Командир гнобит? Кому пожаловаться?

«Вот пусть боец попытается пожаловаться на командира. У того такая власть, что он за это солдата может месяцами держать в окопе. Или обвинит его в неисполнении приказа, а это для подчиненного ст. 402 Уголовного кодекса Украины — от 5 до 10 лет тюрьмыуголовная ответственность и заключение. Командир может целое подразделение загнобить, потому что у него никакой ответственности перед бойцами.

Нам сейчас в армии нужно создать паритет ответственности командиров и подчиненных. Пока что командиры чувствуют свою безнаказанность, а потому и возникают случаи их произвола. К примеру, в одной из бригад, в которой служили, мы пожаловались на коррумпированность своего командира и вылетели из нее», — говорят военнослужащие ВСУ Данило и Кирилл Яковлевы.

Они — консульты ВСК по расследованию возможных фактов нарушения законодательства Украины в Министерстве обороны Украины, Вооруженных силах Украины, других образованных в соответствии с законами Украины военных формированиях, правоохранительных органах специального назначения, должности в которых комплектуются военнослужащимиВременной следственной комиссии Верховной Рады, которая расследует факты нарушения законодательства по военнослужащим в ВСУ и других силовых структурах.

«В ВР поступало очень много жалоб от военнослужащих об отсутствии возможности защитить свои права перед командованием. Поэтому в сентябре 2023 года Рада своим Постановлением создала соответствующую ВСК. Комиссия изучила ситуацию и в итоге предложила несколько законопроектов, которые, по нашему мнению, помогут решить существующие проблемы. В частности, в законопроекте №11-076 говорится о расширении и защите прав военнослужащих, усилении ответственности командиров за явно преступные приказы», — отмечает руководитель ВСК, народный депутат Анна Скороход.

По словам парламентария, законопроект предусматривает не только возможность подачи коллективных жалоб бойцов на командира, но и отстранение его от управления подразделением.

На какие действия командиров чаще всего жалуются бойцы, как решаются их проблемы сегодня и что предлагает ВСК в своем законопроекте — выяснило hromadske.

Принуждение и вымогание денег

Сегодня военнослужащий может подать жалобу на имя высшего командира или обратиться в суд.

«Но это не совсем работает. Все жалобы, которые приходят на часть военнослужащего, рассматривает сама часть. Это нонсенс. Поскольку рассматривать должно высшее военное командование или отдельная комиссия, чтобы расследование было объективным, чтобы не возникало круговой поруки, чтобы пожаловавшийся боец не становился заложником ситуации», — объясняет Анна Скороход.

Военнослужащий может также пожаловаться на горячую линию Минобороны.

«Это совсем не работает. Когда на одном из заседаний ТЦК народные депутаты захотели дозвониться по горячей линии МО, они не смогли это сделать. Им никто не ответил. На сегодняшний день ВСК — реально единственная инстанция, куда военные могут обратиться с жалобой», — утверждают братья Яковлевы.

По словам депутата, с начала работы ВСК получила более 3 тысяч жалоб от военнослужащих. Большая часть — коллективные, иногда подписаны сотней бойцов.

Чаще военные жалуются на недополучение выплат или получение их не в полном объеме, на вымогание средств за отпуска, за прохождение ВЛК или возможность уйти в увольнение, на издевательство над личным составом, на приказы, исполнение которых грозит гибелью подразделения.

«Была, например, коллективная жалоба на командира, что бойцов, имеющих контузии и другие проблемы со здоровьем, он не направляет на врачебное освидетельствование, а заставляет выполнять боевые задания. Нашелся командир, который требовал от подчиненных деньги на том основании, что, мол, бойцы больше его зарабатывают, поэтому должны скинуться ему. Другой предлагал откупиться от роли в боевых задачках.

Или командир приказывает выполнить задачу, которую при существующих условиях реализовать невозможно. Вот мы с братом — снайперы. Был случай, когда мы объясняли командиру, что в этой местности снайперскую позицию не обустроишь. А он нам: "Залезьте на дерево и стреляйте". Нормально?

Или ребята из нашего подразделения чуть не погибли под Купянском, потому что командир не готовил операцию. Нам просто сказали: "Идите, там на месте разберетесь"», — рассказывает Даниил Яковлев.

Братья Яковлевыпредоставлено hromadske

Не бог, а собрат

Конфликты между подчиненными и командирами, говорят Яковлевы, возникают подчас из-за того, что военнослужащие не знают требований Уставов ВСУ, особенно Дисциплинарного.

«Сегодня в подготовительных центрах больше внимания уделяют боевой подготовке. Но нужно требовать от военнослужащих знания своих прав и обязанностей, знание юридических аспектов военной службы. Например, чтобы после окончания обучения они сдавали соответствующий тест. Ясно, что для бойцов это будет дополнительная нагрузка, и они будут его саботировать. Но нужно предложить им приемлемый вариант, скажем, какие-то тематические видеоролики о том, как избегать конфликтных ситуаций между командиром и бойцом, как их разрешать», — убежден Даниил Яковлев.

Да и сами Уставы несовершенны. В них остались советские пережитки, просто уничтожающие личный состав. И речь не только о построении подразделения на открытой территории для объявления приказов и превращения его в легкую цель для российских дронов. Речь идет о самом духе отношений между командиром и подчиненными.

Что это значит, расшифровывают братья Яковлевы: «Еще с советских времен в армии прижилось это: "я начальник — ты дурак", "команды думать не было", или "я приказал, а ты должен сделать, и меня не интересует, как ты это сделаешь”. Есть командиры, которые обращаются с подчиненными, как боги, которые всегда правы».

Армейская схема: «Я начальник — ты дурак»

По словам Яковлевых, реформа в армии во многих аспектах свелась к замене Трехцветный военный камуфляж, разработанный в Советском Союзе«дубка» пикселем. А в глубинных своих началах армия остается очень консервативной. К примеру, сегодня в ВСУ приходят люди с хорошим образованием, активной гражданской позицией, немалыми заработками и высоким профессиональным уровнем в гражданской жизни. Эти люди обладают чувством достоинства и самоуважения. И они не воспринимают схему «я начальник — ты дурак». Но именно эти люди становятся подчиненными командиров, большая часть которых воспитана в советских традициях угнетения. Отсюда конфликт, в котором подчиненный раньше времени проигрывает, потому что не имеет рычагов влияния на своего командира. Реформа армии — это и реформа отношений в системе командир — подчиненный: в их основе должно быть боевое побратимство и доверие.

Работая консультантами ВСК, Яковлевы обратили внимание, что на командиров Третьей штурмовой, «Азова», 13 бригады НГУ «Хартия», подразделений ГУР ни разу не поступали жалобы. Значит, взаимопонимание командиров и подчиненных возможно?

«Мы с братом в 2014-2017 годах воевали в “Азове”. Так вот, там есть горячая линия для бойцов — они могут позвонить в штаб бригады и высказать свое мнение по тому или иному вопросу. В "Азове" есть хорунжая служба, которая занимается разнообразными потребностями личного состава — вплоть до лекций, спортивных соревнований, тренингов, сеансов массажа. Там можно подойти к любому командиру и выразить свое недовольство — и командир воспринимает это как общую проблему, а не факт неповиновения. Но жалобы в "Азове" — это о паровых котлетах вместо жареных и о возможности пить чай без сахара, потому что сладкий не всем нравится. Буквально. Ведь все в подразделении подчинено тому, чтобы никакие проблемы не мешали бойцу тренироваться и воевать», — рассказывает Кирилл Яковлев.

По убеждению братьев, если бы во всех воинских частях командование так заботилось о бойцах, как в «Азове» или в ГУР, не было бы жалоб и военнообязанные не боялись бы мобилизации.

Что предлагает законопроект?

Он дает возможность подразделениям подавать коллективные жалобы на командира и выражать ему недоверие. Такую жалобу должны подписать не менее 60% личного состава подразделения или воинской части. Рассматривать ее должна созданная правительством Межведомственная комиссия. Жалобу предлагается безотлагательно регистрировать в журнале учета или системе электронного документооборота. Во время рассмотрения жалобы в Комиссии командира предлагают отстранить от исполнения полномочий.

Одновременно такую же жалобу бойцы должны прислать командиру своей части, если они жалуются на него — то командующему определенным видом сил ВСУ или другой силовой структуры.

Комиссия должна рассмотреть жалобу через 10-30 дней. Если факты подтвердятся, то командира накажут служебным ограничением сроком от 1 до 4 лет (законопроект не расшифровывает, в чем это ограничение может заключаться) и лишат его офицерского звания.

А если жалоба не подтвердится? Как в ситуации с представлением коллективной жалобы избежать анархии со стороны подчиненных

Законопроект дает ответ на этот вопрос: «Коллективное обращение не будет рассматриваться, если оно обусловлено нежеланием подчиненных выполнять законный приказ командира».

Но ведь пока комиссия разберется в законности приказа и желаниях подчиненных, командир должен страдать от временного отстранения. Об этом в законопроекте вообще речь не идет.

«Комиссия разберется» — уверяет Анна Скороход.

Братья Яковлевыпредоставлено hromadske

Внимание к конкретному бойцу

Иногда подчиненный пишет жалобу из-за безразличия командира к его личным или служебным проблемам. Мол, подал командиру рапорт, а тот его игнорирует. Чтобы таких ситуаций не возникало, законопроект предлагает следующее: обращения должны поступать к командиру в письменном виде — их подчиненные представляют лично, по почте или в электронной форме. Командир регистрирует рапорт в течение суток и непосредственно на нем ставит отметку: когда документ поступил и кто его принял. Для уверенности подчиненный может эту отметку сфотографировать.

Время рассмотрения обращения — 10-30 дней. Если речь идет о направлении подчиненного на прохождение ВЛК, предоставлении отпуска по семейным обстоятельствам и других неотложных ситуациях, — то 48 часов. Командир письменно уведомляет подчиненного о результате рассмотрения. Если он отрицательный, командир должен мотивированно объяснить, почему невозможно удовлетворить обращение.

Какой отказ может считаться мотивированным? И что мешает командиру требовать взятки от подчиненного за положительный результат рапорта?

Похоже, что в решении индивидуальных проблем законопроект одинаково оставляет подчиненного один на один с непосредственными командирами.

«Жалоба подчиненного свидетельствует, что в подразделении есть проблемы. Мы должны создать юридические механизмы для предотвращения и решения этих проблем», — говорит председатель ВСК Анна Скороход.

По ее словам, законопроект №11076 следует рассматривать в контексте других проектов закона, к разработке которых присоединилась ВСК.

А пока депутаты работают над законопроектами, военнослужащие могут пожаловаться в ВСК, написав helptskvr@gmail.comна электронную почту.

Анонимные жалобы не рассматриваются. Нужно четко написать собственную фамилию, имя, отчество, номер своей части и звания, фамилию, должность командира, на которого жалуетесь. ВСК гарантирует, что командир не узнает, кто именно на него пожаловался.