«Мы заходили на частично неподготовленные позиции»: защитники Часова Яра о боях за канал

Журналистка hromadske Диана Буцко в городе Часов Яр
Журналистка hromadske Диана Буцко в городе Часов Ярhromadske

Впервые в Часов Яр пехотинец Богдан заезжал на бронированной машине. Изнутри он ничего не видел, но слышал, как по дороге их обстреливал миномет — и осколки попадали в машину. Это было в микрорайоне Канал, части города за каналом Северский Донец — Донбасс, который разделяет Часов Яр и служит выгодным фортификационным сооружением для украинских защитников.

Но в то же время на тот момент канал усложнял логистику: россияне внимательно следили за перемещениями через него и обстреливали логистические пути.

Пехотинец Богданhromadske

«Воды практически не было — по глотку в день мы пили и ели консервы, которые оставались от тех, кто раньше там стоял», — рассказывает Богдан.

24 отдельная механизированная бригада имени короля Даниила, бойцом которой является Богдан, зашла на позиции в город Часов Яр в июне 2024 года, заменив 41 механизированную бригаду. Украинское командование решило провести ротацию в городе: 41 бригаду, которая истощилась в боях за Часов Яр, вывести на более спокойное Торецкое направление, а на ее позиции отправить 24 бригаду, которая защищала Торецк. Ротацией воспользовались россияне — прорвали оборону в Торецке и Нью-Йорке.

Бойцы 24 бригады должны одновременно давать бой россиянам и обустраивать позиции в Часовом Яре.

Командир роты Богданhromadske

«Мы заходили на частично неподготовленные позиции. Там почти ничего не было, и мы заходили во встречный бой — противник в это время уже проводил штурмовые действия. Все эти факторы мешали нормально заходить на эти позиции и дальше оборудовать их», — рассказывает командир роты Богдан.

Пехотинцы, участвовавшие в боях за каналом, рассказывают, что для городских сражений после посадок под Торецком они были менее натренированы.

«Здесь он (враг — ред.) может быть в любом доме, в любой квартире, может и снайпер; есть канализационные коммуникации — они оттуда могут вылезать», — говорит пехотинец Богдан о боях в микрорайоне Канал, которые он вспоминает, «будто кино в голове». Там на его глазах пятиэтажные дома складывались, как спички, россияне их разбирали за два-три дня.

В начале июля украинское командование официально сообщило об отходе за канал. Удерживать позиции с усложненной логистикой там становилось невозможно. Впрочем, по мнению командира роты Богдана, заходить туда с самого начала стоило, потому что таким образом королевская бригада выиграла время для обустройства фортификаций на второй линии и замены подразделений за каналом.

Хотя держать оборону пехотинцам с этой стороны канала легче — здесь они вернулись к привычным позициям в посадках и частном секторе и теперь более обезопасены каналом, но битва за Часов Яр продолжается: россияне не отказались от идеи захватить город.

Часов Яр называют ключом к Краматорской конгломерации, ведь расположен он в 16 км от Краматорска — главного логистического хаба украинских защитников на восточном направлении. Его захват открыл бы россиянам прямую дорогу в Константиновку, Краматорск, Славянск и приблизил бы к захвату всей Донецкой области.

Параллельно с попытками перебраться через канал и атаками с флангов россияне артиллерией и авиацией изо дня в день уничтожают 14-тысячный населенный пункт.

«Часов Яр будет ассоциироваться с его названием — тем, что там остановилось время, и для некоторых побратимов навечно. Города нет — руины, как Бахмут, Торецк и другие. Сносят все, — говорит пехотинец Богдан, прежде чем отправиться на позиции и продолжить оборонять Часов Яр. — Ну что делать: или мы, или они».

Как выглядит Часов Яр и его оборона сейчас — смотрите в видеорепортаже Дианы Буцко и Влада Сафронова.