«Оплачиваемый отпуск» для дезертиров? Как депутаты хотят «мотивировать» украинских военных

Комитет Верховной Рады Украины по вопросам национальной безопасности, обороны и разведки подал законопроект №12095 от 04.10.2024 о внесении изменения в часть вторую статьи 24 Закона Украины «О воинской обязанности и военной службе». Инициаторы законопроекта: Александр Завитневич, Сергей Ионушас, Александр Ковалев, Федор Вениславский, Юрий Здебский, Сергей Минько, Александр Федиенко, Вадим Ивченко, Андрей Клочко, Егор Чернев.
Они предлагают внести норму о том, что «во время действия военного положения военная служба для военнослужащих, самовольно покинувших воинские части или места службы либо дезертировавших, не приостанавливается».
Что таким образом предлагают?
Если военнослужащий самовольно покидает воинскую часть или место службы (СОЧ) и в то же время не приостанавливается военная служба, то в этом случае:
- За весь период пребывания в СОЧ (месяц, год, два, десять) ему должна начисляться выслуга лет, что напрямую влияет на получение пенсии. 25 лет в СОЧ — имеешь право на пенсию.
- За весь период пребывания в СОЧ (месяц, год, два, десять) идет выслуга в воинском звании — на период военного положения уменьшено вдвое. То есть командир может представить военнослужащего, который находится в СОЧ, для присвоения очередного воинского звания.
- За весь период пребывания в СОЧ (месяц, год, два, десять) должно начисляться денежное довольствие. Государство оплачивает преступнику «отпуск».
- За весь период пребывания в СОЧ (месяц, год, два, десять) начисляется износ выданного вещевого имущества — потери бюджета МОУ, продолжает осуществляться вещевое обеспечение (норма №1 предусматривает обеспечение военнослужащих 46 предметами). Так что этот человек по-прежнему имеет право на денежную компенсацию.
- За весь период пребывания в СОЧ (месяц, год, два, десять) должно осуществляться продовольственное обеспечение таких военнослужащих — в случае возвращения в воинскую часть они имеют право претендовать на денежную компенсацию (заместитель министра обороны Дмитрий Клименков в одном из интервью отметил, что на питание военнослужащего ВСУ в среднем за день тратят около 114 гривен. Год в СОЧ — 41 610 грн компенсации от государства за преступление.
- При возвращении из СОЧ офицер должен вернуться к исполнению обязанностей по своей должности. То есть эти лица — преступники — смогут претендовать и быть назначенными на аналогичные руководящие должности, а также продолжать военную службу с тем воинским званием, которое у них было до совершения уголовного преступления. Мотивация подчиненного личного состава в таком случае падает до минимума.
Даже эти факторы и юридические коллизии с Уголовным кодексом (подробно описаны в заключении Главного научно-экспертного управления ВРУ) будут иметь эффект снежного кома массового дезертирства и судебных исков по поводу денежной компенсации и восстановления в должностях.
Выдержит ли фронт и украинский бюджет такую дыру, которую закладывают?
Вместо стимулирования морального состояния на фронте этот законопроект отобьет желание служить у действительно мотивированных граждан Украины, приведет к срыву планов мобилизации и обрушению фронта. Такое законотворчество может привести к полному развалу украинской армии. Это сознательная диверсия или проявление незнания?
Исторически в затяжных войнах выигрывает та армия, которая морально готова продолжать дальнейшую борьбу. Моральный дух войска напрямую зависит от того, какую поддержку армия имеет в тылу. В частности, устойчивость и адекватность властных структур. Нравственное состояние войск, их готовность продолжать вести боевые действия являются проблемой для любой армии, вынужденной непрерывно воевать более двух лет. Солдаты устают физически и психически, что сказывается как на их желании продолжать бороться, так и на умении это делать.
Сознательные и подготовленные военные постепенно начинают разбавляться пополнением, для подготовки которого просто не хватает ни времени, ни возможностей. И поэтому сохранить высокий боевой дух в длительном конфликте можно лишь опираясь на понимание целей и задач войны всем населением и руководством страны.
Из истории Первой мировой войны известно, что в результате популистских реформ, а также реформ по демократизации армии некоторых стран Европы дезертирство стало очень распространенным. В результате армии Европы превратились в неконтролируемую толпу в солдатских шинелях. Армии этих стран не просто проиграли, они были практически уничтожены. Помимо вражеской пропаганды, ведущую роль в уничтожении своих армий тогда сыграли именно решения правительств.
Сегодня мы имеем аналогичный вызов, когда популистскими действиями некоторых депутатов сознательно или бессознательно закладываются основы снижения морального духа и дальнейшего развала украинской армии. Любое государственное строительство внутри страны возможно, только если страна защищена мощной боеспособной армией. Чтобы армия могла существовать как сила, ей необходима железная дисциплина и единоначалие.
Дезертирство — это обычно сложное, многослойное явление, имеющее свои причины. Соответственно, и противодействие этому должно быть комплексным: нужно не только преодолевать последствия, но прежде всего искоренять причины.
7 сентября вступил в силу Закон Украины «О внесении изменений в Уголовный кодекс Украины, Уголовно-процессуальный кодекс Украины и другие законы Украины об усовершенствовании уголовной ответственности за преступления против установленного порядка несения или прохождения военной службы во время действия военного положения» №3902-IX. Этот акт декриминализирует дезертирство и самовольное оставление части, если это произошло впервые.
Но к каким последствиям это привело: количество военнослужащих, самовольно покинувших воинскую часть или место несения службы, не уменьшилось, а наоборот — возросло. Об этом свидетельствуют мои разговоры с командирами. Определенное количество граждан почувствовало безнаказанность за преступление.
Более того, появилась новая тенденция: когда лицо, находящееся в СОЧ, пользуясь новой нормой, возвращается в воинскую часть, ему восстанавливают все виды обеспечения, в том числе денежное. Воспользовавшись этим и получив деньги, этот человек снова убегает в СОЧ, но уже с деньгами. То есть своеобразный бонус от государства за преступление.
Следует понимать, что только осознание неотвратимости наказания за правонарушения как со стороны рядовых военнослужащих, так и со стороны командного состава и военного руководства может изменить негативную тенденцию такого рода преступлений. Нужно общественное и государственное понимание справедливого и уважительного отношения к тем, кто жертвует своей жизнью и здоровьем ради победы над агрессором. Необходимо понимание и осознание того, что самую высокую ценность имеет как раз человеческий ресурс. Особенно на войне на истощение с врагом, превосходящим своей численностью.
Законопроектом №12095 от 04.10.2024 о внесении изменения в часть вторую статьи 24 Закона Украины «О воинской обязанности и военной службе» вообще предлагают узаконить СОЧ как вид военной службы, что является нонсенсом в воюющей стране и направленный на развал Вооруженных сил Украины.
Это авторская колонка. Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.
- Поделиться: