Мобилизация заключенных. Проблемы законопроекта о разрешении воевать осужденным

Идет уже третий год войны. Ситуация на передовой, мягко говоря, неспокойна. Между тем, россия продолжает не только наступать, но и уничтожать нашу критическую инфраструктуру и своими ударами ежедневно убивает гражданских.

Свою жизнь за нас отдали многие сознательные украинцы. Наши защитники продолжают стоять несмотря ни на что, но потери не только болезненные, но и критические для дальнейшей возможности держать оборону. Поэтому бойцы публично призывают к массовой мобилизации, позволяющей удержать линию фронта и одновременно провести ротацию тех, кто воюет с начала полномасштабного вторжения (а некоторые и раньше).

В такой ситуации государство должно создать условия, чтобы присоединиться к Вооруженным силам смогли все желающие, для кого эта возможность закрыта. Среди таких категорий граждан — те, у кого есть проблемы с законом и находятся в местах лишения свободы. По информации Министерства юстиции, в категорию мобилизационного резерва могли бы попасть около 26 тысяч осужденных и еще около 50 тысяч человек, имеющих судимость, но уже отбывших наказание.

Для заключенных это не способ избежать наказания, а право исполнить свой долг перед Украиной. Во многих из них на войне погибли близкие, некоторым россия разрушила дом, у кого-то родственники выехали за границу или остались в оккупации. Война касается их, равно как и остальных украинцев.

ОО «Защита узников Украины» с начала полномасштабного вторжения призвала власти предоставить заключенным получить право воевать в рядах ВСУ. В конце концов, такой законопроект зарегистрировали в Верховной Раде и даже приняли в первом чтении — но к нему остается ряд вопросов. Как представитель организации, поддерживающей инициативу в целом, позволю себе подвергнуть критике то, в какой форме ее воплотили законотворцы.

Основные замечания к законопроекту №111079-1

  1. Нарушение права на защиту.

    Решение об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания для прохождения военной службы по контракту принимает суд.

    Однако суд будет рассматривать не все такие обращения — это будет решать: учреждение исполнения наказаний с участием представителя территориального центра комплектования; социальной поддержки по месту учреждения исполнения наказаний; а также представитель воинской части, в которую рассматривают потенциального рекрута.

    Адвоката осужденного на таком рассмотрении не будет, по нашему мнению, это нарушает право на защиту и создает коррупционные риски.

  2. Отдельные подразделения из заключенных.

    Идея создания специализированных военных подразделений для осужденных напоминает структуру подразделений наказаний, что опасно приближает нас к российской практике отрядов Объединительное название российских подразделений, в которых сражаются заключенные. Их используют в основном для массовых штурмов.«Шторм Z» и печально известного Так называемая частная военная кампания «Вагнер» — российские неофициальные силы, с 2014 года участвовавшие в российско-украинской войне и других международных конфликтах, в которых Россия не признавала свою причастность.Так называемая частная военная кампания «Вагнер» — российские неофициальные силы, с 2014 года участвовавшие в российско-украинской войне и других международных конфликтах, в которых россия не признавала свою причастность.«Вагнера».

    У россиян это подают как «смывание вины кровью», а как дисциплинарный метод применяют, например, показательную казнь ударом кувалдой по голове. Узников там бросают на Наступательная тактика, полагающаяся на преимущество атакующих сил в численности, а не мастерстве ведения боя, лучших позициях и т.п.«мясные штурмы», эффективность которых обеспечивают Подразделения, которые размещают позади основных войск для предотвращения бегства бойцов с поля боя, часто применяя огонь по своим.заградительными отрядами. Конечно, не хочется даже предполагать, что такие практики мы увидим в наших силах обороны, но уже само сходство таких подразделений будет отталкивать людей от желания там служить.

    Мы считаем, что защищать страну — это честь, а не наказание. Поэтому и освобождать для этого нам нужно безопасных, сознательных, патриотических и мотивированных людей. И они будут максимально полезны в армии, несмотря на свою судимость.

    Напоминаю, что цель назначенного судом наказания — исправление осужденного и предотвращение совершения новых преступлений. Если человек с судимостью готов служить в армии, он демонстрирует такое исправление и возвращается к обществу полезным его членом.

    Отдельные отряды из бывших заключенных словно подталкивают к использованию их уголовных способностей. Такие подразделения не способствуют их реинтеграции и создают потенциальную проблему: что делать с этими людьми после победы.

    Нам нужно не количество, а качество. Украина — демократическая страна, избравшая цивилизованный ценностный путь развития — и следует продолжать идти по этому пути.

    В то же время замечу, что предоставляя право осужденным приобщаться к защите страны, мы лишь регулируем пробел в законодательстве, который поможет отдельной категории людей и хоть немного усилит армию. Но это ужесточение не будет поразительным — ради существенного преимущества на поле боя самих осужденных не хватит. И это еще один довод, чтобы бывшие заключенные и осужденные были распределены между подразделениями на общих условиях. Понимаю, что не каждый командир захочет иметь в ведении этих людей, в обществе к осужденным отношение разное. Впрочем, многие командировки с радостью воспользуются возможностью усилить свое подразделение. Некоторые из них даже имеют такой опыт, ведь многие бывшие осужденные успешно защищают страну еще с 2014 года. К сожалению, об этом почему-то никто не упоминает.

  3. Ограничение прав военнослужащих.

    Отсутствие предусмотренных отпусков для мобилизованных осужденных нарушает обычные права военнослужащих и ставит их в неравные условия сравнения с другими служащими. Служба в армии — не наказание, а тяжелая работа, для которой критически важен и отдых.

  4. Эвакуация и возвращение осужденных.

    По предлагаемому законопроекту отменяется снятие с военного учета бывших осужденных. Все отбывшие наказание осужденные без исключения будут подлежать призыву. Здесь следует напомнить, что у нас много заключенных и осужденных, оставшихся в оккупации — в местах лишения свободы Луганской, Донецкой, Запорожской, Херсонской областей и Автономной республики Крым. Некоторых оставили на временно оккупированной территории, а некоторых депортировали в рф, где их могут освободить после конца срока. Это граждане Украины, которые в российской неволе пережили нарушение их прав. Государство должно быть заинтересовано в возвращении жертв и свидетелей военных преступлений, совершенных агрессорами.

    Поэтому к законопроекту важно добавить: «Осужденные лица, отбывающие или отбывающие наказание на временно оккупированной территории Украины и/или на территории российской федерации, а также осужденные, освобожденные от отбывания наказания с испытанием и лица, в отношении которых применены принудительные меры медицинского или воспитательного характера, находившиеся на временно оккупированной территории Украины и/или на территории российской федерации в результате вооруженной агрессии против Украины могут быть призваны добровольно по желанию».

Эти шаги важны в нескольких плоскостях: военной, правовой и гражданской. Они укрепят защиту прав человека в аспекте мобилизации осужденных в Украине, а также повысят доверие граждан к правительственным инициативам — гарантируя, что в кризисный момент государство остается верным своим обязательствам по уважению прав и свобод каждого человека.

Вывод

Законопроект о мобилизации осужденных для участия в военных действиях может стать важным инструментом в укреплении обороны Украины. Однако важно, чтобы это не происходило за счет нарушения основополагающих прав и свобод граждан. Обеспечение права на защиту, прозрачность процедур, отказ от создания дискриминационных структур, а также внимание к правам лиц, уже подвергшихся последствиям военного конфликта — все это критически важно для разработки справедливой и эффективной политики.

Соблюдение этих принципов не только будет способствовать укреплению доверия народа к власти, но и подчеркнет международный статус Украины как государства, отвечающего самым высоким стандартам прав человека даже во время войны. Поэтому призываю поддержать эти рекомендации и формировать законодательные инициативы, уважающие достоинство и права всех граждан, обеспечивая эффективную защиту страны.


Это авторская колонка. Мнение редакции может не совпадать с мнением автора.