О моряке из Херсона, который 4 месяца оккупации прятал украинского военного, а затем сам присоединился к армии

Спустя три года после боя в Сиреневом парке Херсона до сих пор можно увидеть разные толкования тех событий. Пишут о «всех погибших» в бою терробороновцах. На самом деле, это не так.
В тот день в парке могли погибнуть еще около десятка украинских бойцов. Группа терробороновцев выходила из другого боя и направлялась в Сиреневый парк. Но по пути они встретили Андрея Бакуна — парня, который жил в нескольких сотнях метров от парка.
К моменту этой встречи бой уже завершился. Колонна российских оккупантов направлялась в центр города. Группа терробороновцев едва не вышла навстречу им. Их как раз и остановил Бакун. А дальше провел по городу — все были из области, не знали Херсона.
Впоследствии он взял у терробороновцев автомат и повел домой одного из бойцов, которому негде было спрятаться в Херсоне. Семья Андрея скрывала мужчину четыре месяца оккупации, пока того не забрали родные. Все это время они чистили автоматы на случай, если оккупанты придут за ними. Сдаваться в плен не собирались.
Моряк встретил войну в поезде
Как и многие молодые херсонцы, Андрей решил связать жизнь с морем. Не то чтобы его тянуло в дальние плавания. Профессия моряка давала шанс получить работу с хорошей зарплатой. Бакун в 2009-м закончил местную «мореходку» и начал ходить в рейсы мотористом. Впоследствии получил диплом третьего механика.
В феврале 2022 года он отправился в Киев по делам. Возвращался домой 23 февраля ночным поездом. Поезд прибывает в Херсон в 8 часов утра. Некоторые пассажиры просыпаются уже в последние минуты перед окончательной остановкой. Но не в ту ночь.
Андрей очнулся от звонка мамы. Так он узнал о начале широкомасштабного вторжения. Мужчина из соседнего места в сообщение о войне не поверил.
«”Это бред”, — вспоминает Бакун реакцию соседа. — Я до сих пор помню, как меняется его выражение лица, когда в вагоне у всех начинают звонить телефоны. И тогда он уже понял, что действительно что-нибудь произошло».
На вокзале в Херсоне был хаос. Полицейские были не как обычно, а в бронежилетах и с автоматами. Бакун дошел пешком домой. Но не встретил там папу. Валерий Бакун работал в эти дни на левом берегу Днепра. Из-за боев на Антоновском мосту 24 февраля мужчина не смог попасть в Херсон. Удалось проскочить на следующий день, когда боевые действия на время остановились.
Бакун-старший хотел присоединиться к войску. Но в те дни в военкомате уже никого не застал. Где базировалась терроборона, мужчина не знал.
Андрей не мог идти служить — имел инвалидность после операции на ноге. Однако и дома сидеть не хотел, поэтому решил присоединиться к муниципальному караулу. Все завершилось на следующую ночь, когда их безоружный патруль в Шуменском микрорайоне во время комендантского часа наткнулся на реальный патруль то ли полиции, то литерробороны.
«Они нас проверили и поняли, что мы не россияне. И говорят: “Ребята, вы х*рней занимаетесь, идите домой”. И я такой подумал: “Где-то бой идет, а мы с ножичками и удостоверениями муниципального караула смотрим, чтобы не было мародеров. Бред какой-то”. И пошел домой», — вспоминает Андрей.
1 марта
Утром 1 марта Валерий Бакун отправился провожать жену на работу. На работе женщине показали видео, что в Херсоне уже россияне. На одних кадрах она увидела мужчину с рюкзаком, похожего на Валерия. Дозвониться ему не смогла, поэтому набрала Андрея.
