Зачем Супрун отменяет бахилы и флюрографию и что об этом думают врачи
Громадское рассказывает, как это — жить по правилам Супрун и что об этом думают украинские врачи.
Мочите Манту, открывайте форточки в маршрутках и не используйте перекись водорода для заживления ран — такие советы дает на своей странице в Facebook исполняющая обязанности министра здравоохранения Украины Ульяна Супрун. Ее последний пост на эту тему собрал 10 тысяч лайков и почти 5 тысяч перепостов. В нем Супрун призывает клиники отказаться от бахил для посетителей.
«Никогда не понимала, почему во многих украинских больницах всех посетителей заставляют одевать бахилы. Иногда даже категорически запрещают заходить без них в медучреждение. Кроме того, бахилы обычно не бесплатны — их предлагают приобрести в ближайшей аптеке», — возмутилась Супрун. Позже она призвала присоединиться к флешмобу #бахилы_в_прошлом и предложила клиникам, которые отказались от бахил для посетителей, «поделиться хорошим примером».
Ульяна Супрун возглавляет украинский минздрав с 2016 года. Она училась и работала в США до 2009 года, в 2013 году, во время Евромайдана переехала в Украину и начала заниматься общественной деятельностью.
Под ее руководством министерство разработало медицинскую реформу, которую утвердил парламент. Она подразумевает, что с 2018 года в Украине вводится институт семейной медицины, когда каждый украинец должен выбрать себе семейного доктора. Из государственного бюджета будет оплачиваться только первичная медицинская помощь, а также экстренная и паллиативная (так называемый гарантированный пакет медицинских услуг).
Супрун активна в соцсетях. На своей Фейсбук-странице она регулярно рассказывает о новостях медреформы и медицины, а также борется с традиционными мифами, распространенными в постсоветских странах. Громадское рассказывает, как это — жить по правилам Супрун и что об этом думают украинские врачи.
Мифы и опровержения
5 апреля 2018 на странице Ульяны Супрун в Facebook появился пост, в котором она призывала украинцев не бояться сквозняков. «Наконец наступила весна. А вместе с ней и извечный спор: те, кому хочется вдохнуть весеннего воздуха, чаще открывают окна, а те, кто боится простудиться, настаивают оставить все закрытым, потому что может быть сквозняк», — написала Супрун и тут же «расставила все точки над і»: сам по себе сквозняк не опасен, а потому избегать его не нужно. Наоборот, чем больше человек находится в закрытом помещении, тем более уязвимым он становится.
Супрун «отменила» два диагноза: «дисбактериоз» и «вегетососудистую дистонию». «Это большой советский миф, который родился при отсутствии доступа к базе источников доказательной медицины. Дисфункция вегетативной нервной системы не может быть заболеванием сама по себе. Она возникает вторично, как следствие другой болезни которую нужно лечить. И выявить ее невозможно, просто поставив диагноз ВСД и отправив пациента домой», — утверждает Супрун.
И. о. министра здравоохранения Украины Ульяна Супрун во время посещения лечебно-диагностического комплекса Национальной детской специализированной больницы "Охматдет", в Киеве, 26 апреля 2018 года.Фото: Владислав Мусиенко/POOL/УНИАН
Манту можно мочить — вода не проникает под кожу, куда вводится инъекция; перекись водорода не заживляет раны, соду не нужно использовать для лечения — так можно только навредить; а сидение на холодном не приводит к циститу — оно всего лишь вызывает ощущение дискомфорта и приводит к более частому мочеиспусканию.
А одним из самых спорных предложений Супрун стал ее пост об отмене ежегодной флюорографии — она назвала этот метод неэффективным.
«Флюорография позволяет выявить только развитые формы заболевания. На ранней стадии болезнь не приводит к изменениям в легких, поэтому даже если пациент уже инфицирован, флюорография этого не покажет», — объяснила свою позицию Супрун. Она предложила заменить флюорографию анкетированием, а по его результатам, врач сам уже решал бы — отправлять пациента на дополнительные процедуры (например, флюорографию) или нет.
Громадское расспросило врачей, что они думают о разоблачениях Супрун.
Максим Ионов, врач неотложных состояний, экс-глава Общественного совета МОЗ (2015-2017)
Я считаю, что это совершенно не функция министерства, тем более, его руководителя — на фейсбуках развенчивать мифы.
Вот, например, миф про перекись водорода — полмира ей пользуется, а у нас оказывается это миф [заживляющие свойства перекиси]. У нее [Ульяны Супрун] и ее команды идут ссылки на доказательную медицину. То есть, то, что не подтверждено доказательной медициной и клиническими опытами, априори вне закона. Но я с этим не согласен — если что-то доказано опытом врачей и их профессиональной деятельностью, это вполне применимо. Что касается диагнозов — то и дисбактериоз и ВСД присутствуют у энного количества нашего населения. Согласен, что не совсем правильно называть это «диагнозом» — скорее всего, это синдром, но все равно он есть, как его не назови.
Есть такое направление в минздраве, оно отвечает за общественное здоровье. Там и должны этим заниматься — профилактикой, просвещением, популяризацией здорового образа жизни и, в том числе, развенчанием таких заблуждений. Но не государственный деятель должен это делать. Ему нужно рассматривать более важные вопросы, например: эпидемия кори, нехватка вакцин, зарплата врачей и доступность к врачам, сельская медицина. Поэтому я, если честно, очень разочарован.
Анна Марченко, врач-фтизиатр, консультант украинской Общенациональной горячей линии по вопросам туберкулеза и ВИЧ/СПИД
То, что делает госпожа Супрун — это хорошо в плане просвещения населения. Например, дискуссия по поводу пробы Манту связана с недостатком знаний. Все дело в том, что ее путают с пробой Коха или Пирке, которые уже давно не проводятся и именно они могли дать ложный результат от влияния воды, так как эти пробы как раз и проводились накожно, в отличии от внутрикожной Манту.
А вот с флюорографией все намного сложнее. После отмены флюорографии нам всем грозит бесконтрольное распространение туберкулеза в Украине и еще более позднее его выявление. Предлагаемый скрининг путем анкетирования не позволит вовремя выявить такое серьезное заболевание, так как в начале пациент не отмечает у себя каких-либо симптомов. Вся печаль этой истории в том, что все это делается для экономии бюджета.
Я не против нововведений. Главное, чтобы они не нарушили или ухудшили жизнь простых граждан.
Ирина Быкова, главный врач клиники семейной медицины ilaya Family
Это неплохая инициатива, потому что сегодня нужно повышать знания населения в таких, вроде бы элементарных вопросах. Медицина давно ушла вперед и кто-то должен этим заниматься. Если бы не Супрун, а кто-то другой этим занимался, было бы тоже неплохо. Но потому как никто этим не занимается, это делает Супрун.
Считаю, что это действительно развенчание мифов с точки зрения доказательной медицины, с точки зрения современных европейских практик. Я не увидела в ее постах, в ее комментариях каких-то нелепиц. У нас ангажированное и ничем не подтвержденное мнение даже у медиков. Мы привыкли думать, что если посидеть на холодном, то можно заболеть циститом. Но ведь природа цистита совершенно другая и она не связана с сидением на холодном. Ну и все остальные комментарии — насчет пробы Манту, сквозняков, тоже абсолютно правдивы.
Я не буду утверждать на сто процентов, но я думаю, что врачи повторяют эти мифы по привычке, потому что так всю жизнь было, а не потому что они знают современные доказательные методы. Почему сейчас происходит так, есть ли научные исследования, что они говорят. Они не знают ответа на этот вопрос. Если бы знали, говорили бы так как Супрун.
- Поделиться: