Потерять все и снова поверить в чудеса. Владелица первого в Украине 3D-дома
Возле дома необычной округлой формы суета: много машин и людей. Прошло более недели после того, как семье погибшего Ярослава Березова вручили ключи от дома. Но внимание до сих пор не стихает: здесь постоянный поток журналистов, партнеров, инженеров.
Среди этого коловорота теряется женщина. Неуверенно спрашивает, можно ли положить вещи или можно зайти.
«Пока что не пустили, идет съемка», — говорит, улыбаясь, Наталья.
Кто-то из партнеров проекта приносит ей цветы, поздравляет. Она же, похоже, еще не чувствует себя хозяйкой. Пока что ей удобнее всего в недостроенной мужем летней кухне, стоящей напротив нового дома. Там мы и говорим.
«Мы с дочерьми уже в ожидании, чтобы заехать. Но пусть уже все посмотрят, все пощупают. Потому что, честно, мы сами еще не нащупались. Как будто это все не с нами. До сих пор не верится, что это реальность и что бывает. Нам никто никогда не помогал…» — говорит Наталья Березова.
От их двухэтажного дома под Ирпенем, который муж построил своими силами, осталось само пожарище. Каким-то чудом, как говорит сама Наталья, ее семью выбрали на уникальный благотворительный проект — строительство первого в Украине дома с помощью 3D-принтера.
«Зай, дома нет»
Дом, в котором семья успела прожить всего год, превратился в руины еще в первые дни оккупации Ирпеня. Все имущество вместе с воспоминаниями в каждом углу стало пеплом. Впрочем, Наталья тогда не плакала. Главное, говорит, что все остались в живых.
«Мне уже был безразличен дом. Было одно в голове: “Лишь бы живые, лишь бы живые”», — вспоминает женщина.
Самая страшная для нее была ночь — на 4 марта 2022-го. Как раз с их стороны, возле Село в Бучанском районе Киевской области, в 10 километрах от Ирпеня.Михайловки-Рубежовки, россияне прорывались на Ирпень. Шли колонны танков, пехота. Возле дома были слышны бои. Внутри же сами от страха тряслись две девушки. Родители уехали в город в надежде найти какие-то продукты. Возвращаться было уже небезопасно. Но Ярослав помчался к дочерям.
Здесь было стрельбище. Мы сидели в погребе и слышали свист, прилеты, закрывали уши и открывали рот, чтобы нас не контузило. Слышали, как где-то совсем близко бегали «кадыровцы». А папа из погреба, когда ловил связь, координировал ТрОвцев: «Правее, ребята, левее, запускайте!».Анна, дочь Ярослава Березова
Аня, старшая дочь, которой тогда было 24, вспоминает: военные сказали, что шанс выйти оттуда есть только у девушек — идти пешком с поднятыми руками. Но они отказались уходить без отца. Наконец, с утра, на свой страх и риск, он вылетел на бусике со двора. Аня плакала в трубку маме: была уверена, что говорят в последний раз. Но уже через несколько минут они были вместе в Ирпене.
Впрочем, ненадолго. Ярослав сразу пошел в ТрО, отправив семью в Хмельницкую область.
Когда мы уезжали, Ярик сказал: «Зай, дома нет. Но ты не переживай, отстроимся, все будет хорошо, ты главное не переживай».Наталья, жена Ярослава Березова
Наталья об этом не волновалась и не плакала. Лишь ждала от мужа «плюсики» или смс. Рыдала только тогда, когда заветного «плюсика» не дождалась. Ярик погиб под Бахмутом 7 ноября 2022 года.
«Мне предложили 3D-дом, а я стояла и безразлично на них смотрела»
С тех пор для нее все потускнело. Как-то теснились в маминой квартире. А на помощь или Программа государственной помощи на восстановление поврежденного или разрушенного жилья в результате боевых действий.«єВідновлення» подаваться не было ни желания, ни возможности. Дом не был юридически оформлен. Сил и средств не хватало даже на снос: нужно было около 100 тысяч гривен.
«Подключились помочь ребята. У Ярика было много друзей. Хотя из них тоже уже многих нет… Они дали мой номер волонтеру. А та спросила, почему я не обращалась раньше. “Честно? Пофиг, — говорю. — Это ребята кипиш поднимают”».
Мне сказали, что со мной хотят пообщаться. 3D-дом какой-нибудь напечатать… А я такая: «Что?..». Мне потом заместитель мэра говорила: «Наташ, ну разве так можно? Люди тебе такое предлагают, а ты стоишь и безразлично смотришь на них». У меня же было полное безразличие к жизни.Наталья Березова, для которой благотворители построили 3D-дом
Идея построить первый жилой 3D-дом для одной из пострадавших семей принадлежит благотворительнице Инне Фурман. Участников выбирали из 30 семей. Когда Инна встретилась с Натальей, ей «екнуло».
«У Натальи действительно была патовая ситуация с документами. Я поняла, что все остальные хотя бы имеют возможность получить компенсацию. Сначала девушки были мнительными “ежиками”: какой-то фонд, какой-то дом напечатают… Думали, дежурные придут и расскажут, что помогут, а на самом деле нет», — вспоминает Инна.
От идеи до завершения проекта прошло около полутора лет. Наконец, немного пришла в себя и Наталья.
«Ну, значит, надо еще пожить, пожалуй. Такого я еще не видела. Все-таки есть еще что-то интересное в этой жизни», — говорит.
Чудо-дом
Наталья неслышными шагами ходит красиво украшенным домом. Пока что в кухне-гостиной продолжается совещание инженеров: советуются по улучшению показателей энергоэффективности.
«Мне нравится. Но не верится», — отвечает женщина, показывая свою спальню с отдельным санузлом.
В общей сложности в доме три спальни, одна из которых служит Эту комнату в доме называют «безопасной»: здесь окно поменьше, имеющее бронь-стекло, а стены укреплены монолитным бетоном так, что не проходит даже мобильная связь.укрытием, две ванные комнаты, просторная гостиная, переходящая в кухню-студию, и небольшой коридор. Здесь нет углов. Стены округлые — в виде бетонных «колбасок». Но подходят под стиль.
Пятиметровый 3D-принтер, принадлежащий Дом строил 3D-принтер от украинского стартапа 3D UTUукраинскому стартапу, печатал внутренние и внешние стены одновременно в три слоя. Внутри — утеплитель и Часть конструкции в виде бруса, балки или стального профиля используются для укрепления тонкостенных конструкций.ребро жесткости. Общая же толщина стены — 60 сантиметров.
Такой каркас на 130 квадратов построили за 4 дня. Из-за сильной жары должны были работать ночью. Специально разработанная цементно-песчаная смесь затвердела в считанные минуты. Это позволяло покрывать слой за слоем. В то же время само строительство длилось почти год.
«Проект так долго реализовывался, потому что он благотворительный, и все зависело от финансирования. К тому же у нас “с боем” подключалось электричество. Поэтому 4 месяца был простой. Вообще, такой дом от фундамента до крыши можно построить за 3 месяца», — говорит руководитель проекта Инна Фурман.
К созданию инновационного дома присоединились программисты, архитекторы, конструкторы и производители стройматериалов, мебели, бытовой техники — более сотни партнеров. Из-за того, что все предоставляли продукцию, а не деньги, полную стоимость дома благотворителям оценить сложно. Но ориентировочно строительство по 3D-технологии оценивают в В эту стоимость входят фундамент, стены, крыша, окна и двери.700 долларов за квадратный метр.
Это почти цена газоблока и в разы дешевле кирпича. Но качество, прочность и количество технологических процессов совсем другие. Это капитальное строительство, абсолютно надежное, долговечное, на 100 лет. Я понимаю скепсис многих, особенно поклонников старых технологий. Это нормально. Но я уверена — за таким строительством будущее. И уже скоро на уровне законодательства будет звучать такое понятие, как печать домов.Инна Фурман, руководитель благотворительного проекта «Объединенные ради победы»
«Все равно ты будешь моей»
Наташа с Ярославом познакомились на работе. Работали в оптовом магазине в Ирпене. Она продавцом, он грузчиком.
«Что это у нас за парень такой появился?» — спрашивала она игриво у девушек из отдела.
А парень не давал ей прохода, носил горстями конфеты. Казался мужественным, ответственным.
Когда она узнала, что он на 10 лет младше, — оцепенела от шока. Отказалась от встреч. На руках у нее была маленькая дочь от первого брака.
«Я говорила: “Ты что, гонишь? Мы не будем вместе. Так не должно быть”. Но он не сдавался. Всегда был рядом. И говорил: “Все равно ты будешь моей”».
На стене в летней кухне висит их фото: Наталья прижимается к мужу, Ярослав — в военной форме.
Он погиб, когда ему было всего 35 человек.
Женщина говорит: он хотел в армию еще в 2014-м, но тогда его не взяли из-за ограниченной годности. 2 года назад это решение уже не обсуждалось.
По-другому он не мог. Я его только умоляла, чтобы он не ехал в Бахмут. Он мог списаться по состоянию здоровья. А он мне ответил: «Ты забыла Бучу? У меня две дочери и жена. Ты хочешь, чтобы они снова сюда прошли и такое вытворяли? И я пацанов не брошу».Наталья, жена Ярослава Березова
По условиям проекта, Наталья год ничего не должна менять в интерьере нового дома. Но фото с Ярославом хочет иметь всегда на виду.
От себя же к организаторам у нее было единственное условие: не трогать деревья. Их на участке более 30: молодые яблоньки, черешни, вишни, абрикосы, персики. Эти деревья они с мужем сажали вместе.
«Это возможность больше рассказать о папе»
День открытия дома пришелся на 18-летие младшей дочери.
Алина тогда сказала: «Это папа сделал мне подарок на день рождения».
Старшая Аня вытирает рукой слезы. Тоже уверена: без помощи отца здесь не обошлось.
«Мы всегда говорили, что папа нам помогает. Он бы нас не оставил в такой беде. И это не просто история, что волонтеры помогли отстроить дом. А вот именно, что мы попали под этот уникальный проект, где будет много СМИ и где будет возможность рассказывать о папе больше и больше… Я так хотела что-то сделать, чтобы его помнили!»
«Да, это все в его стиле. Замутить, расшевелить, достать из-под земли…» — добавляет Наталья, которая рядом качает детскую коляску.
Лишь несколько недель, как она в свои 45 стала бабушкой — Аня родила мальчика.
Благотворительница Инна Фурман во время реализации проекта стала владелицей компании 3D UTU, занимавшейся печатью дома. По ее словам, этим домом и технологией вообще они хотели показать решение для масштабирования и возможности скорейшего восстановления. Это может быть решение о «печати» не отдельных домов, а целых улиц или даже городков — например, для переселенцев. Такие проекты, мол, экономически более выгодны.
На вопрос, есть ли уже планы на следующие программы по жилым домам по 3D-технологии, она ответила, что задумали один уникальный проект. Впрочем, подробностей пока что не раскрыла.