«10 лет трехдневной войны, которая длится три столетия»: что смотреть на 21-м кинофестивале Docudays UA

31 мая в Киеве начинается 21-й Международный фестиваль документального кино о правах человека Docudays UA. Показы и события до 7 июня можно посетить в кинотеатре «Жовтень», KINO42, Доме кино, а также посмотреть в онлайн-кинотеатре DOCUSPACE.

После завершения основной части фестиваля продлятся зрительские дни: 7–9 июня повторно покажут ленты-победительницы конкурсных программ и главные хиты 21-го Docudays UA.

Тема кинофестиваля — «10 лет трехдневной войны, которая длится три столетия». Эта фраза уже стала частью нового фольклора. Из-за логического противоречия каждой из цифр, она напоминает нам о разных фазах противостояния с россией.

«Мы собираемся поговорить об исторической памяти, ее хрупкости и постоянных попытках врагов изменять ее и переписывать. О цикличности истории. О сохранении и поиске идентичности», — объясняют авторы концепции фестиваля.

Дизайн и визуальные решения 21-го Docudays UA также сосредоточены на памяти. Организаторы вдохновлялись произведениями художника Михаила Алексеенко, более 10 лет работающего с хрусталем.

Режиссер и артдиректор фестиваля Роман Бондарчук отмечает: «Любимые вазочки, стоявшие в серванте каждой семьи, декоративные лебеди, хрустальные рога изобилия прямо сейчас разрушаются в этой войне».

За три столетия нет ни одного поколения украинцев и украинок, которое в полной мере получило бы в наследство материальную память. Дома, мебель, посуда, драгоценности, фотоальбомы теряются в войнах и революциях. Что-то хрупкое трескается в душе. Но чтобы двигаться дальше, нам приходится собираться вместе.Роман Бондарчук, артдиректор Docudays UA

На фестивале пройдут правозащитные события, дискуссии и мастер-классы специалистов-кинематографистов, а также художественная программа DOCU/СИНТЕЗ, в рамках которой, в частности, можно посетить серию аудиовизуальных инсталляций от украинского музыкального агентства «Ухо».

Мы же сейчас сфокусируемся на кино, которого немало в этом году: 62 фильма из 34 стран мира, 19 украинских лент. Это разнообразная подборка, в которой будут и фильмы из конкурсных программ, и фестивальные хиты, уже получившие престижные награды мировых кинофорумов. Так с чего начать знакомство с 21-м Docudays UA?

«Мирные люди» (Украина/Канада/Франция; режиссер Оксана Карпович)

Откроет фестиваль фильм, построенный на записях перехваченных телефонных разговоров российских военных с их семьями. Фильм «Мирные люди» уже отметили на Берлинском и Гонконгском кинофестивалях, а теперь он будет иметь национальную премьеру.

Примечательно, что это одна из немногих документальных работ, героями которой являются захватчики, звонки которых перехватывали наши спецслужбы. Преимущественно мы услышим голоса российских жен и матерей: женщины не только поддерживают своих военных, но и поощряют их убивать и грабить украинцев. На фоне этих жестоких разговоров — кадры изувеченых украинских городов и обыденной жизни наших сограждан, которые приспосабливаются к новым условиям постоянной опасности.

Голоса россиян открывают мировые глаза на деградацию их образа: от иллюзий о скорой победе и статусе героя до полной потери здравого смысла, мародерства и самых ужасных военных преступлений.

Nice Ladies (Нидерланды/Украина; режиссер Мария Пономарева)

Харьковская команда по чирлидингу под названием Nice Ladies разрушает стереотипы о женщинах в возрасте 50+. Их подготовку к чемпионату Европы прерывает полномасштабное вторжение. Некоторые женщины выезжают из города, часть — остается.

По-разному проживая опыт войны, Nice Ladies сталкиваются с вынужденной разлукой и угрозой не только жизни, но и их единству. Чтобы вернуться к любимому занятию — чирлидингу — им нужно заново найти общий язык и чувство сестринства.

«Фото на память» (Украина, Франция, Германия; режиссер Ольга Черных)

Лента стала первым украинским фильмом-открытием крупнейшего мирового фестиваля документального кино IDFA в Амстердаме.

Это автобиографическая история о долгом пути одной семьи сквозь войну и потери, которые понесли три поколения женщин: сама режиссер, ее мать и бабушка, остающаяся в оккупации. Кино-эссе на примере одной семьи рассуждает об истории Украины последнего столетия.

Проект начинали еще до полномасштабного вторжения, однако великая война придала ему новые смыслы и повлияла на форму. Путешествуя по времени, фильм объединяет нынешнее насилие в Донецкой области с разрушениями в регионе во время Второй мировой войны.

«Все должно жить» (Украина/Польша; режиссеры Татьяна Дородницына и Андрей Литвиненко)

Кадр из фильма «Все должно жить»предоставлено hromadske

Анна Куркурина — трижды чемпионка мира по паверлифтингу, зоозащитница и известная всему югу Украины волонтер. После начала полномасштабного вторжения Анна не покинула родной Николаев, а свою популярность использует, чтобы помогать раненым и брошенным животным. На затопленную Херсонскую область после подрыва плотины Каховской ГЭС харизматичная спортсменка приехала одной из самых первых — благодаря ее деятельности спасли многих животных.

Это теплый портрет человека с большим сердцем и любовью к жизни. «Из таких людей состоит тот незримый щит, который помогает украинскому обществу выстоять и не потерять человеческое лицо», — говорит о фильме программный директор Docudays UA Юлия Коваленко.

«Киевские файлы» (Нидерланды; режиссер Вальтер Стокман)

В 2017 году в Украине открыли доступ в архив КГБ СССР, содержащий множество отчетов о наблюдениях за гражданами. Нидерландский режиссер разыскал «фигурантов» нескольких архивных дел и бывшего сотрудника «органов», чтобы поговорить с «обеими сторонами» уже через несколько десятков лет после распада Советского Союза.

Исследование показывает, под каким плотным колпаком слежения находились обычные люди. Кое-кто стал и соучастником, ведь кто-то написал четыре миллиона доносов и помогал спецслужбе следить даже в спальнях. Через истории героев Стокман исследует вопросы личной ответственности в условиях диктатуры.

«Банное сестринство» (Эстония, Франция, Исландия; режиссер Анна Гинтс)

Самый титулованный эстонский фильм года: картина получила множество наград на международных площадках, среди которых — приз за режиссуру на американском фестивале «Санденс».

Среди пышного зеленого леса на юге Эстонии группа женщин делится сокровенными мыслями и секретами в безопасной темноте дымовой сауны. Это фильм с чувствительным визуальным языком и увлекательным стилем. Эстонская баня, кстати, внесена в список нематериального культурного наследия ЮНЕСКО, становится в картине своеобразной исповедальней, где женщины обнажаются в прямом и переносном смыслах.

«Невидимая нация» (Тайвань, США; режиссер Ванесса Гоуп)

Лента показывает идеологические и политические реалии, в которых существует Тайвань перед лицом военной угрозы со стороны коммунистического Китая. В противоположность пекинскому авторитаризму тайбейская политическая элита прилагает большие усилия для сохранения демократии.

Режиссер следит за работой президента страны Цай Иньвэнь, которая продолжает отстаивать историческое право Тайваня на независимость и даже иметь международно признанную юрисдикцию над материковым Китаем. Цай балансирует между надеждами и мечтами своего народа и колоссальными геополитическими силами США и Китая.

Архивными кадрами и отрывками телевизионных новостей зрителю рисуют длинную историю колонизированного острова и объясняют контекст современной политической ситуации. Между прочим, эхом звучит и полномасштабное вторжение россии в Украину, что ставит также вопросы глобального мира и безопасности.

«Миссия 200» (Украина; реж. Владимир Сидько)

Кадр из фильма «Миссия 200»предоставлено hromadske

После полномасштабного вторжения Татьяна Потоцкая оставила работу в туристическом бизнесе и за свой счет приобрела микроавтобус. Женщина начала заниматься перевозкой погибших защитников и защитниц из восточных регионов в их родные города. Преодолевая тысячи километров без остановок и сна, она везет в последнее путешествие тех, кто уже закончил свою борьбу на поле боя.

«Когда говорят “груз 200”, я ужасно злюсь. Что значит “груз”? Какой дурак создал это название?», — возмущается героиня фильма.

Пример Татьяны — незабываемая история о том, как собственными силами заботиться о сохранении памяти о наших героях и продолжать строить будущее, как бы трудно ни было.