WSJ: Катастрофа F-16, в которой погиб пилот Месь, произошла, потому что США не предоставили технологию распознавания врага

Украинский пилот F-16 Алексей Месь
Украинский пилот F-16 Алексей МесьFacebook / Алексей Месь

Член редакционной коллегии издания Wall Street Journal Джиллиан Кей Мельхиор утверждает, что США не предоставили Украине технологию распознавания своих от чужих в воздушном бою. Именно это, мол, привело к катастрофе украинского самолета F-16, в которой погиб пилот Алексей Месь.

Об этом она написала в своей колонке.

Мельхиор ссылается на украинского депутата (вероятно, речь идет о Марьяне Безуглой, которую далее цитируют в материале) и других источниках, которые сказали, что F-16 сбили свои «дружественным огнем». Все потому, что администрация бывшего президента США Джо Байдена не предоставила украинцам технологию, которая помогает наземной противовоздушной обороне отличать своего от врага.

США и их европейские союзники используют тактическую сеть под названием Link 16. С ее помощью в реальном времени можно видеть всех участников сети — самолеты, наземные подразделения, наземные средства противовоздушной обороны и командование.

Обозреватель WSJ пишет, что Link 16 также уменьшает риск для пилотов, работающих в небе, где летают и вражеские ракеты и беспилотники, потому что их наземные коллеги могут различить свои самолеты.

По словам украинской активистки и журналистки, а также соучредительницы Международного центра украинской победы Дарьи Каленюк, на которую также ссылается Мельхиор, на момент прибытия в Украину истребителей F-16 ни они, ни комплексы Patriot не были оборудованы Link 16.

Она объясняет, что Link 16 убрали из «петриотов» для Украины, «потому что никто [не] планировал и не предполагал, что в ближайшем будущем Украина получит F-16». Когда же это произошло, технологию распознавания не вернули в технику, которую отправляли в Украину, хотя сейчас предпринимают усилия для исправления этого, говорят анонимные источники обозревателя.

Она предполагает, что США намеренно не захотели предоставить Link 16, потому что из-за осторожности администрации Байдена там боялись ответа москвы на возможную эскалацию.

Отметим, еще в сентябре прошлого года главнокомандующий Вооруженными силами Александр Сырский заявлял, что результаты расследования авиакатастрофы будут известны вскоре.

Между тем журналисты Breaking Defense со ссылкой на источники в Украине писали, что один из обсуждаемых в украинском оборонном обществе сценариев аварии F-16 — это то, что самолет случайно пролетел через облако обломков после успешного перехвата и уничтожения одной из российских ракет.

Катастрофа F-16

В Генеральном штабе ВСУ 29 августа заявили о потере истребителя F-16. Там рассказали, что американские истребители продемонстрировали свою эффективность, сбив 26 августа четыре крылатых ракеты.

Однако во время захода на цель с одним из самолетов потеряли связь. Позже выяснилось, что самолет потерпел крушение, а летчик погиб. По данным Воздушных сил, в тот день, уничтожив три крылатых ракеты и один ударный беспилотник, погиб летчик Алексей Месь.

В районе падения самолета работает специальная комиссия Министерства обороны, которая выясняет причины аварии. Николай Олещук, который тогда еще возглавлял Воздушные силы ВСУ, писал, что партнеры из США также уже присоединились к расследованию ее причин.

Президент Владимир Зеленский 30 августа уволил генерал-лейтенанта Николая Олещука с должности командующего Воздушными силами ВСУ.

Зеленский прокомментировал свое решение тем, что «на командном уровне мы должны усиливаться и беречь людей, беречь личный состав».

Временным исполняющим обязанности командующего Воздушными силами ВСУ стал генерал-лейтенант Анатолий Кривоножко.

Министр обороны Украины Рустем Умеров заявил, что увольнение Николая Олещука с должности командующего Воздушными силами ВСУ не связано с катастрофой истребителя F-16.

Над текстом работали: