«Бусификации» больше не будет? Удастся ли штатным рекрутерам воинских частей заменить ТЦК

Главнокомандующий ВСУ Александр Сырский в ноябре поставил задачу каждому командиру боевых воинских частей сформировать штатные подразделения рекрутинга. В Генштабе решили, что так командирам будет легче вербовать добровольцев, и таким образом они смогут доукомплектовать свои подразделения.
Как будет работать новая система рекрутинга, смогут ли малоизвестные бригады конкурировать с узнаваемыми и каковы шансы, что у ТЦК и СП полностью заберут функционал по набору людей в армию — читайте в материале hromadske.
Эйчары по-армейски
За рекрутинг в воинских частях ранее отвечала структура морально-психологического обеспечения. Одни и те же люди искали потенциальных рекрутеров, награждали военнослужащих, расследовали нарушения дисциплины и следили за психическим здоровьем армейцев.
Сегодня кто-то 100 грамм выпил, кто-то кого-то, может, побил, а кому-то надо звание Героя выписывать. Когда ему этот рекрутинг делать, неясно. Это наша стандартная практика. У тебя есть 24 часа в сутки, можешь еще себе 25-й час организовать, и в этот час делать рекрутинг.Павел Нарожный, военный эксперт
В рекрутинговом агентстве Lobby X отмечали недовольство граждан, пытавшихся устроиться на работу в ВСУ, потому что не всегда получали обратную связь от бригад. «Это же, в частности, обусловлено тем, что люди, которые занимаются со стороны воинских частей этой работой, делают ее в свободное от основных обязанностей время», — говорит руководитель агентства Владислав Грезев.
Теперь же в каждой боевой части должно появиться свое подразделение рекрутинга. По информации источника hromadske в Генштабе, бригадам была поставлена задача выполнить приказ Сырского до конца этого года.
Причем должен быть не один рекрутер, а группа от 3 до 7 человек в зависимости от численности бригады, сообщил наш собеседник. Он считает, что выделить такое количество каждый командир бригады «может себе позволить».
Сейчас самой успешной в рекрутинге является Третья отдельная штурмовая бригада. 70-80% военных сегодня — это добровольцы, которые пришли через рекрутинг или сами выбрали бригаду в учебном центре и проходили отдельный отбор, рассказал hromadske руководитель Киевского рекрутингового центра этой бригады Владимир Давидюк.
Но большинство боевых частей все еще ждут помощи ТЦК и СП. В 81 отдельной аэромобильной бригаде рекрутинговый центр создали относительно недавно, поэтому люди к ним поступают в основном через территориальные центры комплектования, рассказала hromadske пресс-секретарь Валерия Скорик.
А вот 93 отдельная механизированная бригада «Холодный Яр» занимается рекрутингом уже около 10 месяцев. Здесь главные сержанты подразделений сами для себя набирают людей. Командиры видят, кого берут, а добровольцы понимают, под чьим руководством будут работать.
Они у нас едут на ротационной основе. Поехали на месяц, отработали и вернулись обратно в район. И так оно и будет происходить, потому что трудно провести рекрутинг человеку, который не был на поле боя, который не знает, что это такое.Иван Буряк, главный сержант 93 отдельной механизированной бригады «Холодный Яр»

Билборды сами себя не оплатят
Во всех бригадах, с которыми общалось hromadske, приказ о штатных рекрутерах оценивают положительно. Другой вопрос: как малоизвестным боевым частям привлекать к себе людей.
«Будет порождена конкуренция между подразделениями. Конкуренция обязательно породит качество — как самой работы рекрутинга, так и работы в воинских частях по отношению к людям. Потому что популизмом, фотографиями и видео ты не всегда затянешь людей. Надо еще затягивать своими действиями и правдивостью своих слов», — считает Иван Буряк.
Эксперт Павел Нарожный предполагает, что для штатных рекрутеров могут установить KPI, сколько людей они должны привлечь в свои бригады за определенный срок — неделю или месяц. И бригады будут вынуждены конкурировать между собой.