Парень решил идти искать отца в районе Сиреневого парка, оттуда доносились звуки боя. В 200 метрах от парка Бакун увидел выходивших из боя терробороновцев. Те спросили, как пройти в аграрный университет — получили приказ там собираться. Андрей показал дорогу. А через несколько минут увидел еще двоих, которые тоже направлялись из Сиреневого парка. У парня не было уверенности, что это украинцы, поэтому устроил им тест на «паляницу». Те сдали тест. Боец представился Александром. Он был сильно ранен, поэтому Андрей оказал ему первую помощь.
«У него был оторван кусок скальпа, наверное, от осколка. Еще я взял его за рукав, а оттуда потекла кровь. Рукав полностью пропитался кровью. Я ему помог, и мы пошли догонять первую группу», — рассказывает Андрей.
Парень решил сообщить маме, что ушел из дома. Однако успокоить женщину не смог. «Мама, я буду с ребятами до конца», — вспоминает со слезами женщина.
По дороге Андрей с Александром встретили вторую группу терробороновцев. Это были отходившие из другого боя бойцы — встречали россиян на въезде из Белозерки в районе областного лицея. У них был приказ идти в Сиреневый парк.
Однако дойти туда уже не успели: получили команду расходиться и прятаться.
«Они растерялись. Все-таки не местные. Куда идти дальше — не знали. Я решил завести их в 46-ю школу неподалеку. Там было укрытие, где местные скрывались от обстрелов», — рассказывает Бакун.
Четыре месяца укрытия терробороновца
В школе терробороновцы решили спрятать оружие и уже как гражданские по одному-двое идти дальше по городу. Единственный боец, не захотевший покидать автомат, был Олег Лещина. «Я россиянам в плен не сдамся. Вот и тебе граната», — вспоминает Андрей слова Олега.
Этого бойца он решил забрать к себе. Лещина был из Станислава, в Херсоне ему не к кому было идти.
«Он за нас воевал, готов был жизнь за нас отдать. Как я мог не помочь ему, не спрятать? Я бы и других забрал, но они нашли своих близких или знакомых, к кому могли пойти», — объясняет Андрей решение.
К гранате Бакун взял еще и автомат и сумку патронов. Часть пути пришлось ползти вдоль железнодорожного пути. В это время с другой стороны двигалась колонна российской техники.
«Там была нескончаемая колонна. Невозможно было сосчитать, сколько их там двигалось», — говорит Бакун.
Следующие четыре месяца Лещина провел в доме семьи Бакунов. Дальше двора никуда не выбирался. Лишь иногда среди ночи выходил в поле, там сидел до обеда, потому что утром россияне ездили по домам херсонцев. Летом его забрала сестра. А Андрей с родителями спрятал автоматы — сначала в беседке во дворе, а потом на соседней промзоне.
После освобождения Херсона Бакун узнал, что сосед видел, как он привел домой терробороновца. Но не выдал их оккупантам.
Спасатель героев нуждается в помощи
В первые дни широкомасштабного вторжения Андрей не смог встать на защиту города из-за инвалидности. После освобождения Херсона он еще больше был мотивирован служить, поэтому скрыл документы о своем физическом состоянии и в 2023-м мобилизовался в терроборону.
Тогда херсонцы вели боевые действия на Днепре, островах и на левом берегу. Во время одного боя рядом с Андреем разорвался 152-мм снаряд. Он получил серьезное ранение спинного мозга и грудного отдела позвоночника. За проявленное мужество его наградили Золотым крестом от главнокомандующего.
Реабилитация Андрея длится второй год. Он не ходит, но все же надеется вернуться к полноценной жизни. Сейчас надеется на операцию — на которой ему установят американский нейростимулятор. Устройство поможет избавиться от боли и восстановить чувствительность. Также существует вероятность, что с ним Бакун начнет понемногу ходить.
Очередная операция очень дорогая — более миллиона гривен. Поэтому Андрей Бакун просит у неравнодушных пособий.
Реквизиты для помощи
PayPal: sasabondar363@gmail.com (Андрей Бакун)
Моно банка: https://send.monobank.ua/jar/6P8LJTNYjh
- Поделиться: