого нет, потому что они даже не хотят вступать на эту дорожку. Они всего лишатся. Поэтому они врут постоянно, что вот-вот мы сейчас рассмотрим этот закон, он будет принят, вынесен на голосование. Нет, это не так, его не примут. Есть много способов легализовать, просто нет желания.

Ведущий Павел Казарин