Новый закон об импичменте президента не имеет смысла, так как осталась конституционная процедура, которая фактически делает невозможным отстранение главы государства от должности.

Об этом в эфире программы «Нині вже» («Прямо сейчас») на hromadske заявил эксперт по конституционному праву Сергей Панасюк.

По его словам, в положениях нового закона почти все то, что есть в регламенте.

«Он где-то в 80% говорит все то же, что и регламент. Если что-то решили со следственными комиссиями, то у нас было бы три нормативных акта, которые так или иначе что-то регулируют. Но люди добрые, нет никакой разницы, что сегодня проголосовали», — отметил он.

Панасюк напомнил, что конституционная процедура, во время процедуры импичмента предусматривает голосование Рады сначала простым большинством, затем двумя третями, затем необходима поддержка Верховного и Конституционного судов, а окончательно отстранить от должности президента можно только 3/4 голосов от состава парламента.

«Он (закон — ред.) мертв из-за конституционной процедуры, а не из-за плохого законодательства. Я думаю, надо было менять Конституцию. Если хотели с депутатов снять неприкосновенность, то внесли изменения в Конституцию, а что же теперь?», — добавил он.

Аналитик организации «Центр UA» Назар Заболотный также считает, что без изменения конституционной процедуры любые законы об импичменте не имеют смысла.

«Простой пример из жизни, когда Янукович уже убежал, его все равно не устранили в порядке импичмента, сделали это какими-то окольными путями. То есть, человека уже нет в стране, как нет ничего, что сдерживало бы парламент, но импичмент не применяется. По-хорошему, надо было вносить изменения в Конституцию», — сказал он.

Напомним, 10 сентября Рада приняла в первом чтении законопроект об импичменте президента, а через несколько минут поддержала документ окончательно. Ни одна из фракций кроме «Слуги народа» не поддержала его.

Что предусматривает принятый закон:

  • Верховная Рада может устранить президента Украины с поста в порядке импичмента исключительно в случае совершения им государственной измены или иного преступления.
  • Основанием для инициирования импичмента является письменное представление, подписанное большинством народных депутатов Украины от конституционного состава Верховной Рады (более 225 депутатов), подписи которых не отзываются
  • Решение об инициировании импичмента и включении его в повестку дня сессии Верховной Рады как безотлагательного также должны поддержать более 225 депутатов.
  • В случае включения вопроса об инициировании импичмента в повестку дня Верховная Рада создает специальную временную следственную комиссию для проведения расследования факта и обстоятельств совершения президентом государственной измены или иного преступления.
  • Со своей стороны президент может пользоваться в процедуре импичмента услугами защитников.
  • Пленарное заседание Рады, на котором рассматриваются выводы и предложения комиссии, должно быть открытым, за исключением случаев, когда озвучивается информация, которая составляет государственную тайну.
  • В случае принятия решения об обвинении президента Верховная Рада должна обратиться к Конституционного и Верховного судов.
  • Если Конституционный и Верховный суд признают, что деяния, в которых обвиняют президента, содержат признаки государственной измены или иного преступления, Верховная Рада принимает решение об отстранении президента Украины с поста в порядке импичмента.
  • Решение считается принятым, если за него проголосовали не менее 3/4 народных депутатов Украины, от конституционного состава Верховной Рады, то есть более 300 депутатов.
  • Если для принятия постановления об импичменте не хватает голосов, спикер от имени парламента извиняется перед президентом.
  • Отставка президента по собственному желанию является основанием для прекращения процедуры импичмента на любой стадии, а также для закрытия соответствующих производств в Конституционном и Верховном судах.
Поделиться: