Почему дети в оккупации поступают в российские вузы

«Агрессор хочет захватить не только нашу территорию, но и наших детей. россияне считают, что украинские дети должны стать новой генерацией для армии рф, чтобы продолжать войну против нашего государства», — заявил уполномоченный Верховной Рады по правам человека Дмитрий Лубинец.

С 2014 года россия пытается стереть национальную идентичность у детей, живущих в оккупации. В Донецке, Луганске и Крыму уже выросло поколение учеников, для которых на первом звонке не звучал украинский гимн. После начала полномасштабного вторжения количество таких школьников выросло. Поэтому должны прилагать все возможные усилия, чтобы во время войны наша молодежь выезжала с временно оккупированных территорий и поступала в украинские учреждения высшего образования.

Впрочем, недавнее исследование показало значительное уменьшение количества абитуриентов из Крыма, во время Великой войны избирающих высшее образование на подконтрольной Украине территории. Так, в 2023 году это было только 86 абитуриентов против 397 в 2020-м. Это свидетельствует о наличии проблем, влияющих на решение украинской молодежи покинуть оккупированный дом.

Почему наши власти недостаточно борются за детей в оккупации и что нужно менять, чтобы россияне не стерли украинскую идентичность на ВОТ — в материале hromadske.

Почему поступление в украинские вузы — это важно?

По данным центра гражданского просвещения «Альменда», на временно оккупированной территории в настоящее время находятся более 615 тысяч детей школьного возраста, имеющих ограниченный доступ к украинскому образованию.

«Обучение в украинских учебных заведениях, даже дистанционное, позволяет интегрировать детей с ВОТ в наше общество, влиять на формирование их системы ценностей, извлекать их из среды влияния антиукраинской пропаганды и дезинформации», — говорится в отчете к опросу, проводимому «Альмендой» .

Кроме того, такая молодежь может стать примером подражания для других детей, которые остаются в оккупации. А еще — в будущем именно они будут помогать восстанавливать города и села после деоккупации. Речь идет не только о восстановлении городов и сел, но и о гуманитарной составляющей, предпринимательстве, культуре и том же образовании.

В центре гражданского просвещения отмечают, что Украина с начала войны и до сих пор формирует государственную политику, создает нормативные акты, которые должны обеспечить доступ к украинскому образованию и устранить дискриминацию, созданную оккупационными властями. В то же время сделанного все еще недостаточно.

Украинское правительство за почти 10 лет не выработало комплексного подхода к обеспечению образовательных прав жителей ВОТ, а отдельные инициативы, которые воплощали хаотически и бессистемно, не могут покрыть все вызовы, с которыми сталкиваются жители ВОТ, пытаясь реализовать свое конституционное право на образование.Из отчета центра гражданского просвещения «Альменда»

С 2014 по 2016 год Украина вообще не имела политик для поддержки поступающих с оккупированных территорий. Имея ограниченный доступ к украинскому среднему образованию, они должны были на общих началах поступать в вузы. То есть об условиях для интеграции в наше образовательное пространство тогда вообще речь не шла.

С 2016-го Украина ввела квоты и льготы для поступления абитуриентов с временно оккупированных территорий. Еще через 5 лет начали действовать образовательные центры «Крым-Украина» и «Донбасс-Украина» на базе заведений высшего или профессионального высшего образования. Их цель — помочь молодежи с оккупированных территорий.

Впрочем, количество абитуриентов из ВОТ становится все меньше, а сейчас критически мало, — заявил недавно То же, что уполномоченный ВР по правам человека — государственный правозащитник, которого назначает Верховная Радаомбудсмен Лубинец на мероприятии «Образовательный компас на украинское будущее для молодежи с ВОТ». Там и представили отчет от «Альменды».

Последствия «промывания мозгов» уже заметны?

В 2023 году в украинские заведения высшего образования поступили Согласно данным Единой государственной электронной базы по вопросам образования3675 детей с ВОТ. Это 1,7% от общего количества зачисленных на образовательный уровень «бакалавр» в 2023 году.

Следует отметить, что официально нельзя подсчитать, сколько учеников выпустились из школ в оккупации. В том же Крыму, как заявляла оккупационная власть, в украинские ВУЗы поступило только пол процента выпускников.

Подавляющее же большинство поступающих с ВОТ сейчас — с территорий, которые россия оккупировала после 24 февраля 2022 года. А вот абитуриентов из украинских регионов, которые под контролем россии еще с 2014 года, сейчас почти нет.

«Это объясняется продолжительностью их пребывания во временной оккупации под влиянием российской пропаганды, давлением и запугиванием оккупационных властей, ассимиляционными процессами и потерей гражданской и национальной идентичности у детей и их родителей», — объясняют авторы отчета.

Дмитрий Лубинец, уполномоченный Верховной Рады по правам человекаhromadske

С какими проблемами сталкиваются поступающие?

Лубинец отметил, что Офис омбудсмена посетил профильные образовательные центры. Во время общения с абитуриентами выяснилось, что они сомневаются относительно выбора образования на подконтрольной Украине территории, поскольку ради этого приходится преодолевать тяжелый путь через третьи страны. Это и риски безопасности, и финансовые затраты.

Уполномоченный Верховной Рады по правам человека обращает внимание еще на одну проблему — «подвешенный статус» и отсутствие уверенности в образовательном будущем:

«Ранее от 34% до 56% поступающих с ВОТ были зачислены на бюджет. Для новых абитуриентов фактически нет гарантии поступления на бесплатной основе. И это основной вопрос, с которым сталкиваются наши абитуриенты. Большая часть из них надеется, что будет учиться бесплатно».

Омбудсмен отмечает, что тем временем россия внедрила целую систему оповещения потенциальных абитуриентов с оккупированных территорий — им предлагают обучение на бюджете, трудоустройство и даже программы получения жилья.

Дети будут выбирать между теми условиями, которые могут предложить Украина и рф. Это при том, что только для выезда в Украину нужно проделать огромный путь. Поэтому аргументов от Украины должно быть больше.Дмитрий Лубинец, уполномоченный Верховной Рады по правам человека

В отчете «Альменды» говорится, что опрошенные абитуриенты были мотивированы выехать на подконтрольные территории, в частности, для сохранения идентичности, ощущения принадлежности к украинскому народу и государству. Кроме того, видели жизнь на неподконтрольной территории менее перспективной, а для кого-то была важна легитимность украинских образовательных документов.

В то же время они сталкивались со многими проблемами: недоступность некоторой информации, непризнание документов об образовании в оккупации, сложная процедура оформления, тяжелый выезд из ВОТ, предвзятое отношение уже на подконтрольной территории.

Дмитрий Лубинец отметил, что абитуриенты из ВОТ по понятным причинам имеют ограниченные знания по таким предметам как украинский язык и история Украины. Они же являются основой для поступления в учебные заведения.

К слову, в Донецке с 2020 года оккупанты вообще убрали украинский язык из программы. Между тем, около 50% украинских учебных заведений не проводят подготовительные курсы для поступающих с ТОТ, — подчеркнул Лубинец одну из проблем поступающих.

«Сейчас создание образовательных центров "Крым-Украина", "Донбасс-Украина" не достаточно. Их необходимо постоянно совершенствовать и развивать в соответствии с новыми вызовами», — отмечает омбудсмен.

Важна и финансовая составляющая, потому что для выезда нужны большие деньги. А потом возникают вопросы с проживанием: хватит ли места в студенческих общежитиях, как арендовать квартиру? На это все им тоже придется искать средства, если на бюджет поступить не выйдет.

Дмитрий Лубинец, уполномоченный Верховной Рады по правам человекаhromadske

Так что делать государству?

Офис уполномоченного Верховной Рады предоставил рекомендации Министерству образования и науки — в частности, создать отдельное структурное подразделение в МОН, сферой деятельности которого должно быть обеспечение образованием детей с временно оккупированных территорий. К его работе советуют привлечь и детей, которые когда-то решили приехать с ВОТ, чтобы поступить в украинские вузы. Ибо только у них такой уникальный опыт, который можно развить и для других.

Кроме того, стоит кардинально увеличить количество бюджетных мест для детей с ВОТ, — предлагает Лубинец.

«Понятно, что это дополнительная нагрузка на госбюджет. Но мы можем обращаться к нашим международным партнерам. На мой взгляд, если мы запустим информационную кампанию о том, что 100% украинских детей, которые выедут из ВОТ, будут учиться на бюджете, это будет основным критерием, который повлияет на решение о выезде из оккупации», — пояснил омбудсмен.

Он отметил, что не менее важно решить проблему с нехваткой информации и распространением ее на оккупированной территории. Этому мешает, среди прочего, и то, что россия блокирует украинские сайты.

Следует распространять информацию. Родственники на подконтрольной территории общаются с теми, кто находится в оккупации. Когда будет массовая информационная кампания для детей с ВОТ, это приведет к тому, что информация дойдет и до них.Дмитрий Лубинец, уполномоченный Верховной Рады по правам человека

Офис омбудсмена также рекомендует Министерству реинтеграции обеспечить бесплатное обучение со стипендиальной поддержкой на подготовительных курсах продолжительностью до года с последующим поступлением.

А еще — ввести отдельные образовательные курсы для интеграции в украинское общество молодежи, которая фактически всю свою сознательную жизнь проживала под оккупацией. Так же важно проводить работу с педагогами и школьниками, чтобы избегать случаев травли детей с ВОТ. Лубинец отметил, что к нему уже обращались из-за буллинга. Таких обращений пока немного, но есть тенденция к росту количества, что требует игры на опережение.

Еще одна из рекомендаций — поддержка учебных заведений, которые переехали на подконтрольные территории. Дети с ВОТ могут поступать в такие вузы — им будет легче, поскольку там их будут идентифицировать как своих по территориальному принципу и опыту оккупации, но одновременно и как украинцев в целом.

На мероприятии присутствовала руководительница Минреинтеграции Ирина Верещук. Чиновница отметила, что сейчас формируют бюджетные наработки на следующий год, поэтому она «видит работу, которую должна провести».

Я понимаю, что у нас не хватает координации на правительственном уровне. Правительство должно разработать реинтеграционную программу и найти средства.Ирина Верещук, глава Министерства по вопросам реинтеграции временно оккупированных территорий

Что ж, признание проблемы — первый шаг к ее решению. Кажется, этот процесс сдвинулся с тупика и вышел на уровень разработки полноценной государственной политики. В заключение омбудсмен Лубинец добавил, что уже на следующей неделе будет создана рабочая группа, которая будет работать над этой программой. В нее приглашены общественные организации и представители правительства.