Южная Осетия поменяла название

Южная Осетия поменяла название — 

теперь она будет называться Государством Алания. Референдум 9 апреля по этому вопросу поддержали 80 процентов избирателей отколовшейся от Грузии республики.

Материалjam-news

9 апреля 2017 года почти 80 процентов избирателей Южной Осетии высказались за то, чтобы Южная Осетия носила официальное название Государство Алания. Это произошло на референдуме, который проводился одновременно с президентскими выборами.

История и современная мода

Справка JAMnews:
Аланы – ираноязычные племена, которые в 4 веке в предгорьях Кавказа образовали государство, просуществовавшее до 13 века. Затем эти территории захватили монголы. Аланы были вынуждены укрыться в горах Кавказа. Потомками аланов многие историки считают современных осетин, отмечая при этом, что следы влияния аланов заметны в культуре и других народов Кавказа. Первой название «Алания» официально закрепила за собой Северная Осетия, ставшая Республикой Северная Осетия-Алания.

В столице Северной Осетии Владикавказе слова «аланы» и «Алания» встречаются часто; чаще всего — на рекламных плакатах, например, извещающих жителей о предстоящих концертах фольклорных ансамблей.

 Но также и на стенах местного стадиона, на котором выступала раньше владикавказская «Алания». Теперь это часть истории — в прошлом году «Алания» вернулась к своему историческому названию «Спартак».

Но интерес ко всему, связанному с наследием аланов, здесь искренний.

Например, пожилой художник Олег, торгующий картинами в центре Владикавказа, охотно расскажет вам, как далеко заходили предки нынешних осетин в своих походах. По его словам, аланские корни имеют названия российских рек Дон и Донец, а также европейского Дуная.

Молодежь не отстает от старшего поколения и к теме поиска исторических корней относится вполне серьезно.

фото: JAMnews, Жанна Тарханова, Владикавказ

По отзывам местных молодых людей, получивших образование в Москве или в западных странах, в первую очередь, их заботит сохранность родного языка - еще и потому, как они объясняют, что материальными объектами осетинская история не богата.

 Родной язык у осетин за последние десятилетия стал языком улицы и домашнего общения. Все более важные функции взял на себя русский. Поэтому задача сейчас – сделать осетинский модным.

В менее просвещенных слоях общества отношение к аланской идее выработано стандартное:

Владислав Кузаев, житель Владикавказа. JAMnews,Тамара Агкацева

В целом идея создания «Государства Алания» на территории Южной Осетии особого понимания в Осетии Северной не находит. Ни у кого – ни у молодых, ни у старых, ни у интеллектуалов, ни у людей физического труда.

Люди с жизненным опытом, не ожидающие ничего хорошего от затей начальства, когда начинаешь обсуждать с ними референдум в пользу Алании, предлагают такое, например, объяснение: это все для того, чтобы бюджет получить на новые паспорта, штампы и печати.

Молодые люди при попытке обсудить с ними эту тему, страшно смущаются – неудобно же сказать, что ты впервые об этом слышишь – и в конце концов находят подходящий ответ: «Вообще-то у нас сейчас сессия».

Конкуренты

На право называться потомками аланов есть на Северном Кавказе и другие претенденты.

фото JAMnews, Тамара Агкацева

Достаточно отъехать недалеко от Владикавказа и пересечь границу с Ингушетией, чтобы увидеть недавно возведенные Аланские ворота. Заказчик и идейный вдохновитель объекта – мэр Назрани Беслан Цчоев, большой поклонник аланской идеи.

фото JAMnews, Тамара Агкацева


Мощное кирпичное сооружение, стоящее в чистом поле посреди дороги. Красивое, но несколько типовое – не вполне понятно, что в нем именно аланского. Поставь такие ворота под Воронежем, они будут символизировать возвращение к славянским корням, под Казанью – к татарским.

Есть свой взгляд на проблему аланов и их наследия еще у других кавказских народов – карачаевцев и балкарцев.

Мы аланский народ и аланские храмы наши. Отнимите их у нас, и мы перестанем быть аланами, потеряем всю свою многовековую героическую историю и станем манкуртами, т.е. людьми без рода и племени— это цитата из доклада бывшего председателя Конгресса карачаевского народа Казбека Чомаева.

Некоторое время назад в Северной Осетии разгорелись страсти (не переходящие, правда, границ приличия) по поводу «аланской» песни, исполненной кабардинским певцом Омаром Отаровым. Песня ставит своей целью доказать, что настоящие аланы – это кабардинцы.

Эта песня получила рекордное число статусов в популярной в Северной Осетии Facebook группе под названием «Магас и Дедяков» (названия двух старинных аланских городов). Группа посвящена научному обсуждению темы аланов, их происхождения и современных наследников.

“В тексте реально есть только один куплет (из 20-ти), где нет слова «алан». Это просто смешно. Ученые чуть ли не каждое косвенное упоминание алан собирают по крупицам, а тут через слово «алан», «алан», «алан» — и ноль внимания со стороны академического мира,” - пишет один из пользователей в эту группу.

Вообще тема аланского наследия вызывает в обществах на Северном Кавказе двоякую реакцию.

С одной стороны – искренний интерес. Это попытка найти идеологическую опору в собственных исторических корнях после того, как исчезли все химеры советской эпохи.

С другой – очень скептический взгляд на то, как пытаются спекулировать на этой теме политики.

Грузия к идее о переименовании Южной Осетии относится подчеркнуто сдержано, грузинский МИД несколько раз назвал референдум нелегитимным и не имеющим правового влияния.

“Попытка поменять название на “Южная Осетия - Государство Алания” предпринимается для того, чтобы оно было похоже на название субъекта Российской Федерации”, - заявил министр иностранных дел Грузии Михаил Джанелидзе, выступая на заседании Совета безопасности ООН в конце февраля, - это продолжение оккупационной политики России”.