Есть ли риск окружения в Покровске и что ждет Мирноград? Отвечают военные

«Покровск с Мирноградом уже пройо*ан, если коротко», — начинает разговор с hromadske пилот Валерий (имя изменено по просьбе собеседника).
Он как раз вышел из позиций в Покровске, где провел 13 дней. За это время его подразделению пришлось трижды отходить, потому что россияне быстро двигаются по городу. Подразделение БпЛА оказывалось в 900 метрах от врага и было вынуждено работать в городе, в который все глубже и глубже проникают россияне.
Пессимистические прогнозы о будущем ключевого города южной Донецкой области высказывают не только военные, работающие непосредственно в городе, но и офицеры.
«Все, что серое на DeepState по городу Покровск, надо зарисовать красным. 60% города примерно россияне контролируют. Противник есть и в Родинском, и в Мирнограде. Ситуация х*ровая», — описывает положение высокопоставленный офицер из Покровского направления, согласившийся поговорить с hromadske на условиях анонимности.
Покровск оказался на грани полной оккупации после того, как сотни россиян проникли в город. Украинские военные так и не смогли ликвидировать дыр в обороне, через которые противник с лета входит в город. Это привело к тому, что россияне накапливались в Покровске и осенью их присутствие стало настолько большим, что чревато окружением всему украинскому гарнизону.
«Те, кто в Покровске на передовых позициях уже в принципе в окружении, из которого мало шансов выйти. Там есть дома, кварталы, улицы, пройти по которым, не став расстрелянным, почти нереально», — предупреждает упоминавшийся пилот.
Другое мнение в командовании, где считают, что ударно-розыскные действия, к которым привлекают дополнительные подразделения, все еще могут спасти ситуацию в городе.
hromadske пообщалось как с десятком военных из Покровска и Мирнограда, так и с командирами, чтобы понять, можно ли еще спасти город.

«россияне контролируют гораздо большую часть Покровска»
Впервые группы российской пехоты проникли в Покровск в июле. Тогда россияне нашли слабые звенья в обороне в селе Зверево, откуда зашли в город. Большую часть этих военных рф, по словам украинских защитников, удалось обнаружить и уничтожить. Однако полностью обезопасить южный фланг Покровска с тех пор так и не удалось.
Напротив, ситуация только ухудшалась — сказалась нехватка пехоты у бригад, истощенных длительной обороной Покровска. россияне обнаружили новые дыры и стали заходить в Покровск новыми маршрутами: кроме Зверевого, еще через Котлино вдоль железной дороги, а также село Шевченко.
В конце концов, таким образом в Покровск проникли несколько сотен россиян. «Украинская правда» писала, что в город зашли по меньшей мере 250 оккупантов. Собеседники hromadske говорят, что это скромные подсчеты — россиян может быть больше.
«Числа уже точно другие с учетом того, что и Силы обороны ежедневно ликвидируют постепенно россиян, и враг, к сожалению, продолжает проникать в город. В такой динамичной обстановке точные подсчеты только играют на руку врагу», — ответили hromadske на вопрос о том, известно ли им сколько россиян в городе.
В 7 корпусе быстрого реагирования ДШВ, управляющего обороной Покровска и Мирнограда, предпочитают точного количества не называть. Там отмечают, что россияне «не закрепляются в районах города Покровска, а периодически перемещаются».
Военные, работающие непосредственно в городе, настаивают: часть Покровска россияне контролируют.
«Уже о паритете речь не идет. Они гораздо большую часть Покровска контролируют. Они задают темп, навязывают инициативу и ход боевых действий. В определенных частях Покровска закрепились и держат оборону, в других — двигаются максимально на север, с целью максимально глубоко зайти нам в тыл», — отмечает цитированный ранее пилот БпЛА.

«Ты заходишь на позиции, над тобой постоянно летают дроны, лежат двухсотые, которых не забирают»
Один из командиров описал тактику россиян в Покровске как «броуновское движение». Оккупанты обходят передовые пехотные позиции, просачиваются в тыл и ведут наблюдение или же вступают в бои с подразделениями в городе.
«Пехота на переднем крае почти не воюет. У меня сейчас минометчики и пилоты чаще в стрелковые бои вступают, чем на передний край», — рассказывает офицер.
По словам собеседников hromadske, в городе есть погибшие среди тыловых подразделений, вынужденных вступать в стрелковые бои.
«Сегодня наши пилоты стреляли. Одного россиянина ранили, одного убили. Но если пилоты работают в таких условиях, когда им приходится применять стрелковое оружие, то это до поры до времени. Потому что ты постоянно летаешь, ты не можешь эффективно охранять периметр», — объясняет пилот.
Еще один собеседник — командир взвода — рассказал, что его дронщики боятся заходить на позиции в Покровске, ведь теперь непонятно, где враг, где свои.
«Здесь не только ДРГ. Ты заходишь на позиции, над тобой постоянно летают дроны, лежат двухсотые, которых не забирают, много минирования, артиллерийских обстрелов на логистическом пути. Много разных проблем в плане мероприятия. Это немного деморализует», — объясняет пилот Валерий.
Но одна из самых больших проблем состоит в том, что из-за постоянных продвижений вглубь города пилоты и дронщики постоянно оттягиваются назад и не могут выполнять свою непосредственную работу, потому что вокруг вражеская пехота.
«Из-за этого наш второй эшелон не работает, а он обеспечивает 90% поражения. Соответственно, мы не можем убивать россиян на подступах к городу. А когда у нас нет БпЛА, то россия всегда будет нас преобладать количеством личного состава пехоты», — объясняет упоминавшийся пилот.
Из-за хаоса, который россияне распространяют в городе, с одной стороны, создают проблемы для тыловых подразделений, с другой — делают невозможным их продуктивную работу, а одновременно этой тактикой обеспечивают себе возможность и дальше незамеченными просачиваться в город.

«Все любят только хорошие новости»
На фоне ухудшения ситуации в Покровске главнокомандующий Александр Сырский встретился с командирами подразделений, удерживающих направление. В сообщении по итогам встречи на странице командующего появилось сообщение о том, что «в Покровске вражеская пехота, избегая боестолкновений, накапливается в городской застройке, меняет места пребывания, поэтому первоочередная задача — выявить ее и уничтожить».
По данным hromadske, командование привлекает к обороне города дополнительные подразделения, которые должны его зачистить и деблокировать защитников Покровска. Один из высокопоставленных офицеров скептически относится к этой возможности, ведь, по его словам, за день в город заходит больше россиян, чем спецподразделения успевают ликвидировать.
«Если погода солнечная и позволяет нам летать, то, может, до 10 за день заходят. А если такая погода, что целый день льет, то людей 30-40. Мы постоянно говорили, что нужно подкрепление, нужны дроны, нам режут логистику, залезают. Все-таки любят только хорошие новости.
Месяц назад я уже начал говорить о том, что нужно делать перегруппировку. Это приведет к тому, что нужно перекатывать подразделения, соответственно отдавать часть территории, а этого никто не хочет делать», — рассказывает офицер.
Кроме того, добавляет пилот БпЛА, россияне стянули слишком много сил в Покровск — полностью отбросить такое количество врага из города будет невозможно. По данным 7 корпуса ДШВ город штурмуют 11 тысяч россиян.
«Это уже четвертая стадия рака. Четвертая стадия рака не лечится. Во-первых, их очень много. Во-вторых, нет концепции, как противодействовать этому. Поздно среагировали на угрозу, и сейчас исправить ситуацию невозможно. Недели три назад можно было попробовать, а когда оттеснили БпЛА, мы не можем в застройке их эффективно уничтожать.
А Покровск — это просто идеальное место для того, чтобы накапливать личный состав. И россияне это понимают, они заводят сейчас туда множество военных, которые просто продвигаются вперед без сопротивления, потому что они просто в разрез между позициями проходят», — говорит дронщик Валерий.
Однако не все военные пессимистические по поводу возможности хотя бы частично стабилизировать ситуацию в Покровске. Собеседник из штаба другой бригады, которая обороняет Покровск, говорит, что выходить из города будет ошибкой, ведь городская застройка с ее высотами дает преимущество для работы БпЛА. Военный надеется, что штурмовики и другие спецподразделения смогут облегчить положение обороняющих город бригад.
«Если мы сдаем Покровск, то в нем скапливается большое количество россиян и они будут использовать Покровск как плацдарм. Там будет множество экипажей БпЛА, которые будут себя комфортно чувствовать и уничтожать нас на дистанции 30 км от Покровска», — соглашается с этим мнением дронарий Валерий.
В другом подразделении — 32-й механизированной бригаде, которая держит западный фланг, где россияне пытаются перерезать трассу Покровск — Павлоград, говорят: дополнительные подразделения не спасут город, если россияне полностью обрежут фланги.
«Ситуацию спасает не какое-то одно “чудо-подразделение”, а слаженное взаимодействие всех сил. Спецподразделения уже выполняют очень важную работу в городе, проводя зачистки и ударно-поисковые действия. Их опыт в городских боях неоценим. Но их эффективность напрямую зависит от того, насколько крепко мы, механизированные бригады, держим фланги.
Если мы не дадим врагу окружить город и перерезать логистику, у спецназовцев внутри Покровска будет возможность и время, чтобы методично выкуривать оккупантов из каждого подвала. Это совместная работа», — отмечает начальник отделения коммуникаций 32 Стальной бригады Иван Столярчук. И добавляет: сейчас логистика в этом районе усложнена, но коридоры не перерезаны.
Действительно, тревожным сигналом стало вывешивание российского флага на стеле Покровск именно в западном районе города. 29 октября журналистка ТСН Юлия Кириенко опубликовала кадры с российским флагом на потолке Покровска на выезде из города в сторону трассы на Павлоград.
По данным DeepState, «Птицы Мадяра» уничтожили флаг уже через час. Однако два собеседника hromadske рассказали, что это была не просто единовременная акция с набегами, а россияне закрепились у стелы еще неделю назад.
В 7 корпусе ДШУ это официально отрицают: «Стела не является объектом, на котором можно закрепиться. В районе стелы их фиксируем, но инфильтрированные россияне постоянно перемещаются».
«Путь логистики в Мирноград почти полностью под огневым контролем противника»
В Покровске решается не только судьба самого города, но и соседнего Мирнограда. Севернее Покровска проходит логистика на Мирнограде. россияне уже фиксируются на севере Покровска. Так они не только перерезают группировку в Покровске, но и отрезают пути снабжения Мирноградом.
«Падает Покровск — Мирнограда нет. Падает Мирноград — нет Покровска. Я не могу разделять эти два города. Если учитывать, что на севере Покровска и на северо-востоке Мирнограда россияне абсолютно спокойно себя чувствуют, то они могут перекрывать оставшееся между ними расстояние “эфпивихами” . Они делают все для того, чтобы город, если не был в физическом окружении, то чтобы было окружение, которое исключит возможность любой выход из города», — рассказывает военнослужащая 38 бригады морской пехоты, которая согласилась анонимно поговорить с hromadske.
российская пехота проникает в Мирноград в течение последних двух недель, рассказывает другой офицер из направления. Сначала россияне заходят в дома в окрестностях, откуда двигаются дальше. Во время этих перемещений их пытаются уничтожать или выдвигаются группы на их уничтожение.
Несмотря на то что россиян фиксируют на северо-востоке и на юге города, не само присутствие российской пехоты является самой большой опасностью для Мирнограда, считают в 38 обороняющей город бригаде.
«Ситуация в целом под контролем наших сил обороны. Враг пытается действовать малыми штурмовыми группами, проникающими в серую зону или на окраины. Речь не идет о системном продвижении вглубь города. Это преимущественно локальные попытки, которые быстро подавляются», — уверяет начальник отделения коммуникаций 38 бригады Криворучко Мирослав.
Самая большая опасность для города — отрезание путей заката в Мирноград. Логистика в город и так усложнена в течение последнего времени. Упоминавшаяся военнослужащая 38 бригады вместе с собратьями преодолевает 20 километров до позиций в последний месяц.
«Путь логистики очень узок и почти полностью под огневым контролем противника», — рассказывает обороняющий Мирноград офицер.
По его словам, если ситуация в Покровске и Родинском будет ухудшаться, то дороги в Мирноград будут полностью перекрыты.
«Если Мирноград будет в полном окружении, то только на больших бомберах всю логистику не выстроишь, потому что нужны мины и минометы. Если 60 мины можно еще с большими бомберами доставить, то на 120 миномет уже не достал. Плюс большое количество вылетов потребуется для обеспечения бензином позиции БпЛА», — объясняет офицер.
По ограниченной логистике, предупреждают собеседники hromadske, может произойти хуже всего: отрезанные логистические пути будут означать, что шанса из города у защитников выйти не будет.
«От тысячи до полутора тысяч человек могут попасть в окружение»
Несмотря на то, что некоторые из собеседников среди военных все же считают, что ситуация в городе все еще может быть стабилизирована, большинство делает пессимистические прогнозы. Слова президента о том, что «в Покровске наши силы контролируют ситуацию», подвергают сомнению.
«Пока становится только хуже», — комментирует дронщик Валерий последние заявления военно-политического руководства.
«Это просто очередная крепость. Нам очень мало крепостей за эту войну? И вот добавляется сейчас еще одна или две», — отмечает морская пехотинка, защищающая Мирноград.
На вопрос о том, что нужно донести до командования, один из высокопоставленных офицеров отвечает:
«То, что большая угроза окружения, если не будет осуществлена перегруппировка, то часть людей погибнет, часть попадет в плен. Если никто не даст команду на перегруппировку, от тысячи до полутора тысяч военных могут попасть в оцепление», — отмечает он.
- Поделиться:
