За дедовщину замечания, а за принципиальность — отчисления? Что происходит в академии Сагайдачного
«Тотальное сокрытие проблем не повышает обороноспособность, а делает острые моменты еще острее».
Военнослужащая с позывным Маугли
«Однажды он ударил курсанта, потому что у него не было берцев уставного образца». «У курсанток требовал расписание менструации, потому что думал, что они косят от службы». «Была история, что он перед всем строем заставил курсанта съесть сигареты».
Это часть того, что рассказали нам четверо будущих офицеров, которые учатся во львовской Национальной академии сухопутных войск имени Гетмана Петра Сагайдачного. Они пожелали оставаться анонимными. Мы поговорили с ними после того, как из академии отчислили одного из курсантов — Александра Поповича, который незадолго до этого обратился к министру обороны с жалобой на порядки в учебном заведении.
Народные депутаты впоследствии также делали заявления о нарушениях в учебном заведении — в частности о травле, плохом питании, непрозрачном или нецелевом распоряжении гуманитарной помощью и т.д. Само же руководство академии все упреки отрицает и сетует на «дискредитационную кампанию».
Что же происходит в военном учебном заведении — в материале hromadske.
«Сколько мне терпеть эти издевательства?»
Одна из проблем, на которую жаловался 21-летний Александр Попович, — порядок предоставления увольнений курсантам. На гражданском языке — разрешение военнослужащим покинуть академию в выходные и праздничные дни. Как утверждает парень, такие «привилегии» имели только курсанты, которые были женаты, имели опекунство или приходивших за ними родителей. А еще — так называемые мазанные, которые имели вид на жительство за пределами академии.
«Два года я поднимал этот вопрос и просил его решить. Каждый курсант уникален по-своему. К кому-то родители не могут приехать, а у кого-то их вообще нет», — сетовал уже бывший курсант в обращении к главе Минобороны Рустема Умерова.
Как говорит сам Попович, он находился под давлением и систематическим унижением старших начальников. Обращение к руководству заведения не имело результата, поэтому курсанты в январе направили коллективное обращение к Временной следственной комиссии Верховной Рады.
Что было дальше — рассказывала в Facebook народная депутат Юлия Яцык, которая входит в эту парламентскую ВСК по защите прав военнослужащих. Она заявила, что начальник курса — майор Артур Антонив — начал травлю Поповича за его активную позицию. Так, в январе во время утреннего построения начальник курса заявил, что против курсанта будет проведено служебное расследование.
«Не понимая оснований для этого, курсант попросил разрешения задать вопрос, на что на курсе А. сказал: "Вы забали своими вопросами!". А курсант П. ответил: "Вы нас тоже". На что начкурса А. вывел курсанта П. из строя и объявил ему выговор "за разговоры в строю", и перешел на нецензурные высказывания, публичные унижения курсанта и угрозы тем, кто будет его поддерживать. Поэтому курсант П. покинул строй», — пересказала эту ситуацию Яцык.
В качестве основания эту перепалку на построении майор Антонив использовал, чтобы инициировать служебное расследование. По результатам молодому человеку объявили еще и строгий выговор, а материалы расследования передали в Госбюро расследований — для возбуждения уголовного дела по неповиновению. Хотя следователи ГБР и установили, что неповиновения не было, сейчас академия оспаривает это решение в суде.
Наконец ученый совет факультета решил отчислить курсанта Александра Поповича. Это произошло 27 апреля. Парень заявил, что под одним из его сообщений был комментарий, который написал заместитель начальника факультета, где речь шла об обвинениях в грубых нарушениях. Но об этом позже.
Попович отметил, что его как мобилизованного перевели в учебный центр, «подконтрольный академии», и добавил, что его собираются отправить на «ноль».
«Я не говорю, что против воевать, но вот эти все перемещения неспроста! Это однозначно расправа. И все это началось с обращения в ВСК. Я не думаю, что это все просто стечение обстоятельств. Что будет со мной дальше? Куда отправят? Сколько еще нужно терпеть эти издевательства?» — написал военный.
История не об одном человеке
Фактически тема с увольнениями курсантов только зажгла фитиль, потому что впоследствии ВСК заявила и о ряде других нарушений. Так, комиссия опросила анонимно около 200 курсантов, также отобрал образцы пищи из столовой. А еще провела выездное заседание, на котором выявила случаи травли и избиения курсантов, проблемы с их питанием.