«И вот человек ехал в Центр рекрутинга, по дороге увидел 25 билбордов Третьей штурмовой, 5 билбордов Пятой штурмовой, а, например, Тридцать второй ОМБр не увидел, потому что их нет. Он приезжает и говорит: "Ну, я такой бригады не знаю". А люди ведь нужны во всех бригадах», — отметил Нарожный.
Владислав Грезев отмечает: каждая бригада должна лучше работать над медийной частью, развивать свои пресс-службы. По его словам, важно «подсвечивать» командиров, показывать их сильные стороны, раскрывать культуру, обычаи, традиции в бригаде, специфику работы. Этому будущих штатных рекрутеров будут учить.
Но на успешную рекламную кампанию по рекрутингу нужны деньги. Где их взять? Военный эксперт и основатель благотворительной организации не знает ответа на этот вопрос:
Я не представляю себе ситуации, когда ко мне придет комбриг какой-то бригады и попросит предоставить 5 млн гривен на проведение кампании рекрутинга. У нас нет этих денег. У меня стоят заявки на зарядные и радиостанции. А если я сделаю сбор в интернете и скажу, что нам нужно собрать 5 млн на рекламу рекрутинга, никто на это денег не даст. Это совершенно нереально собрать.Павел Нарожный, военный эксперт, соучредитель благотворительной организации «Реактивная почта»
Собеседник hromadske в Генштабе ВСУ отмечает: каждый командир бригады, который будет создавать подразделение рекрутинга, будет иметь отдельное юридическое лицо и собственный финансовый счет. Искать средства командиры смогут «разными способами, не запрещенными законодательством».
В Вооруженных силах также есть отдельная программа, предусматривающая расходы на мероприятия агитации. Если раньше средства направлялись только на центры рекрутинга и территориальные центры комплектования, то теперь, по данным hromadske, их получат и подразделения рекрутинга воинских частей.
Заглянуть в глаза будущему командиру
«Рекрутер — это отдельная профессия. Это определенная специальность, этому тоже нужно учиться», — говорит уполномоченный Минобороны по рекрутингу Алексей Бежевец.
Он отмечает, что сейчас заканчивают разрабатывать методические рекомендации по поводу того, как искать людей, проводить собеседования, как взаимодействовать с кандидатами онлайн и тому подобное.
У рекрутера не просто должны быть коммуникационные способности, а еще и опыт. Человек должен классно ориентироваться в Вооруженных силах или в Силах обороны в целом: где, кто, чем занимается, какая специфика той или иной должности и как это выглядит на практике. Не просто, как это прописано в уставах, а чем реально занимается человек с утра до ночи на той или иной должности, чтобы объяснить это добровольцу.Алексей Бежевец, уполномоченный Министерства обороны Украины по рекрутингу
Владислав Грезев из Lobbi X считает, что рекрутеры должны быть коммуникабельными, мультизадачными, уметь найти подход к любым людям и решать сложные задания. Опыт работы в сфере подбора персонала был бы плюсом.
По мнению пресс-секретаря 81 бригады Валерии Скорик, идеальный рекрутер — человек с боевым опытом, ранее служивший в боевом подразделении. Потому что военные, служащие в бригаде от года, хорошо знают начальников служб, командиров подразделений и специфику работы.
Работникам ТЦК пора писать рапорты?
Рекрутинг действительно работает, и это отмечают как в Генштабе, так и в бригадах. Но в то же время количество мобилизованных через центры комплектования пока значительно выше.
Военный эксперт Павел Нарожный уверен: рекрутинг все равно не даст нужного количества мобилизованных, ведь не все желают идти в армию. Поэтому повестки и принудительная мобилизация останутся.
Сержант Иван Буряк из 93 бригады уверен, что рекрутинг мог бы полностью перенять на себя функционал по набору людей в армию, а другие функции ТЦК и СП могли бы осуществлять в ЦПАУ. Но для этого есть одно важное условие.
Когда люди осознают, что если они не пойдут, то у них не будет тех или иных возможностей в гражданской жизни, тогда рекрутинг себя полностью сможет заменить. И это будет здоровая конкуренция, когда люди сами будут искать, к кому хотят присоединиться.Иван Буряк, главный сержант 93 отдельной механизированной бригады «Холодный Яр»
- Поделиться: