Зеленский «очень успешно» съездил в Катар. Что президент ищет на Ближнем Востоке?

Визит президента Владимира Зеленского в Катар
Визит президента Владимира Зеленского в КатарОфис президента

Президент Владимир Зеленский отчитывается о крайне успешных результатах своего визита в Катар. Ранее он побывал в Объединенных Арабских Эмиратах. О чем удалось договориться украинскому руководству и зачем нам такое внимание к Ближнему Востоку?

«В рамках этого визита подписано 13 важных межгосударственных документов и два коммерческих контракта, которые привлекут в украинскую экономику миллиардные инвестиции»,комментирует пресс-служба Зеленского визит в Катар.

Среди прочего, стороны обсуждали поставки украинских продуктов питания, возможность поставок сжиженного газа из Катара и привлечение катарских специалистов к добыче газа на черноморском шельфе, а также ряд других сфер.

Самая главная цель Зеленского, как и всегда, — привлечение иностранных инвестиций. Украинские власти рассчитывают на катарские деньги в банковском секторе, для модернизации портов и других объектов инфраструктуры, в развитии «зеленой» энергетики, в гостиничном бизнесе и т.п.

На этот раз в Офисе президента не назвали конкретных сумм, хотя и говорится о привлечении «миллиардных инвестиций». После визита в ОАЭ в феврале у Зеленского отчитались о подписании документов «объемом от 3 миллиардов долларов». О конкретных сферах в эфире hromadske рассказывал экс-министр экономики Тимофей Милованов. А еще раньше был печально известный визит в Оман.

Однако как тогда, так и сейчас, в основном речь идет о меморандумах, а не о коммерческих контрактах, а они вовсе не гарантируют, что такие инвестиции будут.

Подписание документов во время визита президента Владимира Зеленского в КатарОфис президента

Почему Ближний Восток?

Мы спросили у исполнительного директора Центра ближневосточных исследований Игоря Семиволоса, почему же глава государства так рассчитывает на ближневосточные страны.

«Когда-то кто-то сказал им (президенту и его команде, — ред.), что у них море денег, и там можно хорошо поработать», — объясняет он.

Эксперт отмечает, что Саудовская Аравия, Катар и ОАЭ за последние 4-5 лет вошли в пул стран, с которыми Украина активно сотрудничает, и «ситуация довольно неплохая», хотя уровень отношений нельзя сравнивать с тем, какой поддерживается с европейскими странами.

«Важный фактор — продовольственная безопасность, потому что Украина обеспечивает львиную долю продовольственного рынка товаров, и понятно, что этот вопрос выходит за рамки экономического сотрудничества. Это приобретает характер сотрудничества в сфере безопасности», — говорит Семиволос.

В то же время эксперт советует не рассчитывать на существенное увеличение инвестиций из Катара и других стран региона, ведь Украина в этой сфере не особо привлекательна, и чтобы это изменить, надо провести соответствующие реформы и установить правила игры.

«Понятное дело, что в этих странах есть люди, бизнес, которые могут рисковать и приходить к нам, где нет четких правил. Но если говорить о каком-то серьезном прорыве, то это отдаленная перспектива, и в значительной мере она зависит от того, как Украина приблизится к ЕС», — объясняет Семиволос.

На вопрос, что, возможно, у Зеленского думают, что инвесторов с Ближнего Востока будет легче «заманить», чем из США и ЕС, он ответил: «Я очень сомневаюсь, они же не дураки... Можно мечтать о каком-то потоке нефтедолларов от арабов, которые якобы не знают, куда деньги девать. Такого нет. За эти деньги идет огромная конкуренция».

В качестве примера Семиволос привел февральский визит Зеленского в ОАЭ: «Рассказывали то же самое. И что, собственно, произошло такого, чтобы можно было говорить, что тот визит как-то серьезно повлиял на отношения? Назовите хотя бы несколько инвестиций?»

Однако если посмотреть с точки зрения украинского бизнеса, улучшение отношений с Катаром и другими странами региона должно быть полезным.

«У нас есть бизнесы, которые выходят на этот рынок, для них улучшение отношений, взаиморегуляции очень важны. Аграрный бизнес, трубы, железо, этот бизнес сам пробивается туда (на рынки Ближнего Востока, — ред.)», — подытожил Семиволос.