В марте депутатская комиссия заслушала фигурантов. Так, начальник факультета полковник Александр Тимощук пояснил, что порядок увольнений при передаче курсанта «из рук в руки» установлен устным приказом начальника академии генерал-лейтенанта Павла Ткачука. На это сам ректор Ткачук сделал «удивленный вид и сказал, что он не выдавал такого приказа» .
А вот допрошенный начальник курса Артур Антонив признал, что:
- использовал ненормативную лексику в общении с курсантами;
- заставил курсанта съесть сигареты перед всей ротой — как способ воспитания (это было зафиксировано и на видео).
Однако отрицал применение силы в отношении одного из курсантов и выбивания зуба еще одному. Все обвинения учеников считает ложью и клеветой.
В конце концов майору Антониву объявили замечание. Однако, по словам депутата Юлии Яцык, к ответственности так и не привлекли ни начальника факультета, ни заместителя по Морально-психологическому обеспечению и доцента, проведшему служебное расследование, на основании которого на курсанта пытались «повесить» совершение преступления.
Что говорят в Академии?
Первый заместитель руководителя академии полковник Ярослав Марченко в ответе на запрос hromadske сказал, что старшего солдата Поповича отчислили из учебного заведения якобы из-за систематической дисциплинарности.
Он также отметил, что коллективная жалоба курсантов в ВСК Верховной Рады в самое учебное заведение не поступала. Кроме того, в академии утверждают, что не располагают информацией об официальном обнародовании материалов и результатах работы комиссии.
«Впрочем, полученная во время работы ВСК в Национальная академия сухопутных войск имени гетмана Петра Сагайдачного во Львове.НАСВ информация, обнародованная отдельными членами ВСК и причастными к ее работе лицами на страницах в социальных сетях, стала с их стороны предметом манипуляций и спекуляций. Это в свою очередь провоцирует раздор в военной среде, негативно влияет на морально-психологическое состояние военнослужащих ВС Украины», — говорится в ответе администрации академии Сагайдачного.
Кроме того, работники и военнослужащие написали обращение к главе парламента Руслану Стефанчуку. Они снова жаловались на дискредитационную кампанию и повторили обвинения в сторону бывшего курсанта Поповича. А еще напомнили, что в декабре 2020 года руководитель временной следственной комиссии Анна Скороход в эфире пророссийского телеканала «Наш» выступала в защиту запрещенной в Украине георгиевской ленты и раскритиковала борьбу с коммунизмом, называя это маразмом.
«И человек с такой жизненной позицией получил практически неограниченные полномочия на проверку Вооруженных сил Украины во время войны», — упрекает администрация заведения в обращении. Осудили у Сагайдачного и критику от Юлии Яцык законопроекта о мобилизации.
Сама же депутат Анна Скороход в комментарии hromadske ответила: «У них проблемы с головой. Горит, потому что все это связано [с выявленными ВСК нарушениями — ред.]. Это мы еще до уголовных дел не успели дойти [на заседании ВСК — ред.]».
А что говорят другие курсанты?
Чтобы разобраться в ситуации, hromadske пообщалось с четырьмя курсантами академии. В частности, некоторые из них стали свидетелями того, как майор Антониов заставил будущего офицера съесть папиросы перед строем. Как рассказал один из собеседников, причиной такого наказания стало опоздание курсанта, пока он курил, а затем пошел в туалет. Сам начальник курса во время проверок утверждал, что за это извинялся, но наш собеседник это возразил.
Кроме того, наши источники рассказывали о случае, когда Артур Антонив связал на полигоне двух курсантов скотчем, потому что решил, что между ними был конфликт, хотя на самом деле они просто громко разговаривали. А еще пытался натравить курсантов на Александра Поповича и даже просил одного из его собратьев избить парня после отбоя. Это, собственно, несколько раз происходило.
Что касается девушек-курсанток, то майор требовал у них расписание месячных, «аргументируя это тем, что он знает, что они просто хотят косить от службы». А когда ему говорили, что у них есть проблемы со здоровьем, он отвечал что-то типа: «Я вас сюда силой не пихал».
Также наш собеседник вспомнил историю, как курсанта попросили починить сломанную дверцу шкафа, но тот отказался, объясняя, что это не его шкаф. Это услышал начкурс Антонив и «влетел в грудь курсанта с ноги» — а потом уже начал разбираться, почему тот не захотел ремонтировать.
Источники hromadske также упоминали о случаях, когда Антонив избивал командиров групп за то, что они якобы не следовали указаниям.
Перипетии продолжаются
Очередное заседание парламентской ВСК прошло 10 мая. Начальник академии Ткачук не пришел на него из-за состояния здоровья. Вместо него был его первый заместитель, полковник Ярослав Марченко. То ли случайность, то ли странное совпадение, но в госпиталь руководитель академии лег 8 мая — в этот день его вызвала комиссия.
Полковник рассказал, что в академии после мартовских заседаний ВСК начали ряд служебных расследований. Параллельно в академии работали комиссии Военной службы правопорядка, командование Сухопутных войск, командование Медицинских сил ВСУ. Комиссия Военной службы правопорядка подтвердила факты ненадлежащего поведения майора Антонива.
Но в то же время в ВСП заявили и о выявленных нарушениях со стороны курсанта Поповича. Речь, мол, об ударах сослужащих электрошокером, сборе денег себе на подарок, оскорблениях к курсантам.
Правда, эти упреки уже в адрес курсанта-изгнанника ставят под сомнение депутаты Скороход и Яцык. Так, глава парламентской ВСК Анна Скороход обращает внимание, что опрошенные ВСП курсанты, указавшие правоохранителям как пострадавшие в нарушение со стороны Поповича, даже не находились у него в подчинении. А депутат Юлия Яцык добавила, что этот опрос не был анонимным, а курсанты жаловались о давлении на них. Кроме того, 49 курсантов записали обращение о поддержке Поповича.
«Ни один из опрошенных во время анонимного анкетирования, которое тоже проводило ВСП, не отмечал травлю со стороны Поповича, никто не его не жаловался», — отметила Юлия Яцык.
В конце концов, майора Антонива снизили с должности начальника курса и «спрятали» в учебном центре. Заместитель руководителя академии полковник Марченко говорит, что сам выступает за то, чтобы Антонива уволить, но это невозможно во время военного положения. Поэтому офицера перевели на должность, где он не будет контактировать с личным составом.
Депутат Яцык в комментарии hromadske отметила, что против Антонива возбуждено уголовное дело в Госбюро расследований — сейчас оно «приостановлено», хотя уже готовили объявление подозрения.
Первый заместитель руководителя академии также заявил, что в настоящее время в рамках служебного расследования исследуют факты установления дополнительных ограничений и условий предоставления увольнения со стороны начальника факультета полковника Тимощука.
Что говорят в командовании?
Командование Сухопутных войск в апреле заявляло, что проверит случаи, обнародованные ВСК. Тогда в Сухопутных войсках уверяли, что приложат усилия, чтобы привлечь виновных к ответственности, если все подтвердится.
Депутат Яцык в комментарии hromadske рассказала, что парламентская ВСК получила доклад помощника командующего Сухопутными войсками Александра Павлюка о результатах проверки.
«Доклад достаточно объективный. Очень много фактов, обнаруженных ВСК, они подтвердили. Они свели это из общей ситуации в академии к конфликту между Поповичем и Антонивым. Это не так», — упрекает депутат.
И добавила, что ректор академии генерал-лейтенант Ткачук пожаловался на депутатскую проверку главнокомандующему ВСУ Александру Сырскому, а тот президенту Зеленскому. После этого на главу комиссии начали давить.
«Хотят ввести в состав ВСК провластных депутатов, чтобы они голосовали против решений о направлении запросов», — заявила Яцык.
В настоящее время история с академией еще не завершена. На следующем заседании ВСК будут рассматриваться вопросы начисления зарплат, денежной помощи и вознаграждений преподавательскому составу. Планируется привлечь к делу и правоохранителей и Минобороны.
«Мы должны понять, что если курсанты говорят о проблемах — их нужно решать, а не травить. Иначе мы от "совка" в армии никак не освободимся. Это не история самого Поповича, это системный подход в академии при управлении ею господином Ткачуком», — заявила на заседании 10 мая Анна Скороход.
Сам же отчисленный курсант Попович сказал, что преподавательский состав академии до сих пор мощный, но вопрос в том, что командиры в своих должностях позорно относились к курсантам и их обращениям.