Александр Дмитрук

16 января Верховная Рада может утвердить проект «Закона об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины над временно оккупированными территориями в Донецкой и Луганской областях». В так называемом законе о реинтеграции Донбасса есть 637 поправок, некоторые оказались спорными для общественности и экспертов.

В Киеве обсудили недостатки проекта, а также пути их решения.

Громадское приводит основные положения, которые обсуждали во время пресс-конференции в Украинском кризисном медиа-центре.

Позиция правозащитников

Председатель правления общественной организации «Восток-SOS» Александра Дворецкая отметила, что правозащитники выступают с требованием отправить законопроект №7163 на повторное второе чтение. Основная причина — предоставление Вооруженным силам Украины, правоохранителям и другим органам, которые находятся в зоне конфликта, более широких полномочий без возможности их контролировать.

Также, по словам Дворецкой, в законе много неопределенных терминологий и территории, где закон будет применяться. В частности, беспокоит вопрос, что такое «зона безопасности».

Кроме того, правозащитников волнует ограничение доступа гуманитарных организаций, журналистов и правозащитников. Это может ухудшить гуманитарную ситуацию в зоне конфликта и не будет способствовать реинтеграции Донбасса.

«Законопроект содержит больше рисков, чем условных положительных моментов — до первого чтения закон был лучше, чем после обработки... Президент должен проявить волю, ветировать его и вернуть в парламент на второе чтение, чтобы вернуть в закон основную идею и не ограничивать права и свободы человека», - говорит Дворецкая.

Общественное мнение

Директор Фонда «Демократические инициативы» Ирина Бекешкина представила результаты опроса в Украине по закону о реинтеграции Донбасса.

По ее словам, общественное мнение по поводу закона стабильно: большинство (49%) считают, что ради мира надо соглашаться на компромиссы и лишь небольшая доля (18%) считает, что мир на Донбассе можно установить силой.

Во всех регионах поддерживают введение миротворцев ООН на Донбасс и возобновление выплат жителям на оккупированных территориях. «Люди не хотят отсечь Донбасс», - говорит Бекешкина.

Вопрос, который разделяет регионы — получение летального вооружения от США: на востоке и в южных регионах не разделяют этой позиции.

Большинство людей не поддерживают предоставление президенту полноты полномочий по управлению ВСУ, Нацгвардией и другими силовиками. Это поддержали лишь 19% опрошенных. «Люди опасаются, что какая-то власть, особенно военная, перейдет в одни руки», — подчеркнула она.

Вопрос введения военного положения

Речь не идет о введении военного положения, отмечает Дворецкая. Согласно закону, ожидается завершение АТО и введение нового — отдельно прописанного режима, который вызывает опасения из-за возможных нарушений прав человека.

В то же время беспокоит факт, что АТО не может быть отменена этим законом, поскольку не было отдельного закона о введении АТО. Вероятно, операция будет отдельно отменена президентом Украины.

Политические риски в законе

Аналитик общественной сети «ОПОРА» Александр Клюжев считает, что депутатам надо продолжить работу над законопроектом.

«Он сырой в вопросах, по которым на оккупированных территориях могут быть приняты определенные нормы, которые не будут работать или будут искажены», — говорит Клюжев.

Кроме того, законопроект имеет политические риски — у политсил остается беспокойство, что президент может бить наделен полномочиями, которые не предусмотрены Конституцией.

Если закон примут в таком виде, он будет оспариваться с разных сторон и его эффект сойдет на нет, ​​потому что документ будет поставлен под сомнение.

Признание России агрессором

Журналист Алексей Мацука считает, что в законопроекте было бы целесообразно выделить два трека, которые упростили бы его восприятия.

Первый — об определении статуса России в войне на Донбассе, нужно задекларировать роль России в конфликте, определив ее страной агрессором. Второй трек — вопрос оккупированных территорий и их населения должен быть отдан Министерству по вопросам оккупированных территорий.

Распределение нужно, чтобы четко разделить сферы решения проблем и прекратить дискриминацию населения с оккупированных территорий и переселенцев.

«Донбасс — это не Троянский конь, не дикое поле, это полноценный украинский регион, который живет общенациональной жизнью», — Мацука.

15 января председатель Верховной Рады Андрей Парубий заявил, что во вторник, 16 января, Рада может рассмотреть законопроект о деоккупации Донбасса.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Обновленный проект деоккупации Донбасса: новое название АТО, обязанности агрессора и полномочия силовиков

Напомним, что Верховная Рада в первом чтении поддержала закон №7163 Петра Порошенко «Об особенностях государственной политики по обеспечению государственного суверенитета Украины над временно оккупированными территориями в Донецкой и Луганской областях в первом чтении».

Позже общественные организации требовали обнародовать текст законопроекта «О деоккупации», который уже рекомендовали Верховной Раде по результатам рассмотрения.

Поделиться: