Стратегический порт в Одесской области после приватизации попал под контроль компании со связями в россии

После приватизации бывшего государственного порта Усть-Дунайск его имущество получила в аренду компания «Краншип» из холдинга «Трансшип» пророссийского бизнесмена из Одессы Андрея Иванова.

Об этом говорится в расследовании hromadske.

Журналисты получили соглашение об аренде портового имущества, заключенное между компаниями «Эликсир-Украина» и «Краншип» в сентябре 2023 года. Позже «Эликсир» также передал «Краншипу» право застройщика в отношении этого объекта.

В начале 2023 года ООО «Эликсир-Украина» Валерия Вихренко купило Международный торговый порт Усть-Дунайск на аукционе у Фонда государственного имущества за 200 миллионов гривен. Одним из условий участия в аукционе было отсутствие связей с россией.

Компания «Краншип», которая позже получила контроль над имуществом порта, входит в холдинг «Трансшип» Андрея Иванова. Это группа компаний, которая на протяжении многих лет занималась перевалкой и перевозкой грузов в портах Черного моря и обеспечивала буксирное обслуживание. После оккупации Крыма тамошняя компания Иванова была перерегистрирована по российскому законодательству и продолжила работу в россии.

На протяжении многих лет компании группы фигурировали в расследованиях СБУ о незаконной перевозке людей из Крыма в материковую Украину.

В разговоре с hromadske Андрей Иванов утверждал, что он ушел из бизнеса, и отрицал, что «Краншип» работал в порту Килия в 2023 году: «Я ушел из бизнеса, я пенсионер. Сегодня моего бизнеса вообще нет. Я весь бизнес продаю».

В действительности «Краншип» получил портовые сооружения в аренду в 2023 году. Уже через несколько месяцев во время обыска Нацполиции, который проводился в рамках расследования дела об экспорте «черного зерна», в порту были изъяты сотни транспортных накладных «Краншипа». То есть компания активно перегружала зерно в порту в 2023 году.

Порт Усть-Дунайск на сегодня имеет единственную площадку в городке Килия, на которой обрабатывается примерно полмиллиона тонн грузов в год, в основном зерновых. После вторжения россии в Украину на некоторое время этот порт стал стратегическим активом, поскольку порты Одессы, Николаева и Херсона остановили свою работу и основной поток экспорта Украины был направлен через дунайские порты.