Замерли в ожидании обмена: кого могут вернуть из плена «республик» в новогодние праздники

Шансы на обмен до Нового года, который анонсировали после переговоров в «минском формате» 23 декабря, есть. Но окончательных договоренностей и дат еще нет. Сейчас заключаются окончательные списки, на которые должны согласиться обе стороны. Последние данные, о которых говорят публично — 53 человека готова отдать Украине самопровозглашенная республика «ДНР», и до 30 человек — «ЛНР». Окончательное количество людей, которые вернутся домой, будет известно только в день обмена, так как представители украинской стороны в гуманитарной подгруппе в Минске (а именно там решается вопрос обмена), в частности Валерия Лутковская, отказываются комментировать переговорный процесс до того, как обмен произойдет — «чтобы не навредить».
«Мы сможем, наконец, забрать из незаконного содержания под стражей тех наших ребят, которых не смогли забрать в декабре 2017 года... Я очень надеюсь, что в ближайшее время мы сможем это сделать. Мы окончательно дошлифовываем списки для того, чтобы максимально быстро, до конца этого года, осуществить эту процедуру одновременного освобождения», — говорила Валерия Лутковская на пресс-конференции 23 декабря после достигнутых договоренностей.
Но уже на следующий день адвокат россиян, которых тоже должны обменять, Валентин Рыбин говорил о том, что обмен на грани срыва из-за исключения украинской стороной из списков экс-беркутовцев, на которых есть запрос со стороны «ЛНР» и «ДНР», хотя они не имеют отношения к боевым действиям на Донбассе.
Пока все замерло в ожидании, hromadske хочет напомнить, кого на подконтрольной Украине территории ждут из плена и незаконных заключений родные. Мы подчеркиваем, что это не все фамилии заключенных людей и мы не знаем точных списков людей, которые могут вернуться. О многих мы не знаем, некоторые находятся в неволе на территории Российской Федерации, некоторые в аннексированном Крыму. И их освобождения тоже ждут.
По официальным данным СБУ, 227 человек находятся в тюрьмах самопровозглашенных «республик». По данным Офиса омбудсмена, в российских тюрьмах остаются 113 заключенных (идентифицированных), из них 89 — крымские татары.
ОБНОВЛЕНИЕ: Вечером 26 декабря в самопровозглашенной «ДНР» заявили, что обмен состоится 29 декабря в формате 87 на 55 человек. Днем 28 декабря Владимир Зеленский подтвердил дату обмена.
Сергей Глондар и Александр Кориньков
Спецназовцы Сергей Глондар и Александр Кориньков попали в плен 16 февраля 2015 года. Это были последние дни «Дебальцевского котла». По словам родных, в тот день они сопровождали колонну с ранеными и убитыми бойцами ВСУ через «коридор», но попали в засаду.
Они из тех, кто дольше находятся в плену самопровозглашенной «ДНР». Их удерживали в Макеевской колонии. Александр Кориньков попал в плен почти сразу после свадьбы. У Сергея Глондара двое дочерей, младшей еще даже не видел, потому что попал в плен до ее рождения.
Екатерина Глондар и Юлия Коринькова, жены спецназовцев, постоянно приезжают на акции в Киев, пикетируют посольство Российской Федерации, ночуют под администрацией президента, встречаются с представителями власти, сотрудниками СБУ, участниками переговорного процесса. Накануне переговоров в Минске 16 декабря Коринькова, Глондаря и еще одного пленного Богдана Пантюшенко показали в сюжете российского канала «Россия-1».

Богдан Пантюшенко
Танкиста Богдана Пантюшенко взяли в плен во время боев у поселка Спартак вблизи Донецкого аэропорта в январе 2015 года. Военный с позывным «Броня» был мобилизован в 1-ю отдельную танковую бригаду в 2014-м. Во время боев у Донецкого аэропорта боевики подбили его танк, экипаж попал в плен. Его жена Виктория не видела мужа уже пять лет. Перед пленом они прожили вместе всего год.

Роман Онищук
Военный 24-й отдельной механизированной бригады. В плену самопровозглашенной «ЛНР» с 15 июня 2015 года. Как рассказывает его мать, Галина Онищук, он «выполнял боевую задачу» — так ей ответили в Министерстве обороны на вопрос о том, как сын попал в плен.
Роман днем ехал из Северодонецка через населенный пункт Боровское в свое подразделение на такси. Онищук якобы из машины увидел человека в маске с оружием, по ним начали стрелять. Машина пыталась развернуться и уехать, но затем появились еще два человека в камуфляже. Нападавшие схватили военного и забрали с собой, водителя такси отпустили, он и сообщил в полицию.
Романа искали три года. Он считался пропавшим без вести, пока весной 2018 года в самопровозглашенной «ЛНР» признали, что он содержится у них. Но точное местонахождение сына мать до сих пор не знает.

Сергей Иванчук
Начальник инженерной службы 8-го полка спецназначения с позывным «Фугас». Попал в плен 5 февраля 2017 года вместе со своим подчиненным, сержантом Иваном Деевым. Его жена Виктория рассказывает журналистам, что в тот день к ней пришел товарищ мужа и позвал на разговор. Он сообщил, что Сергей не выходит на связь и он попал в плен самопровозглашенной «ЛНР».
10 марта появилось видео с допросом Сергея, позже тоже были видео, где мужчина уже был одет в тюремную робу. Позже так называемый суд «ЛНР» «приговорил» Сергея Иванчука к 20 годам заключения.
Дома Сергея ждет жена и двое дочерей. Виктория говорит, что рассказала детям правду, что папы удерживают против его воли.

Станислав Асеев
Украинский писатель, журналист и блогер, член Украинского ПЕН. Автор романа «Мельхиоровый слон, или Человек, который думал». Под псевдонимом Станислав Васин работал журналистом в неподконтрольном Украины Донецке.
Его задержали в мае или июне 2017 года. Сначала в самопровозглашенной «ДНР» об этом не сообщили, и родные начали его искать. Позже в «республике» признали, что задержали Асеева. 22 октября его «приговорили» к 15 годам тюрьмы.
Международным организациям отказали в визите к Станиславу Асеева. На подконтрольной Украине территории его друзья и коллеги устраивают акции поддержки, напоминают о его заключении и издали книгу рассказов «В изоляции. Публикации о Донбассе».

Олег Галазюк
Олег Галазюк родом из неподконтрольного сейчас Тореза. Кандидат философских наук, преподавал в университете, писал колонки о жизни в оккупированном городе для «Радио Свобода» под псевдонимом Мирослав Толковый.
Не скрывал проукраинской позиции, уже один раз был в плену. Затем его выпустили. Галазюк на время уехал из дома, но потом решил вернуться.
В августе 2017 года он написал, что поехал жить в Мариуполь. Но в декабре 2017 года, когда состоялся большой обмен пленных, он через освобожденного пленника передал записку о том, что его задержали и держат в СИЗО Донецка.
Тогда его знакомые и родные написали заявление в полицию и Службу безопасности Украины, его фамилию включили в обновленный списков на обмен.
К Галазюку не пускают даже представителей международных гуманитарных организаций. Его родные разрешили публиковать его имя в ежегодном отчете Мониторинговой миссии ООН по правам человека.

«Ясиноватские диверсанты»
Семерых несовершеннолетних — Владислава Пазушка, Максима Солодовникова, Богдана Ковальчука, Дениса Хмеленка, Ярослава Миронова, Арсения Белавина и Дениса Коваля — в самопровозглашенной «ДНР» «приговорили» к 10-15 годам заключения.
Задержали их в сентябре 2016 года и обвинили в террористических актах, подрывах автомобилей, диверсиях. По сообщениям «МГБ ДНР», несовершеннолетних жителей Ясиноватой якобы завербовал представитель украинской спецслужбы с позывным «Алмаз». Организовал якобы всех Богдан Ковальчук, которому этот «Алмаз», по сообщениям боевиков, передал материалы для изготовления взрывчатки и 5 тыс. грн ($217) вознаграждения.
По версии боевиков, ребята причастны к подрыву железнодорожного пути в Ясиноватой в феврале 2016 года. Также самопровозглашенное «министерство безопасности» выложило видео признание несовершеннолетних ребят. Также опубликовано видео обысков в домах подростков, на котором люди в масках «находят» взрывчатку, завернутую в пакеты.

Александр Марченко
В 2014 году Александр Марченко отвез свою машину на СТО в Донецке. Из-за начала войны из ремонта машину он так и не забрал и уехал. А вернулся только в 2018-м. Знакомый рассказал ему, что его машиной все это время пользовался какой-то мужчина, который уже убежал из города. И есть возможность машину вернуть. Марченко рискнул.
В Донецк Александр добирался через Россию. Самолеты Киев — Москва, Москва — Ростов-на-Дону, а дальше переход с российской стороны на территорию, которую контролирует «ДНР». С собой вез документы на машину и номерной знак. Уже 17 декабря был в Донецке.
На следующий день он написал заявление в так называемое «МВД ДНР», в 11 утра позвонил жене и сообщил, что у него все хорошо и он будет ехать на пункт пропуска — это выезд из неподконтрольной части Донбасса в Россию. С 13:00 того же дня Александр больше не выходил на связь.
По словам его жены Екатерины, Марченко вывезли в Российскую Федерацию и обвинили в контрабанде. Об этом она узнала, когда мужчина наконец смог ей передать письмо через консула из Краснодара. Как говорит сейчас жена, Марченко не удается включить в списки на обмен, и она обращается к президенту Зеленского и пишет обращения в различные органы власти Украины.

Сергей Русинов
22-летнего студента Луганского колледжа культуры и искусств Сергея Русинова «приговорили» на неподконтрольной Украине части Луганской области на шесть лет заключения за комментарии и лайки в российской соцсети ВКонтакте, обвинили в «разжигании розни».
По информации Восточной правозащитной группы, Русинова содержат в самопровозглашенной «ЛНР» на территории Славяносербской исправительной колонии №60, что в селе Лозовское Луганской области. На его странице ВКонтакте, где он подписан как «Сережа Простой», в информации «про себя» написано «Люблю маму, хардкор и Украину», а последние сообщения были незадолго до его ареста.

Елена Сорокина
Елена — жительница неподконтрольного Украине Первомайска Луганской области, работала на заводе, но после сокращения открыла зоомагазин. Ни родителей, ни детей, ни близких родственников у Елены нет. Об ее исчезновении в октябре 2018 года узнала ее подруга. Имя подруги не называют из соображений безопасности. Она рассказывает, что исчезла Елена 30 октября. До этого выходила на связь и появлялась в соцсетях, а потом исчезла. У ее крестной были ключи от квартиры, но дома было пусто.
«Первое, что увидели — белье, которое Сорокина сушила на улице. Несмотря на то, что накануне вечером и ночью шел дождь, никто его не снял. Это было странно. Во-вторых, горел свет в комнатах. В-третьих, коты в квартире были испуганы и голодны. И последнее — на столе были вещи из одного из ящиков, возможно, кто-то быстро что-то искал», — так о поисках рассказывает ее подруга.
Затем появилась информация, что Елену в наручниках приводили домой и проводили там обыски. С помощью правозащитников женщине удалось связаться с миссией ООН, оттуда послали запрос в так называемое «МГБ ЛНР». В декабре пришел ответ, что ее задержали по подозрению «в совершении преступления». Какого именно — неизвестно.

Вадим Дреев
Этого жителя неподконтрольного Украине Луганска обвинили в подрыве четырех памятников, в частности — погибшим в боях с украинскими военными боевикам. Вадим 1969 года, у него инвалидность 2 степени. Он исчез в конце апреля 2019 года. Об этом в соцсетях писала его дочь Галина.
Позже, 16 сентября 2019 года, так называемое «МГБ ЛНР» опубликовало видео, на котором идентифицировали Вадима Дреева. На видео мужчина рассказывает, что его завербовали сотрудники Службы безопасности Украины и передали ему взрывчатку. СМИ боевиков акцентировали внимание на том, что Дреев стоит на учете в психоневрологическом диспансере.

Александр Тимофеев
Александр Тимофеев с женой и сыном жил в Донецке. Когда начались боевые действия и в их квартиру начали прилетать обломки, они решили переехать. Сначала уехал сын, потом по работе в Киев переехал и Александр, забрав с собой жену. В Донецке осталась парализованная мать, которая не захотела уезжать.
26 декабря 2017 года супруги поехали в Донецк встретить там новый год вместе с матерью. На блокпосту в Оленевке Александра задержали, сказали, что подозревают в преступлении. В январе появилось сообщение от самопровозглашенного «МГБ», что его задержали за административное правонарушение на 30 суток, потом появились обвинения в шпионаже.
После задержания жене Александра звонили и просили выкуп. Мужчину привозили в дом матери на «следственный эксперимент», там Александр говорил жене, что его удерживают в помещении донецкого культурного центра «Изоляция». После этого жену начали расспрашивать о сыне в Киеве, и она поняла, что надо бежать. Ей удалось выехать на подконтрольную Украине территорию. А в августе 2019 года Александра Тимофеева «приговорили» к 20 годам тюрьмы.
hromadske — независимое медиа, созданное журналистами. Мы сможем рассказать больше историй, если вы поддержите нас. Присоединяйтесь к сообществу друзей hromadske на Спильнокоште.

Валерий Матюшенко
Жил в Комсомольском (теперь Кальмиусское) Донецкой области вместе с ребенком и женой Татьяной. По ее словам, задержали мужчину прямо на улице 15 июля 2017 года. Как ей рассказывали потом свидетели, «на площади ему надели мешок на голову и увезли». Татьяна говорит, что все в городе знали об их проукраинских взглядах.
Три дня было неизвестно, где он. Потом жена узнала, что Валерия обвинили в шпионаже и держат в бывшем здании завода «Изоляция». К ней с обыском приехали из «МГБ» и сказали, что муж «признался». Как рассказывает Татьяна, она привезла в СИЗО продукты для мужа, но там ей сказали, что если она не уберется оттуда, то подозрение объявят и ей. Вместе с сыном она уехала из неподконтрольного Украине города. С тех пор добивается включения имени мужа в списки на обмен.
28 марта 2018 года Валерия Матюшенко «приговорили» к десяти годам тюрьмы.

Марина Чуйкова
Марина Чуйкову задержали 19 марта 2019 года на блокпосту, когда она хотела поехать из неподконтрольной Горловки в Бахмут. По словам ее сына, задержание объяснили тем, что нашли у нее в телефоне номер «какого-то СБУшника». До войны Марина работала в Горловке медсестрой, после начала боевых действий переехала в Харьков, но иногда возвращалась на неподконтрольную территорию к матери, которая отказалась уезжать.
У Марины двое сыновей, они ждут ее возвращения. Говорят, мать есть в списках на обмен, но информации о ней почти нет. Якобы она находится в Донецком СИЗО в камере с еще шестью женщинами. Ее обвинили в шпионаже и 1 октября 2019 года «приговорили» к 11 годам тюрьмы.

- Поделиться: