Взмах крыла приведет к «Тайфуну». Как ветераны создали собственное подразделение БпЛА и кто может туда попасть

«Мог ли подумать, что бизнесмен, отец троих детей, я приду в армию добровольцем? К тому же имея право на отсрочку», — говорит Павел Гвозденко. Он стал заместителем командира новосозданного отряда беспилотных систем специального назначения Нацгвардии — «Тайфун».
До войны Гвозденко занимался бизнесом. Есть у него и опыт в госслужбе, например создание «рыбоохранного патруля». Это и пригодилось при формировании нового подразделения.
Командир «Тайфуна» Михаил Кмитюк объясняет: название «Тайфун» возникло из-за схожести вращения пропеллеров в дронах на движение воздуха в одноименном циклоне.
Ядро отряда — ветераны, имеющие уникальный опыт как в армии, так и в гражданской жизни. Сам командир воевал еще с 2015-го. Через четыре года вернулся к гражданской жизни — сначала работал телохранителем, затем инструктором тактической подготовки в одной из частных компаний. А уже после начала большой войны снова вернулся на фронт.
«Я прошел путь от бойца до командира отряда, так что понимаю потребность каждого воина. Это большая ответственность», — уверяет командир «Тайфуна».
«Было ли мне страшно? Конечно!»
«Мы открыли небольшую станцию техобслуживания автомобилей. Все было на старте, и тут началась война. Я позвал оставшихся в Киеве мастеров ремонтировать машины военным», — вспоминает заместитель командира Павел Гвозденко.
Сначала он присоединился к рядам терробороны. В ТЦК мужчине отказали, потому что он отец троих несовершеннолетних детей. Ему тогда вообще посоветовали ехать за границу. Однако мужчина был настроен служить и впоследствии все же попал в Нацгвардию.
«Мог ли я подумать, что приду в армию? Было ли мне страшно? Конечно! Но над страхом преобладало желание защитить своих близких, семью, страну. Я сделал этот непростой шаг», — вспоминает Павел.
Свой опыт он использует для работы над боевым направлением в «Тайфуне». Гвозденко сосредотачивает внимание на адаптации новобранцев из гражданской жизни к службе в армии.
Мы не профессиональные военные, у нас не было опыта, как сейчас. Мы знаем, как тяжело было тогда. Мы знаем, насколько нужна поддержка, что не нужно бояться задавать вопросы. Не все люди одинаковы: кому-то нужно что-то подсказать, а другого 10 раз спросить, чего ему не хватает.Павел Гвозденко, заместитель командира отряда НГУ «Тайфун»
Женщины «Тайфуна»
Лилия в гражданской жизни работала дата-аналитиком. Полномасштабное вторжение застало ее в Сумах — пока город окружали россияне, она волонтерила. В начале большой войны муж Лилии пропал без вести — в рядах «Азова» он защищал Мариуполь.
Девушка сначала присоединилась к работе по освобождению Мариупольского гарнизона. В частности, выступала в составе украинских делегаций в ООН, Парламентской ассамблее Совета Европы, заседаниях Международного комитета Красного Креста.
«Я боролась за военнопленных, но понимала, что мне этого недостаточно. Хотелось пойти в армию», — вспоминает Лилия. Теперь она и сама в строю, имеет позывной Троя.
Еще в ноябре 2022-го женщина добровольно мобилизовалась в ряды Нацгвардии. Начинала свой путь, как и муж, — с «Азова». Затем было спецподразделение «Омега». Теперь — в «Тайфуне».
В настоящее время девушка отвечает за гражданско-военное сотрудничество отряда. Объясняет на примере: если группа военных выезжает на задание в какой-нибудь населенный пункт, то его сначала изучают: в частности, говорят с местными властями и жителями. Гражданские должны нормально реагировать на бойцов, а бойцы на гражданских. А еще в ее ответственности — благотворительная работа.
Троя добавляет, что пока женщин в подразделении немного, но для них открыты все должности. Главное — быть мотивированными и стремиться к переменам.
Я всегда говорю, что смелость позволяет идти вперед, но только разум позволяет выбрать правильный путь.Лилия, военнослужащая отряда НГУ «Тайфун»
Первый вылет на FPV был провалом
Руслан с позывным Айрон — еще один заместитель командира. До 2022 года он был тренером, имел свой фитнес-клуб. В начале большой войны вывез семью с маленькими детьми на запад страны, а сам пошел в армию — в ту же «Омегу», где были его друзья.
Он стал первым пилотом спецподразделений Нацгвардии, который применил FPV-дрон на линии фронта. На самом деле тогда результаты были так себе, потому что эти технологии только появлялись в нашей армии.
«Ребята были в Северодонецке. Говорят: “Мы видим врага из дрона, но не можем дострелить. "Мавик" туда мы не заведем". Я слышал о такой теме как FPV. Помог менеджерский опыт — меня свели с ребятами, которые делали такие дроны», — рассказывает Руслан.
Военный вспоминает: хотя ребята и научили его летать, но были против использования их дронов в качестве «камикадзе». Для них это все же было дорогостоящее оборудование для съемок фильмов — а тут Руслан решил «такую классную Феррари» разбить. Убедить удалось — и уже через неделю ему «подогнали несколько птичек».
«Мы готовились 7 дней. Я полетел, долетел до бронетранспортера, а он… Не взорвался! Почему? Потому что у нас был механический способ подрыва», — делится Руслан воспоминаниями о своем первом боевом вылете.
Было тяжело: оно не долетало, падало, дроны сгорали в воздухе от нагрузки. Но когда первый дрон долетел до цели, он окупил все расходы!Руслан, заместитель командира отряда НГУ «Тайфун»
Айрон участвовал в обороне Авдеевки и Угледара Донецкой области. После ранения стал обучать пилотов. В «Тайфуне» заместитель командира возглавляет также экспертно-аналитический отдел, который занимается новыми технологиями.
Как присоединиться к «Тайфуну»?
Павел Гвозденко заверил, что желающих попасть в «Тайфун» будут сопровождать, чтобы они точно попали в этот отряд.
«Идешь на пилота — пилотом и становишься. Если в процессе что-то там не получается, потому что всякое бывает, мы помогаем человеку попасть туда, где его качества и способности будут наиболее нужны», — уверяет заместитель командира.
Присоединиться к «Тайфуну» можно на сайте подразделения.
- Поделиться: