WSJ: В повреждении кабелей в Балтийском море подозревают китайское судно. Его задержали корабли НАТО
Экипаж китайского балкера Yi Peng 3 подозревают в преднамеренном разрыве двух кабелей связи в Балтийском море.
Об этом пишет Wall Street Journal со ссылкой на представителей правоохранительных органов и разведки.
Отмечается, что расследование сосредоточено на том, чтобы выяснить, был ли капитан китайского судна завербован российской разведкой.
«Маловероятно, что капитан не заметил бы, как его судно забросило якорь и теряло скорость часами, перерезая кабели на пути», — отметил участвовавший в деле старший европейский следователь.
По словам людей, знакомых с расследованием, китайский владелец судна, компания Ningbo Yipeng Shipping, сотрудничает со следствием и позволила остановить корабль в международных водах. Однако от комментариев компания отказалась.
Несколько представителей западных правоохранительных органов и разведки заявили, что не считают, что правительство Китая причастно к инциденту, но подозревают, что за саботажем стоят российские спецслужбы. В рф эти обвинения отвергнули.
В то же время пресс-секретарь МИД Китая Мао Нин подтвердила, что Пекин будет сотрудничать со всеми странами для безопасности международных подводных кабелей и другой инфраструктуры.
Сейчас китайский балкер охраняет небольшую флотилию кораблей НАТО, принадлежащих Дании, Германии и Швеции.
По международному морскому праву корабли НАТО не могут заставить Yi Peng 3 зайти в один из их портов. Власти Швеции и Германии ведут переговоры с владельцем судна, чтобы получить доступ к нему и допросить его экипаж.
Что выяснили следователи?
Балкер Yi Peng 3 — 225 метров в длину и 32 метра в ширину — вышел из российского порта Усть-Луга 15 ноября, загруженный российскими удобрениями.
17 ноября около 21:00 по местному времени судно сбросило якорь, но осталось на ходу в водах Швеции. Вскоре после этого был перерезан первый кабель между Швецией и Литвой, рассказали WSJ два источника.
В это время транспондер судна, фиксирующий его движение, выключился. Затем судно продолжило движение, даже при том, что заброшенный в воду якорь сбавил скорость.
По словам следователей, на следующий день около 3 часов ночи, пройдя примерно 178 километров, Yi Peng 3 перерезал второй кабель между Германией и Финляндией.
Вскоре после этого корабль начал двигаться зигзагами, поднял якорь и продолжил движение. Затем корабли ВМС Дании начали преследовать и в конце концов перехватили Yi Peng 3, заставив его стать на якорь в проливе Каттегат, соединяющий Балтийское и Северное моря.
Обзор якоря и корпуса судна показал повреждения, соответствующие перетягиванию якоря и оборванным кабелям, сообщили люди, знакомые с расследованием.
Похожий случай
В октябре 2023 года зарегистрированное в Китае судно под названием Newnew Polar Bear повредило газопровод Balticconnector и телекоммуникационный кабель. Источники WSJ рассказали, что российский моряк находился на борту китайского судна во время этого инцидента.
По словам чиновников, Newnew Polar Bear разрешили продолжить движение к арктической части россии, потому что власти Швеции, Дании и Норвегии не захотели останавливать судно без надлежащего правового обоснования.